Главная страница =>педагогика=>оглавление

1. Педагогический процесс - процесс продвижения к цели воспитания


Цель воспитания достигается в результате продолжающегося всю жизнь изменения человека под влиянием целенаправленного воздействия воспитателей и самоусовершенствования воспитуемых.
Продвижение к цели воспитания осуществляется в результате совместной деятельности воспитателей и воспитуемых. Воспитатели оказывают на воспитанников влияние, организуют их деятельность, создают условия для выполнения деятельности и проявления самостоятельности.
Воспитанники под воздействием воспитателей в соответствии с собственными потребностями, интересами выполняют действия, участвуют в деятельности. На основе эмоционального восприятия окружающего мира, осмысления происходящего и участия в разнообразной деятельности воспитанники формируют свои представления о предметах, явлениях, своем месте в природе и обществе, развиваются физически и духовно, постепенно включаются в систему общественных отношений.
В своем развитии от рождения до взрослого состояния и вплоть до кончины человек проходит длинный ряд ступеней, последовательно сменяющих друг друга состояний. Правда, эти слова («состояние», «ступень») неадекватно отражают истинное положение, поскольку развитие человека динамично, недискретно. Реально в нем нет ступеней, нет таких «состояний», когда в человеке как существе биологическом и социальном ничего не изменилось бы. Выделяются же они для удобства рассмотрения, анализа явления.
Таким образом, продвижение к цели воспитания есть процесс. Процесс вообще - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата, или последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь (Советский энциклопедический словарь. - М., 1980. - С. 1087). В данном случае имеет место как совокупность действий воспитателей и воспитанников для достижения цели воспитания, так и последовательная смена состояний человека в развитии его личности, что делает этот процесс значительно более сложным по сравнению с други-
80
ми. П.Ф.Каптерев назвал его педагогическим процессом (1904 г.) и определил как всестороннее усовершенствование личности, которое является индивидуально-общественным и самодеятельным по своей природе. Он прямо отождествлял педагогический процесс и воспитание: «Сущность воспитания и образования может быть определена так: педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности...»1.
За два с половиной столетия до П. Ф. Каптерева великий Я. А. Коменский отстаивал ту же идею всестороннего развития каждого человека: «Мы желаем, чтобы каждый получивший правильное образование человек достиг полноты культуры не только в одном, или некоторых, или даже многих направлениях, но во всех, способствующих совершенству человеческой природы»2. Причем Коменский считал, что эту задачу можно решить только «...всеобщим образом, т.е. всеохватно и всенародно, как еще не делалось от начала мира»3, и при условии, что человек будет проходить школу воспитания от рождения и до самой смерти:
«...дети и юноши будут знакомиться с миром, усваивать знания, развивать свой ум и учиться полезным делам; зрелый возраст -тоже школа, взрослые люди должны: 1) изучать историю, чтобы почерпнуть в ней примеры; 2) искать в ученых книгах общезначимое значение; 3) упражнять себя в непрестанной деятельности ... в школе старости надо учить и учиться тому, каким образом старые люди должны иметь возможность, уметь и хотеть: 1) правильно наслаждаться плодами проведенной жизни; 2) правильно проводить остаток жизни; 3) правильно завершить всю свою земную жизнь...»4.
В XIX - начале XX в. было высказано и поддержано многими иное мнение: процесс воспитания состоит как бы из двух частей:
формирования личности под влиянием целенаправленных воздействий (воспитание в узком смысле слова) и формирования личности вследствие непреднамеренных, в том числе случайных, влияний. Вместе преднамеренное и непреднамеренное воспитание объединяются в понятие социальное формирование личности.
В соответствии с этим воспитание не отождествляется с педагогическим процессом. Педагогический процесс - это преднамеренное воспитание, осуществляемое педагогами, воспитателями, родителями. Изменения личности, происходящие под воздействием других влияний, непреднамеренных воздействий природ-
1 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 179.
2 Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В2т.-М., 1982.-Т. 2.-С. 384.
3 Там же. - С. 285.
4 Там же - С.442,449,452.

