Взаимосвязь развития и обучения

Обучение — общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков — одного из видов духовных ценностей. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения.

1. Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Это обучение, в котором отсутствуют мотивация и понимание содержания, основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жестокие наказания, порождающие систематический страх как качество личности.

2. Если учитель руководствуется одним здравым смыслом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наследственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способностями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с замедленным мышлением, акцентуациями характера) развиваются медленнее, отстают в обучении.

3. Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение, — специально сконструированный учебновоспитательный процесс, в котором каждый элемент оптимизирован в плане его максимального влияния на психическое развитие учащихся. Развивающее обучение является специфическим видом, в котором "обучение ведет за собой развитие" (Л.С. Выготский).

Чтобы обучение вело за собой развитие, необходимо определить исходный (начальный) уровень развития. На рис. 1 он обозна

92

чен О (нулевой уровень для новорожденного, для более старших уровень, с которого начинается развитие в процессе изучения темы), начальный уровень определяется теми понятиями, методами и средствами, которыми учащийся пользуется самостоятельно и правильно до обучения. Содержание и методика обучения должны быть адаптированы к начальному уровню, ибо вначале возможности овладения новой информацией обусловлены исходным уровнем развития.


Рис 1. Уровни и зоны развития в обучении (о показатель развития)

После изучения темы путем тестирования или проведения контрольной работы учитель устанавливает, какие новые задачи учащийся может решить самостоятельно и безошибочно. Состав этих задач определяет конечный (актуальный) уровень развития. На рис. 1 он изображен числом 1. У каждого учащегося оказывается свой уровень актуального развития, ибо за одинаковое время одни учащиеся научатся решать простейшие задачи, другие более сложные, третьи самые сложные. Поэтому некоторые учителя применяют в развивающем обучении дифференцированные варианты контрольных работ: каждый учащийся имеет возможность выбрать простой вариант (на тройку), основной вариант (на четверку) или сложный вариант (на отлично). Главное самостоятельное и безошибочное выполнение теста (контрольной работы). Гуманные учителя разрешают также неуверенным, робким учащимся после успешной контрольной работы выполнять во внвучебное время более сложные варианты, чтобы повысить свою успеваемость. При этом в журнал выставляется конечная, самая высокая оценка.

Опытные учителя хорошо знают, что на тренировочных упражнениях, когда у учащихся возникают затруднения и ошибки, следует использовать такие методы, как наводящие вопросы, обсуждение, беседу, индивидуальную помощь и взаимопомощь. В результате учащиеся выполняют безошибочно в совместной деятельности более трудные задания, чем в самостоятельной работе. Общее количество упражнений, выполненных безошибочно в совместной и самостоятельной работе, характеризует уровень ближайшего развития, обозначенный числом 2 на рис. 1. Разность уровней ближайшего и актуального развития Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. К ней относятся все виды совместной деятельности

93

по выполнению тех задвний, в которых учащиеся допускают ошибки. В обосновании своей концепции Л.С. Выготский отметил, что то, что учащиеся ранее могли выполнить лишь по наводящим вопросам в совместной деятельности, в двльнейшем они решают самостоятельно. В результвте уровень актувлького рвзвития повышвется до уровня ближайшего рвзвития; успеваемость учащихся улучшвется.

По анвлогии определяется зоне актуального развития как рвзность уровней актуального и нвчвльного рвзвития. К ней относятся усвоенные знвния, умения и навыки, а твкже психические новообразования, появившиеся и (или) развитые при изучении данной темы. Эта зона продукт работы учителя. Она овладеет двумя особенностями. Вопервых, в обучении она расширяется за счет зоны ближайшего развития в процессе совместной деятельности. Вовторых, в ней имеются мотивационные и познавательные структуры, которые используются в самообучении для познания нового, не предусмотренного учебной программой.

Кроме того, среди учебных задач имеются такие (повышенной трудности), которые не могут быть решены учащимися даже в совместной работе и по неводящим вопросам. Учащиеся не понимают условия, не зквют, квк применять методы. Эти задачи вместе с другими элементами учебной прогрвммы обрвзуют уровень потенциального (возможного) развития. Нвзвание этого уровня условно, ибо ревльно он представляет собой цель и программу обучения, еще не изученную учащимися. Разность уровней потенцивльного и ближайшего развития нвзыввется зоной потенциального развития, это та существенно новвя информвция, которую учителю предстоит объяснять, разучивать и применять в упражнениях.

В процессе объяснения существенно нового мвтериала учитель добиввется прежде всего понимвния темы и логики ее построения, анализирует образцы действий и операций. Тем самым существенно новая информация становится понятной, знакомой, хотя и новой, еще не освоенной в деятельности, она переходит из зоны потенцивльного развития в зону ближайшего развития, которая при этом расширяется. Далее в совместной деятельности образуются нввыки и умения; информация, методы и средства деятельности звпомиквются и переходят в зону актуального развития.

В процессе обучения, "разложенном" по зонам умственного развития, обнаруживаются новые факторы повышения эффективности учебного процесса. Информация, составляющая зону потенциального развития, есть внешняя; усвоенные знания, расположенные в зоне актуального развития, принадлежат внутреннему миру личности. В зоне ближайшего развития "встречаются" внешнее и внутреннее; в процессах общения и совместной деятельности внешнее оставляет свой новый отпечаток на внутреннем — новые знания, умения и навыки, процесс отображения внешней информации во внутреннюю посредством общения и познавательной деятельности получил

94

название интериоризации, — существенное явление в развитии личности. Явление интериоризации было открыто и изучено практически одновременно русским исследователем Л. С. Выготским и Ж.Пиаже в Швейцарии в начале XX века.

Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роли играет вторая сигнальная система — речь. В обучении формируются главным образом интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, перцепция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь.

В явлении интериоризации различают формы и содержание общения и познавательной деятельности, закономерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.