Главная страница =>педагогика=>оглавление
Почему общение является средством воспитания? Потому что используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение воспитанника, его отношение к предметам и явлениям, обога-
щать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.
Успех использования в воспитании этого инструмента зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А.А.Бодалевым:
1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;
2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;
3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними (Личность и общение. - М., 1983).
А.В.Мудрик обращает внимание учителей на необходимость подготовки школьников к общению. В содержание подготовки следует включить доступные знания теоретического характера и выработку умений общения. Для этого следует проводить беседы на такие темы, как, например: «Я, мы, они», «Как вести себя в ...», «Определение себя в мире», «Человек среди людей» и др. Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает в школе, должен заботиться о развитии свободного владения речью учащимися. С этой целью нужно проводить дискуссии, обсуждения, ролевые игры, а для усвоения стандартных приемов общения - собрания с их организационными правилами-ритуалами. Важно также вырабатывать умения различать виды общения (ролевое, партнерское, в группе и др.), чувствовать меру доверительности, определять характер отношения собеседника, его состояние и т.д. От всего этого зависит успешность общения, сила его воспитательного воздействия (Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. - С. 93).
Исследователи отмечают следующие общие черты успешного общения с учащимися, характерные для мастеров педагогического труда:
-личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек;
- умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;
- умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в данной ситуации;
- принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, как человека, равного по социально-психологическим параметрам;
- терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в судьбе воспитанника;
- широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками;
- умение внушить воспитаннику сознание его значительности.
А.В.Кан-Калик выделил до десятка различных отрицательных моделей общения педагогов с учащимися, в частности такие, как общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Понимание их сути поможет воспитателю избежать весьма распространенных ошибок.
Интересна в этом плане характеристика людей, ориентирующихся на неравные отношения в общении, данная в уже упоминавшейся книге Э.Шострома «Анти-Корнеги, или Человек-манипулятор». Не будем ее рассматривать, обратим лишь внимание на то, каковы некоторые причины сознательного или чаще неосознанного установления таких отношений: знание причин помогает в преодолении их следствий.
Во-первых, это то, что человек никогда не уверен в себе полностью, учитель - в том числе. Он знает, что успех его деятельности зависит и от деятельности учеников. Поэтому он старается добиться, чтобы ученики делали то и так, как он считает правильным. Заинтересовать всех и всегда невозможно. Отсюда - устрашение.
Во-вторых, человек хочет, чтобы все его любили, чтобы не было людей, которые плохо к нему относятся (из тех, во всяком случае, с кем ему постоянно приходится общаться). Для учителя это прямо связано с его профессиональными качествами. Добиться признания, одобрения своих учеников - важная задача для любого учителя, даже если он это и скрывает. Гипертрофирование этого требования к себе или желания быть таким порождает заигрывание с учениками.
В-третьих, человек не доверят другим людям, особенно в условиях так называемых рыночных общественных отношений. Он боится полной откровенности и даже просто откровенности в отношениях с людьми и учениками в том числе. Это заставляет его выдерживать дистанцию в общении.
В-четвертых, человек не может изменить все в своих интересах, учитель, тем более, не может создать себе и детям желаемые условия для жизни, общения. Понимание этого может вызывать неуверенность и даже отчаяние, а следствием могут быть самые разнообразные способы ухода от гуманистического решения проблем - и официальность в общении, и установление дистанции, и демонстрирование безразличия, и заигрывание, и устрашение.
Н.Е.Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:
- формирование чувства Мы с воспитанниками;
- установление личностного контакта с детьми;
- демонстрация им собственной расположенности;
- показ ярких целей совместной деятельности;
- подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;
- постоянное проявление интереса к своим ученикам;
- оказание и просьба помощи'.
Обратимся, наконец, к правилам общения, сформулированным еще в 30-е гг. XX в. американским психотерапевтом и бизнесменом Дейлом Карнеги. Они и сейчас представляют исторический интерес и не только для бизнесменов, но и для воспитателей. Вот некоторые из этих правил (в сокращенном виде), сформулированные на основе учета того, что ждет собеседник от партнера: 1) искренне интересуйтесь собеседником; 2) улыбайтесь, будьте рады общению и не скрывайте этого; 3) обращайтесь к собеседнику по имени; 4) умейте слушать, поощряйте собеседника говорить о себе; 5) говорите о том, что интересует собеседника; 6) искренне внушайте собеседнику сознание его значимости; 7) хвалите за малейший успех; 8) уважайте мнение собеседника; соглашайтесь, становитесь на его точку зрения; пусть собеседник думает, что ваша (эта) мысль принадлежит ему2.
В этих рекомендациях, как и в других, хорошо заметно главное условие успеха педагогического общения как средства воспитания:
оно должно быть общением воспитанника с воспитателем (собеседник должен говорить о себе, разговор должен быть об интересующем собеседника, в общении утверждается значимость собеседника и т.д.), деятельностью воспитанника, управляемой и направляемой воспитателем.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите схему 7 классификаций педагогического общения. Определите основания, по которым различные виды общения разделены на типы, стили, на прямое и опосредованное.
2. Вспомните, какие средства используются в общении для передачи информации.
3. Назовите четыре функции общения.
Рекомендуемая литература
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. - Разд. 2. .
1См.: Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993. -
С. 20-23. 2 См.: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990.
Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы
философии. - 1979. - № 8.
Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1987. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. Шуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.,
Схема 7
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.