ного и социального окружения, - это не педагогический процесс. Эти влияния воспринимаются и трансформируются воспитанниками без контроля со стороны воспитателей и, поскольку не являются целенаправленными, не могут считаться педагогическими (см.: Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А.Данилова и Н.И.Болдырева. - М., 1971.-С. 45-47).
Однако во второй половине XX в. во всем мире наметилась устойчивая тенденция сужения среды непреднамеренных влияний на человека, его личность. Общество, государство всемерно стараются взять под свой контроль все оказываемые на человека влияния, сделать их целенаправленными. Укрепляются позиции и расширяется влияние социальной педагогики, исследующей проблемы воспитания людей вне традиционных официальных воспитательных учреждений.
Показательно в этом плане изменение в конце XX в. отношения к организации школьного дела и вообще воспитания в США: если до 80-х гг. функции школы и общества по отношению к воспитанию и образованию рассматривались преимущественно как раздельные (школа учит, а семья и общество воспитывают), то к 90-м гг. положение существенно изменилось. В 1990 г. губернаторы штатов под руководством президента разработали программу «Америка-2000». В ней были определены направления и основные меры по развитию системы образования в стране. Всего было определено шесть направлений: 1) совершенствование дошкольного воспитания; 2) обеспечение готовности всех детей к обучению в школе; 3) увеличение охвата молодежи полным средним образованием до 90%; 4) обучение всех учащихся на высоком уровне современных требований; 5) достижение мирового уровня преподавания математики и естественных наук; 6) создание в каждой школе дисциплины и порядка.
Позже конгресс принял эту программу в качестве закона, дополнив ее двумя направлениями: 1) совершенствование педагогического образования;
2) вовлечение родителей в обучение и воспитание детей в школе. В школьных округах в рамках этого закона разрабатываются свои конкретные программы, в которых предполагается, например, вовлечение всех жителей общины в деятельность школы. Таким образом, явно заметна тенденция привлечь все общество к решению проблем образования и воспитания.
Следует отметить, что в СССР еще в 1976 г. была поставлена в качестве общегосударственной задача комплексного подхода к воспитанию, т.е. обеспечения таких условий, когда все общественные институты осуществляли бы свою деятельность так, чтобы она положительно воздействовала на детей, молодежь, на все население в идейно-политическом, трудовом, нравственном, эстетическом, умственном и физическом отношениях. На фоне

практически осуществлявшегося перехода ко всеобщему среднему образованию и реальных усилий общества по педагогизации условий жизни обеспечение единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп населения теоретически выглядело вполне осуществимым. Необходимо было только сделать решительные шаги по демократизации общественных отношений, стимулированию инициативы граждан, установлению справедливости в распределении национального продукта. Меркантилизм и интеллектуальная ограниченность правящей верхушки и формировавшегося подспудно класса новой буржуазии не позволили реализовать поставленные задачи в намеченных направлениях. Но они стали еще более массированно и эффективно решаться в 90-е гг. в направлении тотального формирования в сознании всего населения ценностей буржуазного общества. Так что и в современных условиях идея комплексного подхода к воспитанию не потеряла своего значения. Изменилось только направление воспитательных влияний, которые осуществляются еще более эффективно, чем в 70-е и, тем более, в 80-е гг.
Все это подтверждает актуальность мыслей П.Ф.Каптерева, сформулированных им в одном из своих главных трудов -«Педагогический процесс»: «Образование в стране осуществляется не только школой, органами его в известной мере служат еще семья, общество, государство, церковь. Школа, чтобы действовать уверенно ...должна определить свои отношения к перечисленным органам просвещения. ...Степень народной культурности, духовной и материальной, умение или неумение народа образовывать кружки, союзы и ассоциации для достижения общественных целей, поверхностный или глубокий интерес к вопросам духовной и общественной жизни - все эти и подобные условия и особенности народной жизни, ее порядки и формы со страшной силой давят на формировку поколений в известном направлении, и уйти, увернуться от этого давления строя общественно-государственной и семейной жизни невозможно»1.
Такое понимание педагогического процесса характерно в принципе и для конца XX в. Например, Б.Т.Лихачев определяет педагогический процесс как «целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей»2.
1Каптерев П. Ф Избранные педагогические сочинения. - С. 228, 426. 2 Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992. - С. 102.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление