Планирование работы в школе

Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил. Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую оче

18

547

редь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся.

Многие неудачи в работе школ объясняются именно отсутствием должных навыков организации труда. Наиболее распространенные ошибки с точки зрения внедрения НОТ следующие:

— нечеткое планирование работы;

— неумение руководителей школы четко определить обязанности каждого члена коллектива;

— перегрузка членов коллектива разными поручениями, собраниями, дежурством, вызовами, дополнительной документацией;

— отсутствие системы работы по изучению основ НОТ и продуманных действий по их внедрению в практику.

— неопытность в руководстве хозяйственной деятельностью школы, отсутствие коммерческих навыков.

В науке об управлении существуют два понятия — "действие" и "результат". Действие — это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие — это только средство для достижения какойто цели, а не сама цель.

Результат — это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.

Суть управления — в умении планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.

Разработать план — это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование — подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план — один из показателей научной организации и управления школы.

548

План должен быть кратким, четким и ясным.

По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:

— перспективный план работы школы на 3—5 лет;

— план учебновоспитательной работы школы (годовой);

— графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);

— планграфик внутришкольного контроля (на четверть);

— планы общественных организаций.

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективное планирование должно соответствовать срокам народнохозяйственных планов, годовое — цикл управления, т.е. с 1го сентября по 1е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Какихлибо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует — это нарушает принцип системности.

Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1е января текущего года.

Годовые планы составляются в маеиюне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.

Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.

Перспективный план развития школы. Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным, его за

549

дача наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

В перспективном плане следует отразить;

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительноремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала.

В перспективном плане следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д.

Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

План учебновоспитательной работы школы на учебный год. План работы школы не следует загромождать методическими советами, правилами внутреннего распорядка, общими рассуждениями. Нередко планы сочиняются единолично директором и формально утверждаются на педсовете.

Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет предложить следующий вариант

550

структуры годового плана, включающего основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

1. Введение: а) особенности микрорайона и условия работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;

2. Повышение квалификации и методическая работа;

3. Изучение и распространение передового опыта;

4. Научнопедагогическая информация в школе.

5. Руководство учебновоспитательным процессом: а) организация учебновоспитательного процесса; б) внеурочная учебновоспитательная работа в школе.

6. Педагогический контроль за учебновоспитательным процессам.

7. Работа с родителями, с шефами и общественностью.

8. Укрепление материальнотехнической базы в школе и хозяйственная работа.

Приложения: а) планы работы методических объединений; б) план работы библиотеки; в) план работы родительского комитета; г) план летней оздоровительной работы с детьми.

Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.

Введение. В этом разделе дается очень краткая характеристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наиболее важных аспектов работы школы за прошлый период и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также называются темы, над которыми собирается работать школа.

Введение затрагивает главные вопросы: качество знаний и воспитанность учащихся, уровень преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и систему повышения квалификации учителей. Конкретно перечисляются нерешенные проблемы, указываются причины, предлагаются пути совершенствования учебновоспитательного процесса.

Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и называются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ведение документации, работа с подопечными детьми, обес

551

печение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.

Работа с педагогическими кадрами.

1. Расстановка кадров и распределение обязанностей. Определяется нагрузка учителей, классное руководство и обязанности ответственных за тот или иной участок работы. Задача циклограммы управления — упорядочить труд учителей, не допустить чрезмерной нагрузки, отрегулировать собрания, заседания, общественную работу.

2. Повышение квалификации и методическая работа. Определяется работа педагогического совета школы, внутришкольных и межшкольных методических объединений, назначаются ответственные за работу и периодичность совещаний (раз в четверть). В этом же разделе планируется конкретная работа школы (наставничество, школа передового опыта, практикумы и т.д.). Если в школе много молодых учителей, целесообразно, кроме индивидуальной помощи, организовать и спланировать деятельность школы молодого учителя. В этом же разделе планируются педагогические конференции, педагогические чтения, выставки, работа школьного методкабинета (уголка), а также периодичность производственных совещаний.

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта. Планируются конкретные мероприятия по работе школы передового опыта, наставничество опытных учителей над молодежью, открытые уроки, взаимопосещение уроков начинающих учителей и мастеров педагогического дела, совместное поурочное планирование опытных и начинающих учителей, выставки по обмену опытом, посещение уроков лучших учителей района, города.

4. Научнопедагогическая информация обеспечивает ознакомление учителей с новинками педагогической литературы, планируется создание методических уголков, стендов, формы специальных сообщений и обсуждений.

5. Руководство учебновоспитательным процессом. Учебный и воспитательный процессы неразрывно связаны; в преамбуле раздела следует указать главные цели учебной и воспитательной работы, а затем конкретизировать мероприятия, обеспечивающие выполнение этих целей.

а) Организация учебновоспитательного процесса. В этом разделе прежде всего перечисляются меры по созда

552

нию условий для нормального протекания учебного процесса: оснащение кабинетов, обеспечение техническими средствами, пополнение фондов библиотеки; предусматривается изучение учителями учебных программ и объяснительных записок, нормативных документов Министерства образования; составление тематических планов, рекомендательных списков литературы; приобретение дидактических материалов и методической литературы; работа факультативов.

В некоторых школах составляется график учебного процесса (на четверть). Такое графическое планирование позволяет установить должные межпредметные связи и следить за прохождением отдельных тем учебного материала. Однако наблюдение за эффективностью таких графических планов показывает, что, хотя в отдельных школах такой график и оказался полезным, рекомендовать его следует весьма осторожно, так как составление его требует колоссальных усилий, а точное выполнение часто срывается по разным причинам: учителя вынуждены задерживаться при прохождении отдельных тем или, наоборот, ускорять их прохождение, возможна болезнь учителя и другие. Кроме того, нет надобности переписывать учебную программу и объяснительную записку к ней.

б) Учебновоспитательная работа после урока. В подразделе планируется работа по созданию органа самоуправления, общешкольные мероприятия, а также организация и деятельность научных обществ, предметных кружков, "Устных журналов" и т.д.

Основное внимание уделяется внеурочной воспитательной работе. С этой целью планируются:

а) сроки выборов детского самоуправления;

б) трудовое воспитание и трудовые дела;

в) эстетическое воспитание;

г) физическое воспитание, туризм. Планирование воспитательной работы должно быть

конкретным, по каждому из разделов намечаются мероприятия, определяющие работу школы в целом и классных коллективов, в частности, назначаются ответственные за выполнение и точные сроки. Намечается работа кружков, обществ, клубов и т.д.

6. Организация контроля за учебновоспитательным процессом. Контроль ведется за выполнением Закона о все

553

обуче, работой учителей, выполнением программ, качеством знаний учащихся, воспитательной работой и т.д.

Этот раздел целесообразно планировать графически. Год разбивается на четверти, четверти — на месяцы, месяцы — на недели. По каждому классу (или по параллелям) или по всей школе фронтально, или выборочно по циклу классов намечаются цели проверки, формы проверки, ответственные за проверку. В графике отмечается проверка планов работы, журналов, ученических тетрадей; проверяется качество знаний и умений учащихся, проводятся директорские контрольные работы, устные опросы; планируются тематические и комплексные посещения уроков, проверка воспитательных мероприятий, санитарного состояния, сохранности мебели, изучение постановки трудового обучения и воспитания и т.д.

Контроль ведется разными способами, осуществляется силами администрации, профсоюзного актива, привлекаются лучшие учителя школы.

Четкость планирования позволяет вести контроль ритмично, в течение всего года, охватывать все стороны учебновоспитательного процесса, разных учителей, своевременно принимать меры к исправлению обнаруженных недочетов. В этом разделе планируется работа со школьной документацией и контроль за исполнением приказов Министерства, местных органов власти, постановлений педагогических советов.

7. Работа с родителями, спонсорами и общественностью В этом разделе планируются мероприятия по педагогической пропаганде среди родителей, родительские собрания, лектории, университеты, а также работа родительского комитета или Совета школы. Совместная работа общественных комиссий содействия семье и школе, а также работа по месту жительства.

Летняя работа включает конкретные мероприятия по организации летнего городского лагеря, туристского, спортивного, трудового, загородного лагерей, пятой трудовой четверти, летней практики в школе, экспедиции, дальние походы, туристские слеты, экскурсии по городам России, за рубеж.

8. Укрепление материальнотехнической базы и организационнохозяйственная работа. Планирование этого раздела связано с перспективным планом работы школы. В этом разделе планируется: создание и оснащение учебных

554

мастерских, спортзала, помещений для кружковой работы, пришкольного участка, оборудование игровых комнат; работа по хранению, ремонту и порядку пользования техническими средствами обучения, наглядными пособиями и т.д. В подразделе, посвященном хозяйственной работе, намечаются планы текущего и капитального ремонта помещений, своевременного ремонта мебели, окон, электрооборудования и теплосистемы, санитарногигиенического режима, обеспечение противопожарной безопасности, а также составление смет и распределение средств.

На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали — организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных, тематика.

Планируются следующие разделы:

1. Педсовет.

2. Заседания методических объединений.

3. Профсоюзные собрания и производственные совещания.

4. Совещания при директоре.

5. Заседания местного комитета.

6. Общешкольные родительские собрания.

7. Школьные вечера.

8. Спортивные соревнования.

9. Массовые культпоходы и туристические походы.

10. Общешкольная газета.

11. Работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.

Четкий план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу классного руководителя и личное время учителей.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.