Устав школы каким ему быть

Устав это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность какихлибо организаций.

Устав зависит от типа этой организации (армия, партия, учебное заведение) и требований общества и руководящих структур.

Во всем мире с древних времен учебные заведения составляют свои Уставы, регламентирующие работу данных учреждений.

Нужно сказать, что в России всегда придавали Уставу важнейшее значение. В этих уставах было много интересного, представляющего определенный интерес и сейчас.

В России с появлением средних учебных заведений был опубликован в 1804 г. "Устав учебных заведений". Каждый тип школы имел свой Устав. В приходских училищах занятия проходили глубокой осенью и зимой (чтобы не мешать полевым работам). Целями гимназии была подготовка к университету и "сообщение наук" тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека".

Особое внимание уделялось установлению связи с жизнью. Устав требовал, чтобы учителя показывали мельницы, машины, образцы трав, почвы, минералов, возили детей в лес, чтобы они в природе различали птиц, деревья и т.д.

В Уставе Царскосельского, лицея требовалось, чтобы каждый учитель добивался усвоение материала каждым учеником, запрещая "двигаться дальше, пока не усвоен всеми изучаемый материал".

В Уставе 1828 г. в гимназиях устанавливался строгий порядок, вводилось физическое наказание, увеличивался штат надзирателей.

В 60е гг. Устав был предельно либеральным по тем временам. Отменялось телесное наказание: "Наказание розгами составляет самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека", говорилось в Уставе. Предусматривалось значительное расширение прав педагогических советов "для более и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части". В Уставе провозглашался принцип общечеловеческого образования и школы.

537

В предреволюционные годы гимназии России превратились в солидные учебные заведения, дававшие глубокие и прочные знания. Уставы составлялись с учетом целевой направленности: классические, реальные, коммерческие. В гимназиях был строгий порядок, высокая система требований, большое внимание уделялось воспитанию (был освобожденный классный наставник).

Нужно сказать, что много интересного и в Уставах современных школ капиталистических стран. В основе Устава дифференцированный подход к учащимся. На основе тестов устанавливают умственный потенциал ученика (КИ коэффициент интеллектуальности) и разрабатываются разные программы, учебные планы и целевые установки.

В Уставах школ подчеркиваются важность двух компонентов педагогического цикла: набора знаний (что следует заучить по каждому разделу, программы) и формирование умений (что следует уметь: грамотно писать, решать задачи и т.д.). Это составляет минимум знаний, стандарт образования. Это доступно всем. Дальше право выбора, так называемый элективный принцип. Например, в школах США обязательным являются английский язык, история, физкультура. Дальше специальные профили: 1) подготовительный к колледжу; 2) сельскохозяйственный; 3) индустриальный; 4) домоводческий; 5) коммерческий и т.д. В зависимости от выбора цели предлагаются разные предметы: общая математика, экономическая математика, потребительская математика и т.д.

Устав школы четко расписывает требования к учебному плану, права и обязанности учащихся, учителей, руководителей школы. Так, например, учитель не отвечает за уровень знаний учащихся, фактически за результат (это зависит от способностей ученика), а отвечает за процесс, уровень педагогического мастерства (научность изложения, мастерство, наглядность, связь с жизнью, работу с разными учениками, умение активизировать процесс познания и т.д.).

Устав предусматривает вопросы самоуправления, роль попечительских советов, взаимоотношения в коллективе. Например, директор не имеет права повышать голос на учителя, разбирать его работу в присутствии других, обязан знать эмоциональные качества каждого учителя и осуществлять идвидидуальный подход и т.д. В Уставе предусматривается контрактная система подбора учителей и

538

роль попечительского совета в подборе кадров и финансовой политики и т.д.

Каков наш Устав школы?

Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно.

В Уставе указывается место нахождения учреждения, еи> тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления.

Нет смысла переписывать статьи и параграфы из Закона об образовании, повторять нормативные документы. Главное отразить на основе этих законодательных положений специфику самой школы, своеобразие ее деятельности. В Уставе многие разделы могут совпадать с формулировками плана работы школы. И также повторение излишне. Следует подумать, что оставить в плане, а что перенести в Устав. Повидимому, общие требования, повторяющиеся из года в год, вписываются в Устав, а их конкретное исполнение фиксируется в плане, это делает план более действенным и четким: что, где, когда, исполнитель.

Устав школы включает следующие разделы:

1. Краткое описание школы, особенности микрорайона, тип школы, язык обучения, цели обучения и воспитания.

