Главная страница =>педагогика=>оглавление
Подводя итоги всему написанному об учении как деятельности ученика и обучении как двустороннем процессе, в котором учащиеся осваивают знания, умения и навыки, следует отметить следую-
200
щее очень важное положение: как ни велики возможности учения и обучения в формировании личности учащегося, они реализуются в положительном направлении лишь при соблюдении определенных условий. Перед тем как назвать эти условия, укажем, что в обучении воспитывающее влияние на учащихся оказывают:
- содержание усваиваемого материала;
- формы и методы учебной работы;
-личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету, всему миру;
- вся обстановка в классе и в школе.
Кроме этих внешних по отношению к ученику и его деятельности условий воспитывающее влияние оказывают и мотивы учения - побудительные стимулы, причины, заставляющие ученика учиться. Их разделяют на социальные, коммуникативные, познавательные, личностные (стремление к самоусовершенствованию, самоутверждению). Они возникают сами, проявляясь в виде интереса к новым знаниям, потребности в освоении новых умений и навыков: изменяющиеся условия жизни, растущие возможности развивающегося организма неизбежно толкают ребенка к необходимости приобретения новых способов освоения и изменения окружающих его условий, приспособления к ним и их для себя. В то же время целенаправленное воспитание формирует и развивает интерес к знаниям и потребность в них: учителя так организуют процесс обучения, чтобы возбудить у учащихся интерес к учению, вызвать потребность в новых знаниях. В одних случаях потребность осознается на основе интереса и практической необходимости новых знаний, умений и навыков. В других же - на основе чувства ответственности, долга или даже страха перед наказанием за невыполнение заданий. Обычно это не один, а достаточно сложная комбинация нескольких или даже многих мотивов.
Естественно, что в этих неодинаковых случаях и воспитательное влияние деятельности учения, а значит, и всего процесса обучения будет неодинаковым по своей направленности. Одно и то же содержание усваиваемого материала может, таким образом, оказать и положительное, и отрицательное воспитательное влияние на учащихся в зависимости от мотивов выполнения ими деятельности учения.
Эти побудительные стимулы (мотивы) - интерес, необходимость, потребность, долг (ответственность), страх - могут иметь личностно-индивидуалистическую или общественно-альтруистическую направленность. Противопоставлять их, конечно, не следует, но важно достаточно определенно представлять негативные последствия развития крайних направлений. Как односто-
201
роннее развитие эгоистических мотивов, так и полное подавление мотивов личностно значимых не приводит к гармоничному развитию личности, оптимально сочетающей личные и общественные интересы. Достижение такого положения, когда в процессе обучения целенаправленно формируется личность в нравственном, эстетическом и интеллектуальном отношениях, обеспечивается при соблюдении следующих условий:
-в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания;
- усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются в реальной деятельности самих учеников, которая осознается учащимися как личностно значимая;
- процесс обучения способствует развитию и совершенствованию психических процессов учащихся;
- в обучении проявляется забота об укреплении здоровья учащихся;
- обучение осуществляется в положительной эстетической обстановке;
- отношения между учащимися имеют гуманистический характер;
- отношения с учителем имеют личностный характер: учитель заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но и в его судьбе.
О том, каким должно быть учение, формирующее морально ценную автономную личность, очень хорошо сказал еще в 1915г. П.П.Блонский в своей работе «Задачи и методы новой народной школы»: «Будущая народная школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача - создать чуткого к человеческой жизни человека, человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна человеку говорить о человеке». И далее:
«Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка -его наличное состояние... И наша ошибка в том состоит, что, поглощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка - это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»1.
Нужно только помнить, что в реальной жизни нет учения вообще, есть учение конкретного ученика, его деятельность в кон-
1Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.-Т. 1.-С. 59, 65.
202
кретных условиях. Не бывает учения вне возраста, вне индивидуальных особенностей учащегося. Соответственно не должно быть и обучения вообще, оно должно быть направленно на каждого учащегося, учитывать его возможности, мотивы учения и потребности.
Вопросы и задания
1. Дайте определение учению как средству воспитания.
2. Назовите виды учения как деятельности воспитанников.
3. Вспомните основные мотивы учения школьников.
4. Какие виды обучения встречаются в школьной практике?
5. При каких условиях обеспечивается воспитательная эффективность учения?
Рекомендуемая литература
БрунерД. Процесс обучения. - М., 1962.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.
Данилов М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы. - М., 1975. -
С. 82-113.
Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М., 1968.
Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи.-М., 1989.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.