Предметные методические объединения

Наиболее оптимальный состав объединения 4—5 преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2—3х школ.На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разбором узких вопросов: например, изучение темы "сложное предложение" в 7м классе. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.

Школы передового опыта. К учителюмастеру, руководителю такой школы, по желанию прикрепляются несколько (2—4) учителей данной специальности, нуждающихся в помощи. В процессе наблюдения уроков, бесед, они знакомятся с методами и приемами работы своего руководителя; совместно составляют тематические планы, изучают литературу по отдельным вопросам, взаимно посещают уроки и тщательно анализируют их, отбирая и закрепляя все то ценное, что способствует эффективности работы. Такое творческое содружество совершенствует работу не только прикрепленных учителей, но и самого руководителя школы.

Проблемные группы занимаются систематизацией, сообщением и распространением передового опыта, они совместно разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы. Начинается работа группы с изучения литературы по той или иной проблеме, посещение уроков различных учителей, выработке определенных гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы работают творчески, активно вторгаются в учебный процесс. В ходе самостоятельной работы происходит активное формирование педагогического мастерства.

Деятельность проблемных групп при глубокой заинтересованности руководства и общественных органи

583

заций школы способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, что, в свою очередь, привлекает в проблемные группы все новых и новых учителей.

Практикумы. В системе повышения квалификации учителей наблюдается некоторый разрыв между коллективными формами работы и индивидуальной подготовкой к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям. Одной из форм самообразования являются практикумы. Учителяпредметники получают в начале учебного года (в некоторых школах в конце предшествующего учебного года) план работы практикумов (районных и школьных) с указанием заданий по темам (какие задачи прорешать, какие подготовить опыты, прочитать литературные источники и т.д.) и рекомендательный список литературы по каждой из намеченных тем.

Заседание секции практикума проходит в школе раз в месяц. Обычно методист или преподавательмастер читает небольшую лекцию, затем решаются 1—2 сложные задачи, обсуждаются тематические планы и методика работы.

Проведение открытых и показательных уроков. Руководство школы использует опыт мастеров педагогического труда для демонстрации методов учебной и воспитательной работы. Например, проводится открытый урок проблемного обучения, урок с применением технических средств, работа с учебником на уроке и т.д. Трудно переоценить значение таких уроков, если учителя вовремя подготовятся к восприятию: прочитают нужную литературу, проникнут в особенности его творческого поиска.

Научнотеоретические конференции и педагогические чтения. Один раз в течение года во многих школах успешно проводят итоговые научно теоретические конференции и педагогические чтения как своеобразный отчет учителей, подготовивших рефераты, доклады, сообщения об итогах своих поисков по той или иной проблеме. Учителя знакомятся с передовым опытом, обмениваются мнениями, заранее готовятся к конференциям и чтениям, проводят поисковую творческую работу, что обогащает педагогический процесс.

233. Самообразование учителей

Коллективные формы работы (на курсах институтов повышения квалификации, в методических объединениях,

584

лекториях и т.д.) по повышению квалификации и теоретического уровня учителей необходимо сочетать с самообразованием. Только в органическом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы может быть найдено решение проблемы систематического расширения кругозора и повышения деловой квалификации каждого учителя. Серьезное внимание следует уделить вопросам теории и практики гуманистического воспитания.

Важнейшими направлениями самообразовательной работы по предмету могут быть:

— изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований:

— изучение дополнительного нового материала:

— проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений;

— освоение технических средств обучения.

В области методики следует уделить особое внимание приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связи урочных и внеурочных занятий по своему предмету.

23Л. Организация помощи молодому учителю

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Говорят, хорошо, если учитель попал в сильный городской педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом институты, библиотеки. Но ддесь свои трудности: в таких школах — высокий уровень требований, развитые ученики, подготовленные родители. А как быть молодому учителю в сельской школе? Там ниже уровень требований, но там учитель фактически один, ведет он порой разные классы и нередко 2—3 предмета, спросить не у кого и с пособиями плохо... Разные условия диктуют и разные формы помощи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.

Какие трудности встречаются в работе молодого учителя?

585

Прежде всего в области обучения молодой учитель недостаточно владеет конкретным материалом по теме. Он знает, например, творчество Л.Н. Толстого или историю французской революции, законы Ньютона, но ему очень сложно отобрать конкретные факты биографии писателя или популярно раскрыть сущность законов Ньютона. Молодой учитель испытывает колоссальные трудности в подборе материала, в подготовке уроков и т.д. Как правило, он не владеет методами работы. "Опрос для меня на' стоящая пытка, — признается одна начинающая учительница. — Что делать тридцати ребятам, пока тянется эта "канитель" с вытягиванием ответа? А какую ставить оценку?".

Объяснение материала — любимая часть урока для начинающего педагога. Он старательно и чаще всего хорошо рассказывает. В классе тишина, слушают с интересом. Но урок — это не только пассивное восприятие, это еще работа по формированию знаний, навыков, умений, и вот здесь наибольшие опасности подстерегают новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не владея арсеналом методов обучения, молодой учитель спешит еще и еще чтото интересное рассказать, занять учеников, успокоить, развлечь...

Сложно с осуществлением дифференцированного подхода к учащимся. Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить диагноз отставания, степень запущенности, своеобразие памяти, мышления, внимания отдельных учеников, поэтому он лишен возможности регулировать формирование знаний. Молодой учитель избегает вызывать слабых учеников, он боится их, он старается иметь цело с сильными, не знает как помочь отдельным учащимся. В результате, отставание уряда учащихся усиливается, их развитие в процессе обучения проходит стихийно.

Не меньше трудностей в воспитательной работе. Молодой учитель, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как сложно для него провести собрание, диспут, конференцию, организовать дежурства, трудовые дела...

Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю — это предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические

586

занятия. У него достаточно свежи сведения, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Такая помощь может носить: а) предварительный характер и охватывать всю группу молодых учителей; б) помощь может быть индивидуальнопредупредительной, связанной с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям; в) помощь оказывается в результате ознакомления с работой молодого учителя.

Предварительная беседа с молодыми учителями начинается с элементарного ознакомления с традициями школы, особенностями учебновоспитательного процесса. Директор школы показывает кабинеты, классы, пришкольный участок. В простой и яркой беседе раскрывает особенно удачные приемы работы отдельных учителей и классных руководителей. Как бы попутно даются и первые конкретные советы: "У нас в школе не принято кричать на учеников. Крик учителя вызывает ответную реакцию, возникает конфликт, а это, как правило, не приводит к решению вопроса". "У нас в школе не выставляют учеников из класса, не читают "нотации" во время уроков и т.д.".

Заместитель директора по учебной работе школы проводит с молодыми учителями беседу о том, как составлять планы уроков, заполнять журналы, вести нужную документацию. Показываются образцы. Особое внимание обращается на подготовку к уроку, организационные стороны учебного процесса. С молодыми учителями проводят беседы и опытные учителя. В первую очередь даются самые простые доступные советы: как проводить классный час, организовать дежурство, распределить обязанности, подобрать актив и т.д.

С чего начинать молодому учителю? С тщательной подготовки к уроку. Необходимо так подготовиться к уроку, чтобы у учащихся не было ни минуты свободного времени, чтобы в течение всего урока ученик думал, работал, был предельно занят. Самое страшное, если молодой учитель вырабатывает "штамп" комбинированного урока. Во время опроса он выступает в роли бездушного контролера (а класс не работает), во время объяснения — в роли бесстрастного информатора, закрепление проводит формально, задание на дом дается наспех... На таких уроках все сводится к усвоению готовых знаний и их воспроизведению, не происходит включения учеников в мысли

587

тельную деятельность, они не развиваются, не растут интеллектуально и духовно.

Важно внушить молодому учителю, что первое усло вие успешного урока — четкое, научнообоснованное, убедительное объяснение. Материал по теме расчленяется на определенные части, структурные элементы, каждый из них особенно подчеркивается (план, тезис, повторение, демонстрация), должным образом осмысляется, подтверждается примерами, доказательствами. Ученики шаг за шагом идут от простого к сложному, на уроке овладевая необходимым объемом знаний и навыков. Вот этим искусством — учить на уроке — и нужно овладевать учителю с первых шагов его преподавательской деятельности.

Разумеется, общие предварительные беседы не решают проблемы. Они как бы вводят молодого учителя в курс дела, знакомят с лучшим опытом школы, основными требованиями, которые предъявляются в данном коллективе.

Второй этап в организации работы с молодым учителем заключается в конкретноиндивидуальной предварительной помощи в учебно воспитательном процессе. Изучается новая трудная тема. Директор и его заместители организуют своевременную помощь. Опытный учитель или методист поможет составить тематический план, подобрать задачи, примеры, упражнения, материал. Такую работу целесообразно проводить в три этапа: первый этап — общие советы опытного педагога, беседа за дветри недели до изучения темы, черновые наброски общего плана работы; второй этап — личная подготовка молодого учителя, подбор материала, чтение нужных разделов, решение задач, подготовка опытов, составление тематического плана; третий этап — непосредственное изучение работы учителя по теме и корректирующие указания, а также посещение уроков более опытных учителей.

Под руководством и при помощи администрации молодой учитель квалифицированно готовится к урокам. Разумеется, нет ни возможности, ни надобности так отрабатывать каждую тему, но полученные образцы послужат хорошим примером, скажутся на формировании стиля работы учителя, приучат его к творческим поискам, основательной подготовке к учебным занятиям.

Примерно в этом же направлении оказывается помощь и в проведении воспитательных мероприятий. Заместитель директора предварительно обсуждает ход под

588

готовки к вечеру, походу, классному часу. Особенно удачно это проходит, если есть два параллельных класса и возможно посоветоваться с опытным классным руководителем.

Эффективной формой помощи являются открытые и показательные уроки. Неопытному учителю хочется посмотреть на образцы педагогической работы.

И все же самым трудным видом помощи является анализ конкретной работы молодых учителей. Мы нередко сталкиваемся с таким положением, когда и беседы прошли удачно, и предварительная помощь оказывалась, а уроки доставили одни огорчения.

Вот один из примеров. Выпускник педагогического института прекрасно объяснял материал. Ученики жадно слушали, в классе — абсолютная тишина, но стоило начать опрос или закрепление, как все теряли интерес и шумели. Учитель стал избегать обращаться к ученикам. Уровень знаний учащихся оказался крайне низким, фактически они перестали работать. Завуч и руководитель методического объединения помогли заняться так называемой "черновой" работой, овладеть приемами формирования знаний на уроке.

Шаг за шагом, посещая уроки, просматривая планы, проверяя знания учеников, руководители школы смогут обеспечить индивидуальный рост учителя с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодые учителя, не имеющие опыта работы с детьми, очень прямолинейны, легко возбуждаются, обижаются по пустякам, кричат, угрожают. То и дело слышно: "Последний раз тебе говорю", "Марш из класса!", "Без родителей не приходи" и т.д. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах учитель не должен взрываться, терять "педагогическое лицо".

Успех молодого учителя зависит часто от "пустяков": от одежды, голоса, жестов, случайно сделанных замечаний.

589

Очень удачно сказал А.С Макаренко: "Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, изза стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовка, полученная в институте, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким будет он, молодой учитель!

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.