2. Вопросы управления школой: а) демократизация управления; б) директор: его права и обязанности; в) завучи: их права и обязанности; г) совет школы; д) педагогический совет; ж) комплектование школы: правила приема, платные и бесплатные услуги; е) охрана здоровья и жизни детей.

3. Организация учебновоспитательного процесса: а) Программы. Стандарт образования, б) Учебный план и программы для групп с углубленным изучением ряда предметов, в) Факультативы. Работа с сильными учениками, г) Классы коррекции, д) Помощь отстающим, е) Начальное профессиональное образование, ж) Платные дополнительные услуги, з) Режим дня (смены, продолжительность занятий, перемены, нормы домашних заданий).

4. Учителя. Права и обязанности. Учебная нагрузка. Работа классного руководителя. Система повышения квалификации учителей.

5. Ученики. Права и обязанности.

539

6. Технические служащие, другие работники школы. Права и обязанности.

7. Родители. Их права и обязанности. Связь с общественными организациями и шефами.

8. Трудовое воспитание. Кооператив. Аренда.

9. Материальнофинансовая служба школы.

10. Оздоровительные мероприятия, организация отдыха детей, питание, лагерь.

Расшифруем эти пункты, наметим примерные формулировки, разберемся в деталях. Разумеется, наши предложения носят ориентировочный характер, каждая школа применяет эти предложения с учетом своих специфических, неповторимых условий.

Раздел I. Общие положения.

Школа общеобразовательная, охватывающая начальное общее, основное общее и полное среднее общее образование.

Школа государственная, учредителем является орган местного самоуправления.

Язык обучения русский.

Основные цели школы: дать всем учащимся общее начальное и основное общее (девятилетнее) образование, а для детей с повышенными способностями полное среднее образование.

Задачей школы является гармоническое развитие личности, формирование духовного и гражданского самосознания, подготовка к сознательному выбору профессии или дальнейшему пути обучения, развитие способностей и самостоятельности детей. Для желающих в школе обеспечивается начальное профессиональное обучение, а для учащихся старших классов (9—11) подготовка к обучению в высших учебных заведениях и в техникумах. Раздел П. Управление школой.

Управление школой государственнообщественное. Коллектив школы и администрация принимают меры демократизации управления, привлекают к руководству школой профсоюзную организацию, учителей, родительскую общественность и учащихся с учетом их возможностей и подготовки.

1. Руководство всей деятельностью школы осуществляют: директор, назначаемый городским отделом народного образования, и Совет школы, избираемый из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор школы

540

осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, вместе с Советом школы обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения эффективности учебновоспитательного процесса.

2. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора школы обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Раздел III. Организация учебновоспитательного процесса.

Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественнополезного труда. Основной формой организации учебновоспитательной работы в школе является урок. В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды индивидуальной и коллективной работы, лабораторные, практические и семинарские занятия, новые формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, основанные на педагогике сотрудничества.

1. Средняя общеобразовательная школа работает на основании учебного плана и программ Министерства образования. Выбор варианта учебного плана и коррекция программ осуществляется Советом школы на основе рекомендаций Педагогического Совета.

2. Комплектование первых классов осуществляется специальной комиссией по данным диагностирования на психологическую и физическую готовность детей, достигших школьного возраста, с учетом места жительства.

3. Прием в десятый класс осуществляется по заявлению учащихся без ограничений, по закону все выпускники основной школы имеют право на получение бесплатного среднего образования.

4. Для учащихся 14 классов создаются классы коррекции (для ослабленных детей, для детей с замедленным развитием). Вопрос о зачислении решает комиссия. Наполняемость классов 1215 человек.

5. В 5—9 классах создаются группы по выполнению домашних заданий для отстающих учащихся. Оплата учителей за счет ставок групп продленного дня.

6. В старших классах создаются группы с углубленным изучением ряда дисциплин. Профиль школы: физикоматематический, историкофилологический, естественный и др.

541

Для желающих создается группа профессиональной подготовки при шефствующем предприятии.

7. Классы общеобразовательной школы комплектуются в количестве до ЭО человек.

8. Классы школы делятся на две подгруппы при изучении иностранных языков, информатики и вычислительной техники, на занятиях по физической культуре, трудовому обучению, а также при проведении лабораторн ых и практических работ по профильным предметам.

9. Домашние задания даются учащимся с таким расчетом, чтобы их выполнение занимало: в 1 классе до 1 часа; во 2 классе до 1,5 часа; в 3—4 классе до 2 часов; в 5—7 классе до 2,5 часов; в 8—9 классе до 3 часов; в 10—Пклассе до 4 часов.

