Взаимодействие школы и органов образования

Новые условия, обеспечивающие деятельность органов народного образования и школ, породили различные фор

544

мы взаимоотношений и связей, существенно отличающиеся от ранее существующих.

Несмотря на внешнюю демократизацию, провозглашение свобод и прав, в ряде областей и районов сохранилась жесткая диктатура органов образования. Попрежнему инспектора и главные специалисты контролируют, указывают, требуют исполнения, навязывают решения и даже нововведения, инновации предписываются сверху. Многие школы смирились с административным консерватизмом и робко выполняют указания.

В других районах органы народного образования видят свой долг в "быстрейшем", немедленном включении школ своей территории в инновационный процесс: больше лицеев, гимназий, авторских школ, часто без учета возможностей и потребностей. На каждом шагу только и слышно: "'новое", "новое","новое". Демонстрации, показуха, лозунги. Но, к сожалению, не более того. Ни глубокого анализа, ни помощи, ни научного обоснования. Школы "экспериментируют" на внешнем, показательном уровне, мало заботясь об интересах детей, уровне образования, результатах труда.

В третьих районах пошли еще по более облегченному пути: все пустили на самотек, свобода так свобода. Делайте, что хотите, только у нас ничего не просите и нас не беспокойте.

Отделы народного образования занимаются распределительными функциями и собственным благополучием: повышением зарплаты сотрудников и расширением штатов. Они не помогают ни финансами, ни кадрами, ни научными идеями. В лучшем случае проводят дежурные мероприятия с приглашением специалистов, ученых, новаторов, мало заботясь о реальной отдаче от всех этих демонстраций преобразований и новаторства.

К счастью, имеется и положительный опыт. Если кратко его суммировать, то он представляется в следующем виде.

Во многих районах созданы своеобразные мозговые центры: это и советы директоров школ, и практикумы, и школы передового опыта. Тщательно подобранные квалифицированные главные специалисты, изучая результаты научных исследований и передового опыта совместно с ИПК, разрабатывают рекомендации для школ региона с учетом местных возможностей и потребностей. Так сдела

18241

545

ли в Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Волгоградской и других областях. Широкая образовательная система знакомит с лучшими достижениями педагогической теории и практики и путями внедрения этих достижений в работу школ.

Вычленяются школы, желающие поновому решать вопросы обучения и воспитания, создаются экспериментальные площадки, оказывается всесторонняя помощь всем школам, вставшим на путь научного поиска. Союз школы и органов народного образования дает свои плоды. Меняется характер контроля и помощи. В отличие от прежних инспекторов и фронтальных и тематических проверок в передовых районах специалисты и главные специалисты не просто контролируют, а являются соучастниками процесса, не только совместно изучая и практику и передовой опыт, но и тут же намечают пути распространения передового опыта. Контроль становится не карательной мерой, а способом помощи и совершенствования работы школ.

Вместе с тем не на словах, а на деле происходит делегирование управленческих функций вниз: руководителям школ предоставляются широкие права и в области экспериментальной работы, и в финансировании и распределении средств, и в организации коммерческих структур.

Нельзя утверждать, что все вопросы демократизации управления функционированием и развитием школы уже решены. Все еще нет четкого распределения функций, не продуманы критерии оценки деятельности школ и учителя, формы аттестации учителей и руководителей школ, оплаты труда с учетом квалификации и достигнутых результатов. Поиски продолжаются. Ряд исследователей (М.М. Поташник, i B.C. Лазарев и др.) предлагают новые структуры отделов народного образования, включающие кроме Советов руководи > телей учреждений образования, экспертные советы, периодическую службу, районную хозяйственную группу, главных специалистов по социальной защите и реабилитации детей, специалистов по стабилизации образования, развитию образования, программнометодическому обеспечению, диаг 1 ностическую службу, службу информации и нововведений, I методический кабинет. «

Как показал опыт ряда районов, такое нововведение i способствует упорядочению работы органов народного об разования. |

46

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем особенности понятий управления и руководства?

2. Каковы отличительные особенности линейной и функциональной системы управления?

3. Какова суть системного подхода в управлении?

4. В чем особенности демократизации управления в системе образования?

5. Каковы основные требования "Закона об образовании"?

6. Какие виды и типы школ Вы знаете и дайте им краткую характеристику?

7. Устав школы. Каким ему быть?

Литература для самостоятельной работы

Закон об образовании Российской Федерации.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М. 1995.

Поташник М.М. Управление современной школой. М.1992.

Шакуров Р.Х. Социальнопсихологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1992.

Худоминский П.В. Управление современной общеобразовательной школы. М., 1995.

Конаршевский Ю.А. Педагогический анализ учебновоспитательного процесса и управление школой.

Пикельная B.C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект. М., 1990.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.