Главная страница =>педагогика=>оглавление
В основе педагогической теории лежат те или иные философские концепции. Это естественно, поскольку исследовать проблемы обучения, образования и воспитания можно, лишь зная, что такое человек, в чем суть его ценностных ориентации. А это -предмет философии. Она изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления, познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Есть много философских систем. И философы, по словам Ушинского, смотрят на людей сквозь свои системы.
Проникаясь идеями той или иной философской системы, педагоги-исследователи рассматривают проблемы своей науки тоже сквозь призму системы определенных философских идей, развивают педагогические идеи на основе принятой ими философской концепции.
Как выглядит это на практике?
Например, существует распространенная философия диалектического материализма. Ее основными положениями являются первичность материи, единство и борьба противоположностей как движущие силы любого процесса, переход количественных изменений в качественные и др. Педагогика, развивающаяся на основе диалектико-материалистической философии, строит свои теории на основе этих положений. Так, принцип наглядности, в основе которого - признание, что познание мира начинается с чувственного восприятия, есть прямое следствие философского положения о первичности материи. Оно является основой теории наглядного обучения. Второе положение этого философского направления - о противоречиях тоже лежит в основе педагогической теории - теории о движущих силах воспитания: ими являются противоречия между имеющимся уровнем развития воспитанника и его потребностями, интересами, идеалами, т.е. между тем, что он может, и тем, чего он хочет добиться.
Рассматривая другие философские направления, например теологические (христианство, магометанство, буддизм, иудаизм), можно столь же ясно увидеть, что на их основе создаются свои, отличающиеся от прочих, теории воспитания. Религия утверждает первичность не материи, а духа, истина достигается не чувственным познанием, а божественным откровением, верой в высшее существо. Оно (Бог) является причиной всего. Божественное провидение, его промысел определят и успех научных изысканий, и общественные явления, и возможности развития личности.
Такие философские направления, как прагматизм, экзистенциализм и др., составили основу соответствующих педагогических теорий. Прагматизм в педагогике ведет к определению цели воспитания как подготовки к практической деятельности и использованию для этого соответствующих средств и методов (Дьюи). Экзистенциализм провозглашает целью воспитания самовыражение личности в условиях свободного выбора, минимума педагогических воздействий и максимума личной ответственности, опоры не на интеллект, а на эмоции ребенка (Сартр, Камю, Неллер).
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.