Главная страница =>педагогика=>оглавление

Глава I ПЕДАГОГИКА - НАУКА О ВОСПИТАНИИ


Предметом науки является какая-либо область естественных природных или общественных связей, объединяющая большое многообразие вещей, явлений, процессов, связанных между собой общими закономерностями изменений, зависимостей между отдельными частями и т.п. Например, одна из очень древних наук -физика исследует свойства физических тел, законы их изменения, перемещения и др., т.е. предметом физики как науки можно определить общие свойства материального мира. Предметом такой общественной науки, как история, является прошлое человечества, т.е. история изучает, как жили люди в прошлые времена, как изменялись отношения между людьми в обществе, между различными народами, чтобы выявить закономерности, по которым развивается человеческое общество.
Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.
В процесс воспитания вовлекаются люди или даже целые организации. Они вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы. Педагогика занимается изучением воспитательных возможностей используемых в воспитании средств, определением путей создания рациональных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса, разработкой методов оптимальной дея-
5
тельности воспитателей в различных условиях. Поскольку организаторами и главными участниками этого процесса выступают чаще всего профессиональные педагоги (учителя, воспитатели), то можно считать, что педагогика - это наука в значительной мере об учительской деятельности, о целях, принципах, формах и методах работы учителей, воспитателей, других профессиональных педагогов.
Это совсем не значит, что разработанные педагогикой методы не могут быть использованы непрофессиональными воспитателями - родителями, руководителями учреждений и организаций. Наоборот, в идеале подразумевается, что все люди - воспитатели, желают они того или нет, знают они об этом или не знают. И все должны знать основы педагогики и использовать их на практике. Важной задачей общества, построенного на гуманистических началах, является педагогизация всех сфер человеческой жизни и деятельности. Прежде всего это относится, конечно, к жизни семьи. Чем более профессиональной в педагогическом отношении будет работа родителей по воспитанию детей, тем скорее и прочнее войдут в жизнь общества подлинно гуманные отношения между людьми, тем лучше будет детям, самим родителям, всему человечеству.
Это всегда понимали ученые-педагоги и лучшие свои творения адресовали родителям, прежде всего матери - первой и главной воспитательнице детей. Так, Коменский в XVII в. написал замечательную книгу «Материнская школа», Руссо основные мысли своего главного педагогического труда «Эмиль, или О воспитании» (XVIII в.) адресует родителям, Макаренко специально для родителей написал «Книгу для родителей», известный во всем мире американский педагог нашего времени Б.Спок одно из своих произведений назвал «Разговор с матерью» и т.д.
Возникла педагогика как наука об обучении, о том, как учить детей. Необходимость в ней появилась тогда, когда обществу потребовалось много образованных людей, более того, тогда, когда каждый человек должен был получить хотя бы минимальный, но для того времени достаточно высокий уровень образования. А до этого вопросы воспитания и обучения обсуждали философы. В Древнем Египте, Китае, Греции и Риме было высказано немало ценных идей и даже создано на их основе систем обучения и воспитания подрастающих поколений. Наиболее известными являются спартанская система (VII-VI вв. до н.э. - воспитание физически сильных, выносливых, преданных родине воинов-рабовладельцев при использовании жестких, даже жестоких методов воспитания и достаточно примитивных, но последовательно применявшихся методов обучения) и афинская система (VI-IV вв. до н.э. - воспита
6

ние гармонично развитой личности на основе обучения наукам, искусствам, физического воспитания и развивающих методов обучения).
В те времена и значительно более поздние специально учили и воспитывали лишь незначительную часть детей - представителей господствующего, правящего класса. Это было характерно не только для эпохи рабовладения, но и для феодализма. Интенсивное развитие промышленности и капиталистических отношений потребовало обеспечения грамотности для всего населения. Появилась необходимость и в специальной науке, которая разработала бы методы, используя которые можно было бы всех детей обучить грамоте и счету, а в дальнейшем - дать и обширное естественное и гуманитарное образование. Такие высокие требования нельзя было выполнить, -применяя господствовавшее тогда индивидуальное обучение.
1. Я. А. Коменский - основоположник педагогики
Новую систему обучения - классно-урочную - разработал в XVII в. чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670). Он же обосновал принципы учебной работы, систематизировал многие известные в его время знания о воспитании, развил их в соответствии с требованиями времени и даже значительно опередил время. Таким образом, он создал новую самостоятельную науку -педагогику.
Принципиальной новизной системы Коменского явилось разделение учащихся на однородные по возрасту группы, а также разделение учебного процесса на временные отрезки - уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Основным, универсальным методом обучения Коменский утвердил наглядный, а принципами обучения -природосообразностъ, сознательность, систематичность и прочность.
Воспитание Коменский понимал как состоящее из обучения наукам, нравственного и религиозного воспитания. В обучении он большое значение придавал пробуждению у учащихся интереса к знаниям, для чего на учебных занятиях использовал метод драматизации. Для таких занятий он написал книгу «Школа-игра» (1656), в которую включил 8 специально сочиненных им пьес. Разыгрывая их, дети получали необходимые знания. Раньше эти знания нужно было просто заучивать. Особое значение имели (и имеют сейчас) разработанные Коменским принципы обучения - наглядности, сознательности, систематичности, прочности и др. Это, собственно, технология обучения: руково-

7
дство для учителей, как учить детей, чтобы они усваивали все необходимое. Наглядность в обучении он считал самым важным условием эффективного обучения и создал для детей первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». В нем каждое рассматриваемое понятие было иллюстрировано рисунком - небывалое для того времени явление.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление