Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования, как таковая, вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в различных типах общеобразовательных учреждений, как государственных, муниципальных, так и негосударственных частных, с другой стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Следовательно, образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Это "норма", "образец", "мерило". Известный специалистпедагог по научному обоснованию стандартизации образования B.C. Леднев утверждает, что под стандартом образования следует понимать систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по Достижению этого идеала.

219

В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента: федеральный, национальнорегиональный и местный, школьный. В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национальнорегиональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа, а школьный компонент специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

В рамках федерального и национальнорегионального уровней стандарт образования включает:

— описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

— требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

— максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

— владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше, ниже, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

— знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

— умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

— иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

— знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, про

220

изводственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.;

— владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.

Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы школьного образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план уровню теоретических представлений; учебная программа уровню учебного предмета; учебная литература уровню учебного материала. Рассмотрим эти нормативные документы в той последовательности, которая соответствует уровням проектирования содержания образования.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.