Психологический климат группы

Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какойлибо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома:

Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума.

Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социальнопсихологический климат группы.

Социальнопсихологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности. Когда мы говорим, что ребенок воспитывается в социуме, то подразумевается не число людей, не их внешний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социальнопсихологический климат, социальное поле отношений, в котором размещено "Я" ребенка.

Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку (значит, друг к другу), к делу, объединяющему членов группы, к руководителю группы, а также к событиям,

1 С этой точки зрения, понятно, какой должна быть профессиональная педагогическая подготовка всех работников внешкольных учреждений, работающих с детьми. 446

происходящим в группе и за ее пределами, к обществу как таковому, представительство которого так сильно ощутимо в школе, и каждого члена в группе к самому себе. В узел схватывается вся эта совокупность отношений общим отношением к группе каждого члена ее.

Социальнопсихологический климат — чрезвычайной сложности тонкости феномен, потому что это удивительное поле отношений существует лишь благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Климат рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается. Объекты не обладают способностью создавать социальнолсихологический климат, так как не выступают субъектами отношений. Отношенческое поле климата группы всегда в движении — как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье, даже мизансцена — все, как лучи света, как электромагнитная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.

Климат группы благоприятен, если названные отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление ("отрицательный вектор"). Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.

Социальнопсихологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социальнопсихологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы. Атмосфера — непосредственная психологическая реакция в виде самочувствия группы

447

на какойлибо жизненный агент. Появилось солнце — все повеселели. Когото обидели — тревожность нависла психологическим облаком. Открылась радостная перспектива — повысился общий тонус и смягчились взаимоотношения.

Понятно, что педагог может влиять на атмосферу, а изменяя ее, улучшая ее и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Назовем характеристики социальнопсихологического климата, благоприятного для личностного развития:

доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного "Я";

мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.

Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.

Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы. Способы влияния на атмосферу (в итоге, на климат) достаточно разнообразны и, на первый взгляд, не поддаются жесткому обозначению. Звук скрипки, запах пирога, ласковое слово, нарядные одежды, ритмические движения и т.д. — все это кажется случайным, стихийным, зависимым от индивидуального творческого выбора педагога. Но все укладывается в ясные структуры, если подойти к определению способов с позиции двух оснований: 1) кто субъект влияния на атмосфе

448

ру? 2) по какому психологическому каналу направлено это влияние?

Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какоето третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист, представитель власти, герой труда) или опосредованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись). Их влияние направляется по аудиальному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, художественное полотно, вещь, образ природы), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов.

Очертим это разнообразие в следующей таблице:

Разновидность способов педагогического влияния на социальнопсихологический климат (атмосферу) группы

убъект воздей~~~ ствия Канал ~~"~ воздействия ~ПедагогРебенокТретье лицо
аудиальный
визуальный
кинестетический

Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут повысить, но и понизить атмосферу. Прозвучавшая песня улучшает, но и ухудшает психологические обстоятельства. Предложенное угощение тоже обладает двояким влиянием.

Решает дело содержание влияния, но не формы влияния. Содержание должно быть социальноценностным. В группу привносится ценность и, вовлекая в проживание ценностного отношения членов группы, содействует преобразованию всей совокупности отношений в группе.

• 5241

449

Привнести в группу ценность — это значит выразить социальноценностное отношение "здесь и сейчас"; проявить, проиллюстрировать, декларировать, утвердить, продемонстрировать, публично защитить, отстоять, провозгласить, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнообразно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, мотивировка, предметное обставление, поза, пластика, интонация, мелодика голоса или мелодика движений, темпоритм и прочее. Если сопоставить лишь только лексические формы выражения отношения, то станет ясна широчайшая палитра форм привнесения ценности в группу. Произведем же такое сопоставление разных лексических форм:

— Здравствуйте! — "Доброе утро!" — "Приветствую вас!" — "Счастливого дня!"

— "Спасибо!" — "Благодарю!" "Признателен" — "Весьма тронут" — "Такая неоценимая услуга";

— "Начнем работать" — "Приступим" — "За дело!" — "Работа ждет!" — "Предстоит удовольствие от работы..."

— "Дети!" "Ребята!" "Друзья!" "Товарищи мои!" "Дамы и господа!"

— "Судари и сударыни!" — "Милые мои!.. Педагогически важно здесь следующее: предъявление

любой ценности изменяет атмосферу, будь это ценность человека, дела, красоты, знания, чести, свободы или чтото иное, более широкое или же более узкое. Иногда достаточно одного слова, одной улыбки, одного действия, чтобы развернуть вектор социальнопсихологической атмосферы в группе в сторону улучшения.

— Помогите, пожалуйста, просит учитель. И можно фиксировать потепление отношений.

— ...Этот рыжий монах тонко чувствовал природу, и его скрипка заговорила голосом неба, птиц, леса, цветов, — рассказывает лектор, и зал замирает в ожидании чуда Вивальди.

—...Смотритека, что я принес, сообщает психолог, красиво и нежно разворачивая упаковку первых цветов. — Жизнь вновь пробуждается, — и в классе как будто свежий ветерок разбудил тяжелую застывшую атмосферу.

Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, что воспитание протекает "когда нас нет дома". Социальноценностный климат

450

группы — это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.