Главная страница =>педагогика=>оглавление
После Коменского многие ученые занимались исследованием проблем воспитания, т.е. проблем собственно педагогических. Среди них следует упомянуть прежде всего Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Он первым обратил внимание на то, что ребенка нужно обучать и воспитывать, максимально полагаясь на его собственные интересы, его выбор, его действия. Не строгая регламентация, не подавление личности, а косвенное воздействие, руководство интересами, побуждение и создание условий для самостоятельного решения воспитанником вопроса - в этом суть свободного воспитания. Это существенный шаг вперед по сравнению с педагогикой Коменского: в своем учении Коменский всецело полагался на то, что учитель, воспитатель должен мудро и уверенно вести за собой детей. У Руссо иная позиция: мудрый воспитатель должен создавать условия и побуждать детей к тому, чтобы они сами открывали истину, были в известной мере независимыми от воспитателя даже в пору ученичества: правильное воспитание - это создание условий для самовоспитания.
Из других западных ученых-педагогов, оказавших значительное влияние на развитие педагогики, следует назвать швейцарского ученого И.Г.Песталоцци (1746-1827), который развил учение о том, что целью воспитания является развитие природных сил и способностей ребенка. Обучая детей, можно не только обогащать их знания, но и развивать их ум, физические силы, нравственные наклонности. По Руссо, «саморазвивается» в ребенке то, что есть в нем от природы. Песталоцци утверждал, что развивать можно и следует, обучая. И он разработал оригинальную, во многом не потерявшую до наших дней методику элементарного развивающего обучения, физического, трудового и нравственного воспитания с помощью строго продуманных упражнений. Что здесь нового? Ребенок, обучаясь по правильно организованной системе (методике), не просто узнает то, что должен уметь, - он развивается, совершенствуется в умственном, физическом и нравственном отношениях.
8
Немецкий педагог И.Ф.Гербарт (1776-1841) сделал продуктивную попытку выделить ступени обучения, т.е. рассмотреть структуру процесса обучения таким образом, чтобы можно было им управлять, рационально его организовывать. По Гербарту, обучение проходит через четыре ступени: 1) ясность (первоначальное ознакомление с изучаемым на основе объяснения учителя с применением наглядности); 2) ассоциация (установление связи нового с известным); 3) система (выделение основных положений, поиски выводов, формулирование правил, законов); 4) метод (применение полученных знаний, выполнение упражнений, отыскания способов приложения знаний к новым явлениям и фактам, что требует творческого мышления). Эта структура очень похожа на традиционно рассматриваемую в нашей отечественной педагогике и основанную на схеме процесса познания: восприятие - осмысливание - закрепление - применение знаний в практической деятельности.
В отличие от своих великих предшественников, Гербарт не верил во всемогущество одного, универсального метода обучения. Он рассматривал три метода: описательное обучение, аналитическое и синтетическое.
Гербарт ввел в педагогику понятие и сам термин воспитывающее обучение. Он первым совершенно определенно указал на то, что нет самостоятельных процессов обучения и воспитания, есть единый сложный процесс воспитывающего обучения, в котором самое главное - пробудить и развить у ученика интерес к образованию. Известный русский педагог П.Ф.Каптерев справедливо утверждал, что Гербарта следует считать отцом учения о воспитании как организации деятельности, основывающейся на интересах. Педагогика Гербарта есть педагогика интереса (он рассматривал различные виды интереса: непосредственный и опосредованный; интересы, соответствующие опыту, - эмпирический, спекулятивный и эстетический, - и интересы, соответствующие общению, - симпатический, социальный, религиозный). Основными путями воспитания являются управление (внешнее дисциплини-рование, умение занять ребенка полезными занятиями путем организации режима, жизни и деятельности) и воспитывающее обучение, существенной, неотъемлемой частью которого является нравственное образование. В нравственном воспитании основой должно служить все лучшее в ребенке. Деятельность воспитателя должна быть направлена на возбуждение, поддержание и развитие чувства собственного достоинства воспитанника с помощью одобрения его хороших поступков. Провинности же, дурные наклонности следует пресекать решительно и даже самыми суровыми методами. За это Гербарта критиковали сторонники гумани-
9
стической педагогики, нередко перечеркивая его действительный вклад в развитие науки.
В западной педагогике XX в. замечательный след оставил американский ученый Джон Дьюи (1859-1952). В противовес господствовавшей в начале XX в. школе приобретения знаний, школе, оторванной от жизни, Д.Дьюи создал школу-лабораторию, школу действия. В ней обучение основывалось на организации самостоятельного поиска детьми ответов на вопросы практического, жизненного для детей характера. Роль учителя в этой школе - в пробуждении пытливости у детей и руководстве их самодеятельностью. Знания ученики получали в активной практической и познавательной деятельности. Школа Дьюи - это школа труда, в которой практически полезная деятельность, труд являются основой учебной и воспитательной работы. Идеи Дьюи оказали сильное влияние на развитие мировой педагогики XX в. Углубление представлений о принципах сознательности, активности, связи обучения с жизнью, о развивающем обучении тесно связано с идеями и практической работой этого великого американского педагога и философа.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.