10. В 9х классах и 11х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отдельных классах Совет школы может устанавливать по согласованию с отделом народного образования переводные экзамены.

Выпускные экзамены в 11 классе принимаются государственной экзаменационной комиссией, в состав которой могут входить преподаватели школы, представители высших учебных заведений, органов народного образования и др.

По согласованию с администрациями высших учебных заведений оценки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, могут учитываться при сдаче вступительных экзаменов в данные ВУЗы.

Раздел IV. Учителя.

Учитывая исключительно важную роль педагога, необходимо создать для него все условия для нормальной деятельности.

Прежде всего не допускается отвлечение педагогов от их прямых обязанностей и использование их учебного времени, предусмотренного учебным планом и расписанием уроков, для других целей.

В школе обеспечивается необходимый психологический микроклимат: никто, в том числе администрация, не имеет права повышать голос на учителя, делать замечания в течение учебного дня, унижать человеческое достоинство. Коллеги, администрация, родители, ученики, технические служащие проявляют максимум уважения к учителям, поднимают и укрепляют их авторитет. Оскорбление учителя является грубейшим нарушением дисциплины и в

542

особо сложных случаях ведет к увольнению с работы, а учащихся к исключению из школы. Преподаватели имеют право:

— выбирать формы и методы общения, учебники и учебные пособия;

— принимать участие в составлении учебных программ по своему предмету;

— обращаться в Совет школы по вопросу поощрения или наказания учащихся;

— принимать участие в работе Совета школы и в работе органов самоуправления, создавать общественные организации;

— имеют право на предоставление одного дня в неделю для методической работы и работы в библиотеке (за исключением учителей начальных классов);

— вести факультативные занятия или занятия по предмету, выбранному учащимся, если такой выбор сделали 8—10 учащихся;

— не выполнять работу, которая не предусмотрена учебным планом, расписанием или обязанностями классного руководителя (воспитателя);

— принимать участие в управлении школой, критиковать должностных лиц.

Преподаватели обязаны:

— Постоянно повышать свою квалификацию, тщательно готовиться к учебным занятиям;

— Применять современные методы преподавания, активизировать учебный процесс;

— Осуществлять дифференцированный подход к учащимся, обеспечивать помощь отстающим и развитие способностей и талантов одаренных детей;

— Проводить постоянно воспитательную работу, проявляя заботу о детях, их здоровье и психологическом комфорте. Вместе с тем, быть требовательными и справедливыми;

— Выполнять распоряжения администрации, быть дисциплинированными и аккуратными;

— Работать с родителями, помогать им воспитывать детей;

— Помогать товарищам в работе, придерживаться норм педагогической этики.

Раздел V. Учащиеся. а) Учащиеся школы имеют право:

— выбирать для изучения дисциплины из перечня курсов по выбору, которые соответствуют их интересам и

543

склонностям, а также дисциплины для углубленного изучения. Выбирать профиль обучения (физикоматематический, филологический, историкофилологический, естественный); отстающие на помощь учителей и воспитателей;

— иметь свою точку зрения по всем вопросам и свободно ее излагать, включая оценку исторических и литературных явлений, поиски оригинальных решений задач и т.д.;

— принимать участие в работе органов самоуправления школы и быть избранным в эти органы;

— избирать членов Совета школы и быть избранным в этот Совет;

— создавать свои общественные организации, свободно участвовать в кружках, обществах;

— на уважение и самоуважение. Никто не имеет права унижать человеческое достоинство детей, тем более применять физические меры воздействия.

б) Учащиеся школы обязаны:

— старательно учиться, не пропускать занятий без уважительных причин, примерно вести себя, участвовать в жизни класса и школы и общественнополезном труде, выполнять Устав школы и режим дня;

— настойчиво и творчески овладевать основами наук и навыками самообразования;

— учиться сочетать личные интересы с интересами коллектива;

— овладевать богатствами культуры, искусства, всесторонне развивать свои способности;

— подчиняться указаниям руководителей школы и учителей, проявляя к ним должное уважение;

— следить за своим внешним видом: в манере держаться, в одежде проявлять хороший вкус, простоту, скромность;

— корректно и доброжелательно относиться к людям, заботиться о младших, помогать старшим:

— нести ответственность за сохранность имущества школы и учебных пособий;

— достойно вести себя вне школы, в общественных местах, в семье.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.