Главная страница =>педагогика=>оглавление

Глава IV ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Самым важным вопросом в педагогике всегда был и остается в настоящее время вопрос о сущности воспитания, о сущности предмета, который исследует педагогика. П.П.Блонский в 1928 г. в статье «Как я стал педагогом» писал: «Я думал, что и педология, и психология лучше подготовят меня к педагогике и, в частности, помогут мне выяснить самый интересный для меня вопрос: что такое воспитание»1. К этому времени им были написаны «Задачи и методы новой народной школы» (1915), «Трудовая школа» (1919) и многие другие работы по педагогике, а его «Педагогика» к 1924 г. была издана 6 раз. И тем не менее самым интересным вопросом для него - одного из талантливейших педагогов XX в. -был вопрос: «Что такое воспитание?». Какой же ответ дает на этот вопрос современная педагогика?
Воспитание - это длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом. Образно говоря, организацию этого процесса можно представить в виде некоей «лаборатории», в которой в гигантской реторте выплавляются человеческие характеры, а «топливо» для этой реторты доставляют те, кто занимается воспитанием.
Это видимая сторона воспитания. А тот процесс, который протекает в реторте и не прекращается после «извержения» из нее, -это незаметная, невидимая сторона воспитания, но самая существенная, являющаяся самой его сутью. Его результатом являются изменения организма и личности воспитанника. Воспитанники -не только материал, преобразуемый в ходе этого процесса, но и, говоря химическим языком, его катализатор, каким-то нередко необъяснимым образом они сами «подбрасывают дрова в топку котла», в котором выплавляются их характеры. Однако все это слишком вольные образы, которые лишь вызывают вопросы, но отнюдь не являются ответами на них.
1 Блочский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.-Т. 1.-С.38.

Учитывая масштабность и многогранную сложность этого процесса, рассмотрим его в два этапа: сначала осветим его «внешнюю», видимую, сторону, а затем в следующей главе - сущность самого процесса воспитания.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление