Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебновоспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

— от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

— от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

— от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

— от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

— от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;

— от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

— от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

258

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п. В первом случае может понадобится подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала: В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложениемсообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям "метод обучения", "методический прием".

2. Покажите, что методы обучения не тождественны принципам обучения.

3. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения. Изложите своему коллеге по изучению курса систему методов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе последовательного изложения на вопросы:

а) каковы исходные положения системы;

б) какой принцип положен в основу деления методов обучения;

в) каковы функции и смысл каждого из методов;

г) как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

9

259

Проверьте, ясно, логично, убедительно ли вы наложили прочитанное. Попробуйте также наложить материал студенту, который не был на лекции по этой теме и не читал этой главы.

4. Постройте пример заданий на три уровня усвоения какоголибо существенного понятия по вашему предмету.

Задания вопросы, отмеченные звездочкой, заимствованы из "Дидактики средней школы", М., Просвещение, 1982.

5. На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования различных методов обучения.

6. Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.

7. Какие условия определяют выбор методов обучения? Перечислите их, приведите примеры.

8. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный?

9. Какие методы обучения используют в своей работе педагогиноваторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индивидуальности педагога, а что представляется неубедительным?

Литература для самостоятельной работы

Выбор методов обучения в средней школеПод ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.

Дидактика средней школыПод ред. М.Н. Скаткина. 2е изд. М., 1982.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

ПедагогикаПод ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.

Пидкасжтый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.

Харламов И.Ф. Педагогика. 2е изд. М., 1990.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

26i

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.