Главная страница =>педагогика=>оглавление

3. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников


Общение детей различного возраста, подростков и взрослых характеризуется целым рядом особенностей, различиями форм и содержания. В своей книге «Общение как фактор воспитания школьников» А. В. Мудрик уделил значительное внимание этой проблеме. Он предложил типизацию общения школьников в зависимости от их возраста. Вместе с характеристикой школьника как субъекта общения эта типизация в наибольшей мере раскрывает суть общения как средства воспитания, акцентируя внимание на той его стороне (на учащихся, а не на педагогах), от которой в конечном счете зависит воспитательный результат общения.
Основу содержания общения воспитанников в возрасте до 17 лет составляет интерес к окружающему миру, людям и самому себе. Конкретизируя это положение, А.В. Мудрик выделяет четыре наиболее важных аспекта (пласта), из которых складывается содержание общения:
1) предметная сторона бытия (предметно-эстетическое окружение, содержание и способы жизнедеятельности);
2) событийная сторона жизни (жизнь семьи, сверстников, воспоминания, планы);
3) эмоциональные аспекты жизни (впечатления, реакции, настроения, переживания);
4) идейно-нравственная проблематика (взаимоотношения людей, жизненные планы, смысл жизни).

В различные возрастные периоды конкретное наполнение этих пластов содержания и их соотношение неодинаковы и определяются эмоционально-смысловой доминантой общения, являющейся сердцевиной его содержания1.
Содержание и характер общения в разные возрастные периоды
можно представить следующим образом.
Общению в дошкольном возрасте невозможно дать какую-либо общую характеристику: время от рождения ребенка до поступления его в школу - это целая эпоха. Ее периоды характеризуются кардинальными изменениями во всех системах взаимодействия с миром: от неумения распознавать предметы до знания функций фактически всех окружающих объектов, от неумения передвигаться до быстрого освоения пространства различными способами, от неспособности выразить свои чувства до уверенного владения языком, мимикой и жестами как средствами общения и т.д. Коренным образом изменяется за пять-шесть первых лет жизни ребенка и содержание его общения со взрослыми и сверстниками:
если младенец со своими сверстниками совсем не общается, то полуторагодовалый-двухлетний ребенок проявляет интерес к таким же малышам, правда, более в плане определения «что это такое», трехлетние же дети хотят играть со своими сверстниками, а
пятилетние - уже знать о них («какие они»).
В первые месяцы жизни содержание общения ребенка заключается в физических и эмоциональных контактах с матерью и в меньшей мере со взрослыми ближайшего окружения. Удовлетворение потребности в этих контактах составляет, очевидно, эмоционально-смысловую доминанту общения в возрасте до полутора-двух лет (хотя уже после двух месяцев интенсивно развивается интерес малыша к предметному окружению). Исследователи отмечают, что «между вторым и шестым месяцами у младенца и матери возникает особая связь, и малыш ведет себя... так, словно он и мать вместе представляют собой некую автономную и в то же время «всемогущую» систему. ...Связь с матерью подстраховывает беспомощное существо и закладывает в его примитивной психике ощущение защищенности...». Именно это длительное ощущение - «одно из основных условий здорового душевного развития ребенка, включая и развитие глобального Я»2.
Наблюдения и специальные исследования позволили установить, что вынужденное длительное расставание с матерью детей
1 См.: Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. -
С. 30-34. 2 Блага К., Шебек М.Я- твой ученик, ты - мой учитель. - М., 1991. - С. 17-18.

в возрасте до двух лет (а для детей этого возраста целые сутки -это уже длительное время, тем более, несколько суток) ведет к шоку и депрессии, которые проявляются у разных детей неодинаково. У одних это реакция отчаяния: ребенок плачет, почти не переставая, целый день, даже несколько дней. Он не играет, ничем не интересуется, отказывается от пищи. У других это проявляется в резкой заторможенности: ребенок мало двигается, не плачет, но и ничему не радуется, равнодушно подчиняется требованиям взрослых; глаза тускнеют, теряют выражение, мимика отсутствует. И в первом и во втором случае дети вдруг чем-то заболевают: повышается температура, расстраивается желудок. Восстановление контактов с матерью немедленно меняет картину: ребенок выздоравливает, лицо приобретает обычное детское выражение и т.д.
Но важен вот какой факт: если такие перерывы в контактах происходят с непродолжительными перерывами несколько раз, ребенок перестает к ним стремиться. Потребность в эмоциональных контактах с матерью угасает (К.Обуховский). Возможно пережитое чувство страха и беззащитности вырабатывает новое отношение к миру вообще, если не был найден объект, замещающий мать?
После двух лет потребность в эмоциональных контактах с родителями преобразуется, интеллектуализируется. Увеличивающиеся возможности ребенка в освоении пространственного и предметного окружения приводят к тому, что родители перестают быть единственными, кто может удовлетворить потребность в общении. Появляется потребность в контактах с другими людьми - детьми и взрослыми, причем интерес к детям и потребность в общении с ними растут в этом возрасте быстрее. Главным содержанием общения как со взрослыми, так и со сверстниками является обмен информацией об окружающем предметном мире. Интерес к нему составляет, вероятно, основу эмоционально-смысловой доминанты видимого слоя общения в возрасте от двух-трех до пяти лет. Но в целом, скорее всего, дело обстоит гораздо сложнее.
Появляющиеся где-то в возрасте около двух с половиной лет первые представления о себе как образе Я и развивающаяся способность анализа своего положения среди людей постепенно разрушают младенческое впечатление постоянной безопасности и благополучия в присутствии родителей, которые теперь не только защищают, но и требуют. Ребенок уже испытывает настороженность и даже страх перед незнакомым, даже улыбающимся ему человеком. К трем годам начинает развиваться чувство тревоги за собственную нужность другим и обостренное стремление к утверждению собственного позитивного Я в системе отношений со

взрослыми. Осуществляется это самыми неподходящими, с точки зрения взрослых, способами, суть которых воспринимается как «обратить на себя внимание». Однако в большей мере их содержанием является «проверить отношение к себе». Стремление утвердить взрослых в их положительном к нему отношению очень наглядно проявляется в том, например, что обиженный наказанием ребенок немедленно ищет проявление любви к нему со стороны наказавшего (его обидчика!), признания и подтверждения того, что он хороший.
Это на долгое время (а может быть, и навсегда) становится важнейшим мотивом общения. Значит, эмоционально-смысловой доминантой общения в этом возрасте является (наряду с отмеченной) утверждение позитивного отношения со стороны взрослых, которого ребенок добивается исключительно «детскими» способами, совершенствующимися к четырем-пяти годам, имеющими характер приспособления. Очевидно, что нарастание интереса к предметному миру и даже полное погружение в него в определенных случаях связаны с тем или иным разрешением проблемы утверждения своего позитивного Я, что происходит, как правило, еще до поступления в школу.
С 6-7 лет главной задачей и проблемой для ребенка является установление эмоциональных контактов со сверстниками, расширение контактов со взрослыми. Для детского типа общения (школьников I-IV классов) свойственна прежде всего потребность в совместном времяпровождении со сверстниками, в общении с ними по поводу событий их жизни, впечатлений об окружающем мире. Избирательность, устойчивость и глубина эмоциональных дружеских отношений, впечатления от которых остаются надолго, а нередко и на всю жизнь, характерны для многих младших школьников. В общении со взрослыми дети 6-10 лет характеризуются большой доверчивостью, стремлением показать свои знания, продемонстрировать умения и получить оценку своим действиям, приобрести знания о предметах, явлениях, научиться полезным умениям. Дети этого возраста, как и старшие дошкольники, понимают свою полную зависимость от взрослых и нередко из-за чрезмерных требований с их стороны или неумения выполнить непосильное требование испытывают постоянное чувство страха и вины перед ними. Это накладывает существенный отпечаток на характер общения: боязнь говорить правду и вообще говорить при острой потребности в этом, уход в игру, стремление к объединению в замкнутые группы («тайные общества»), детская ложь и безудержное фантазирование и т.п. Таким образом, эмоционально-смысловой доминантой общения младших школьников являются окружающие люди, познание их и установление отношений с ними.

Детям и в этом возрасте еще хочется той слитной могущественности с родителями, о которой они не помнят, но как-то чувствуют ее былое присутствие в младенчестве и последействие в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. С двух-трехлетнего возраста они испытывают трагическую «несправедливость» постепенного, но неуклонного сокращения их прав и возможностей влияния на взрослых. Этот процесс особенно интенсивно развивается, когда ребенок становится школьником: прав у него не прибавляется, а обязанности возрастают. «Трагедия» усугубляется во многих случаях тем, что с уменьшением возможностей влияния на взрослых не расширяются его возможности и обязанности по участию (равноправному!) в жизни.
Подростковый тип общения характерен для учащихся V-VII классов. Его эмоционально-смысловой доминантой является решение подростком проблем собственного становления. Школьникам этого возраста свойствен обостренный интерес к собственным возможностям, стремление научиться как можно большему, усовершенствовать себя (быть сильным, много знать, уметь и т.д.). Это определяет их ориентацию на общение со старшими, взрослыми и почти полное игнорирование младших. Вместе с тем в отношении ко взрослым растут настороженность и отчуждение, поскольку они в большинстве случаев ограничивают их свободу, не помогая в практическом освоении новых способов деятельности. Спортивный тренер, мастеровитый сосед, умеющий что-то делать старший нередко намного привлекательнее для подростка, чем родители-интеллектуалы, требующие послушания и усердия в учебе и не помогающие осваивать что-то новое и важное в плане практической деятельности и видимого совершенствования себя. Общение осложняется также эмоциональной неустойчивостью, возросшими трудностями в достижении успеха в основном виде деятельности - учении, отсутствием в большинстве случаев реальной помощи, так необходимой и ожидаемой в решении жизненно важных для подростка проблем. Предметом особой озабоченности младших подростков является их положение в коллективе сверстников в семье. «Нанося ущерб положению пятиклассника в коллективе сверстников, а также в семейном коллективе, учитель в такой же мере теряет влияние на его поведение, в какой и приобретает его, если упрочению этого положения всемерно способствует»'.
Для школьников VIII-IX классов (переходный тип общения) эмоционально-смысловой доминантой общения становится сам подросток как субъект взаимодействия. Целью общения в этом
1Краковский А. П. О подростках. - М., 1970. - С. 40.

возрасте является установление благоприятных отношений, совершенствование своих способностей общаться с другими людьми и получать удовлетворение от общения с ними. Интерес к содержательно-деятельностной стороне жизни падает, зато резко возрастает интерес к эмоциональным ее аспектам и на этой основе - к художественной литературе, изобразительному искусству. Обменяться впечатлениями, настроениями, проявить свое отношение, причем в бурной эмоциональной форме, характерно для содержания и формы общения подростков этого возраста. Нескрываемый интерес к другому полу и сексуальным вопросам определяет важную сторону содержания общения между подростками. Проявляется и тенденция доверительного общения со взрослыми, которые в большей степени могут помочь в ориентации подростка в проблемах эмоциональных, чем это было в недавнем прошлом при решении проблем освоения
предметно-познавательной деятельности.
В общении со взрослыми старшие подростки предъявляют очень
высокие требования к ним. Они боятся и не терпят всевластия воспитателей, высоко ценят разносторонность и глубину знаний, умение их изложить грамотно и доступно, нетерпимы к неосведомленности, грубости, фальши, недобросовестности. Учителя и родители не должны демонстрировать им свои слабости, так как они резко меняют свое положительное мнение о человеке, если обнаруживают в нем недостатки. И наоборот, они очень отзывчивы на вежливость, доброту, помощь в обретении популярности: «Повесьте на видном месте фото старшего подростка; позаботьтесь при этом, чтобы текст, помещенный под ним, служил к тому же еще и цели удовлетворения потребности что-то значить, - и «свяжете» вы его по рукам и ногам крепче любого дисциплинарного средства»1. Д.Карнеги - известный американский специалист в области человеческих взаимоотношений утверждал, что «стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного. ...Именно это стремление побуждает многих подростков становиться гангстерами и
убийцами»2.
Для этого возраста характерно возникновение интереса к родителям, к своим «корням», болезненная реакция на негативное
отношение к ним со стороны других людей.
В старшем школьном возрасте доминантой в общении является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых для него
1 Там же. -С. 132. 2 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,


сферах жизнедеятельности. Содержанием общения для учащихся X-XI классов становится обсуждение их будущего - профессионального, семейно-бытового, идейно-нравственного. Старшеклассников интересует искусство и политика, экономика и право, они с интересом занимаются спортом, участвуют в различных видах труда. Но в любой деятельности на первый план для них выступают проблемы взаимодействия между людьми, идейно-нравственных отношений, соотнесенности выполняемых действий с выработанными жизненными планами или возникающими намерениями долговременного характера. Если не во всех, то во многих случаях уровень требований к жизни оказывается значительно более высоким, чем реально представленный в опыте житейских отношений. Поэтому развиваются негативизм в оценках, установка на отрицательную позицию в общении, которую старшие школьники стараются скрыть (иногда достаточно успешно) или вообще ограничить круг общения, пытаясь решить мировоззренческие проблемы самостоятельно или в узком кругу доверенных лиц. Требование высокого профессионализма, строгой идейной ориентации и бескомпромиссной нравственности для значительной части старшеклассников определяет характер общения со старшими и в определенной мере - со сверстниками. Потребность в реальном персонаже, воплощающем в себе основные черты идеала, становится исключительно высокой, в большинстве случаев с той или иной степенью обоснованности реализуется и по нему сверяются отношения с другими людьми.
Таким образом, содержание общения включает в себя различные аспекты жизни: эмоционально-физиологическую сферу бытия, познание и освоение предметного окружения индивида, событийно-эмоциональные аспекты жизни, идейно-нравственную проблематику. Соотношение этих частей в различные возрастные периоды, которые подвижны, индивидуальны, зависит от половых особенностей и условий жизни воспитанников, определяется эмоционально-смысловой доминантой общения.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление