Главная страница =>педагогика=>оглавление

12. Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании


В педагогических исследованиях используются и другие методы. Их описание можно найти в специальной литературе. Однако может возникнуть вопрос о правомерности такого многообразия методов исследования. Ведь в естественных науках пользуются почти исключительно экспериментом. Там только те сведения считаются достоверными, которые подтверждены экспериментально.
Конечно, в значительной мере это относится и к педагогике: в педагогических исследованиях наиболее достоверные данные получают в ходе экспериментальной работы. В то же время ряд особенностей педагогического процесса ограничивает возможности использования эксперимента по сравнению с естественными науками. Главная особенность педагогического эксперимента в том,
что его основные участники - дети. Неповторимость, уникальность каждого ребенка накладывают особую ответственность на организаторов опытной работы: в ее процессе детям не должно быть нанесено ущерба (их здоровью, идейно-нравственному, умственному и эстетическому развитию). Поэтому не всегда возможно использование эксперимента. Исследователю приходится проводить значительный объем предварительных наблюдений, изучения документов и др., чтобы сформулировать такую гипотезу, которая была бы как можно более обоснованной.
В отличие от этого в естественных науках предусматривается заведомый ущерб от экспериментирования: часть организмов (растительных или животных - в зависимости от объекта исследования) или материалов может быть не просто испорчена, но даже уничтожена в результате проверки влияния на них тех или иных условий.
Следует иметь в виду также и то, что в педагогическом процессе далеко не все явления можно подвергнуть моделированию, не все можно выделить и изолировать для детального рассмотрения и измерения в числовых показателях. Более того, в этом процессе все элементы настолько тесно между собой связаны, что само выделение носит весьма условный характер и всегда приводит к определенной деформации выделяемых для изучения элементов: педагогический процесс - процесс целостный. Это в первую очередь и определяет основные особенности использования эксперимента и других научных методов в педагогических исследованиях.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте разные подходы к объяснению соотношения основных педагогических понятий.
2. Раскройте связь педагогики с философией, физиологией, психологией.
3. Какие методы используются в педагогических исследованиях?
4. Какова последовательность осуществления педагогического исследования?
Рекомендуемая литература
1. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.-М., 1991.
2. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999.
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
5. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. - М., 1971.
6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993, 1999.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление