Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию

Осуждая искусственный школоцентризм, господствовавший длительное время в воспитании, необходимо искать и находить такую сферу деятельности школы, где ее влияние на детей проявлялось бы наиболее сильно. Такой сферой можно признать взаимосвязь и взаимодействие с семьей при условии оптимально организованной работы школы в области педагогического просвещения родителей.

Традиционная работа с родителями проводилась школой непосредственно по месту жительства: в микрорайоне, в домоуправлении, в семье. Эта работа включала: формирование родительского актива; проведение родительских собраний и лекториев в школе и вне ее, по месту жительства и на производстве; создание микрокружков непосредственно в домах; организацию совместных дел родителей и детей. Такая совместная деятельность включала природоохранительные мероприятия, художественноэстетическое просвещение, спортивнотуристические походы и состязания. Все это позволяло более активно включать родителей в детские интересы, в детскую жизнь, наполняло содержанием семейное воспитание. Результативность взаимодействия семьи и школы в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых школа, разумеется, не может нести ответственность. Однако

504

знать, из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), школа и учителя должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в школе, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Изучив уровень педагогической подготовленности родителей к семейному воспитанию детей, школа строит свою работу по их педагогическому просвещению. В недалеком прошлом такая работа проводилась непосредственно на предприятиях в так называемые единые педагогические дни. Учителя, родительский актив, лекторы общества "Знание" выходили на предприятия, где в обеденный перерыв читали лекции о семейном воспитании, о психологофизиологических особенностях детей, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей и т.д.

Общественное бытие обычно влияет на сознание опосредованно, через окружающие человека и взаимодействующие с ним обстоятельства, совокупность которых принято называть социальной средой. Применительно к школьнику она включает такие сферы его деятельности, как учение, труд, отдых и социальные общности школа, семья, спортивный коллектив, сверстники и т.д. На формирование социально активной личности влияет каждый из названных факторов. Важно, чтобы влияние школы и семьи были наиболее действенны: системно целенаправлены и педагогически целесообразны. В современных условиях резко сократились контакты с предприятиями, т.к. происходит снижение уровня производства, многие предприятия временно закрываются, а рабочие получают длительные неоплаченные отпуска. По этой причине школа утрачивает возможность влиять на семейное воспитание через трудовые производственные коллективы. Педагогическое просвещение все больше перемещается в область школьных родительских лекториев или тематических родительских собраний.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые могут проходить организационно в форме лектория. Успех проведения собранийлекториев обеспечивается соблюдением таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и

505

даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в первый (четвертый, девятый, одиннадцатый и т.д.) класс. Так можно назвать первое собрание, на котором должно состояться знакомство с первым учителем или вновь назначенным классным руководителем. На такое собрание родители, как правило, приходят, т.к. тема названа конкретно, она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собраниелекцию.

Следует пояснить понятие "нестандартная тематика" родительских собраний. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Когдато такие темы, как "Нравственное воспитание детей в семье" и другие тоже были нестандартными, актуальными и вызывали живой интерес родителей. Но со временем, с ростом образовательного уровня родителей от полной неграмотности или начального образования до среднего и высшего, с расширением коммуникативных связей, которые обеспечиваются теле и радиопередачами, эта тематика для родителей перестала быть интересной, перестала «их обогащать. Обстоятельства меняющейся жизни заставляют выходить на новые темы, которые еще не освоены родителями, а иногда не замечены и не осмыслены. Так, например, приходится в лекторий включать такие темы, как "Умеете ли Вы любить своего ребенка?", "Знаете ли (понимаете ли) Вы своего ребенка?", "Один день жизни ребенка в семье", "Праздники в семье и семейный досуг, его организация", "О пользе и вреде музыки в семье" и др. На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, как минимум на учебный год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психологопедагогических, социальноэкономических, медикоэкологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких лекторовспецивлистов желательно послушать (учителя, директора школы или его заместителя, психолога, медика и т.д.).

Важным условием успеха родительских собранийлекториев является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей школы и режима работы родителей эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в четверть, в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.

506

Но даже при заранее объявленном времени тематических собранийлекций ктото из родителей не сможет прийти по причине болезни или неожиданных служебных обстоятельств. И тогда очень желательно для этих родителей продублировать лекцию, хотя бы в тезисном изложении. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. В том случае, когда знания по семейному воспитанию получает только один из родителей, присутствующий на лекции, второй не сможет проникнуться их значимостью и важностью, даже если содержание лекции ему затем перескажут в домашних условиях. Зачастую же и пересказа в семье не состоится изза отсутствия времени или интереса к такому пересказу.

Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей и школой, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Поэтому очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского лектория должна стать тема "Один день жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому". Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации разумного досуга, добросовестного труда, умелого расходования честно заработанных денег.

Если вместе с родителями проследить один день жизни ребенка в семье, то начать его нужно с пробуждения. Во многих семьях оно проходит по будильнику. Вот здесь и последует первая педаго

507

гически целесообразная и медицински обоснованная рекомендация: исключить будильник из каждодневного пользования. Как утверждают ученые, каждый звонок будильника это определенный стресс для организма. Зачем же осознанно создавать для себя стрессовые ситуации? А как же быть, чтобы не проспать? Здесь вступает в силу обыденная логика: как правило, мы ежедневно встаем в одни и те же часы, т.е. живем по постоянному режиму. Следовательно, пусть выполняют свои функции биологические часы, пусть организм привыкает сам просыпаться в одно и то же время. Однако таковое возможно лишь в том случае, если человек выспался, а выспится он при условии необходимого количества часов, отведенного на сон. То есть, чтобы утром легко проснуться по биологическим часам, нужно вечером вовремя лечь спать. Это "вовремя" для каждого будет сугубо индивидуально, ибо, как свидетельствуют специалисты, каждому человеку для ночного отдыха нужна своя продолжительность сна, сугубо индивидуальная. Коснувшись только начала дня, пробуждения, следует раскрыть родителям ряд взаимосвязанных проблем: организованность, рациональная организация жизни, знания основ медицины. Именно медики утверждают, что недосыпание приводит к нежелательными биохимическим изменениям в организме. У детей эти изменения проявляются внешне в вялости, сонливости, раздражительности, плаксивости, в ослаблении внимания и памяти, в замедленной реакции. Короче, на уроке в школе ребенок, выучив домашние задания "на пять", ответит только "на четыре", будет плохо осваивать новый материал, неадекватно реагировать на замечания учителя и поведение одноклассников. Это наглядное проявление болезненного состояния невыспавшегося ребенка. Но нарушение биохимических процессов имеет более глубокие последствия: постоянно невысыпающийся ребенок растет более ослабленным, он чаще болеет. Вот сколько следует выдать информации родителям только в связи с тем, как и когда они и их дети просыпаются, как и когда ложатся спать. Это вопросы не столько педагогические, сколько медицинские. Поэтому родителей следует предупредить, что уметь воспитывать своих детей, уметь организовывать один день жизни ребенка в семье это владеть, следовательно, знаниями по основам медицины, гигиены, психологии, педагогики. На других примерах одного дня жизни ребенка в семье можно продемонстрировать необходимость владения знаниями по основам этики и эстетики, социологии, экономики и т.д. По сути, родителям необходимо для эффективного воспитания детей в семье владеть всеми знаниями, которыми владеет педагогический работник, окончивший вуз, кроме теории и методики преподаваемого им предмета.

Итак, первая мотивированная рекомендация по организации воспитания ребенка в семье исключить из повседневной жизни будильник. Он вреден как детям, так и взрослым. Вторая рекомендация связана с тем, кто первый в семье встает. На этот вопрос дети, как правило, отвечают: "Мама", иногда "Бабушка". Для нравственного здоровья de

O

тей в семье, для обеспечения ее жизнедеятельности поочередно должны вставать томима, то папа.

Такая традиция будет наглядно демонстрировать детям, что папа любит маму и бережет ее. Наступает время будить детей. Нужно порекомендовать родителям вспомнить все ласковые слова, которые они когдато говорили своим маленьким детям: "солнышко", "деточка", "рыбка" и т.д. К ласковым словам обязательно нужно добавить поцелуй. От того, как родители разбудят ребенка и с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день. А день этот может быть светлым, радостным, удачным или хмурым, тяжелым, невезучим. Не понимая сам почему, ребенок придет в школу раздражительным, задиристым, нагрубит одноклассникам и учителям. Все же дело в том, что его грубо разбудили, обругав за то, что вчера поздно лег, т.к. долго смотрел телевизор. Будто в этом только его вина: ведь очередной фильм из многосериала смотрела вся семья, и вся семья легла поздно. Далее, что входит в заботу родителей, утренняя гигиена детей: умыться, почистить зубы. Как часто дети из так называемых "благополучных" семей приходят в школу неумытыми!

Очень важен для здоровья детей утренний завтрак. Иногда даже взрослые с легкостью о себе говорят: "Сегодня позавтракать не успела". В народе раньше зкали, что "натощак" выходить из дома вредно. Современным родителям можно объяснить с опорой на физиологию и медицину, что после подъема утром начинают функционировать все органы, в т.ч. поджелудочная железа выделяет сок. Если же этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Дети обязательно должны перед выходом в школу позавтракать. Но есть еще одно условие: после завтрака можно выйти на улицу только через десять минут, чтобы не остудить горло, разгоряченное во время приема пищи. Иначе не исключены те ангины, ОРЗ и другие простудные заболевания, которыми так часто страдают дети. И опять приходится констатировать, что в образе жизни семьи заложено и обеспечивается физическое и нравственное здоровье детей.

Родителям нужно проконтролировать себя, а следовательно, и детей, как прощаются члены семьи, уходя в школу и на работу. Нередко о том, что ктото ушел, мож

509

но догадаться по захлопнувшейся двери. Желательно ввести в традицию каждой семьи слова "до свидания", "я ухожу", "всего доброго", "счастливо оставаться" и т.д. Кроме того, желателен прощальный поцелуй. Ведь расстаются близкие люди на целый день. Вообще отмечено, что поцелуй явление физиологическое, способствующее созданию положительных эмоций. Поцелуй важно вернуть в семью. Это станет выражением любви, уважения, привязанности на всю жизнь. Тогда не придется престарелым родителям сетовать на своих детей, что сын или дочь не любят их, даже не поцелуют.

Если у родителей есть хотя бы небольшая возможность выйти из дома с ребенком и дойти до школы вместе с ним, такую возможность упускать нельзя ни в коем случае. Совместная дорога это общение, разговор по душам, ненавязчивые советы, родительские оценки поведения собственного ребенка и его друзей. Например, почему к сыну обращаются не по имени "Сережа", а по кличке "Серый"?

Родителям нужно научиться встречать детей после уроков или после своей работы. Не стоит первым задавать вопрос: "Какие оценки получил?" Ученые отмечают, что в значительной степени детская ложь возникает из страха наказания или нежелания огорчать родителей не теми оценками, которые они ожидают. Это не только "двойки", но и "четверки", вместо ожидаемых "пятерок". Лучше задать более нейтральные вопросы, на которые ребенок может ответить избирательно, вариативно: "Как дела в школе?", "Чем сегодня занимались?", "Что было интересного в школе?" Очень емкий вопрос: "Довольны ли тобой учителя?" Он включает все: как ты себя вел, как отвечал уроки, прилежно ли учился. Данный вопрос предполагает умение ребенка общаться со взрослыми, быть к ним и почтительным и уважительным, т.е. быть воспитанным и интеллигентным, снисходительным и великодушным, если даже учитель не сумел по заслугам оценить знания или был недостаточно справедлив, так как у него не хватило времени вникнуть в детали.

В вечерние часы полезно приобщить детей к домашнему труду. Но самое главное уложить ребенка вовремя спать, чтобы утром он проснулся сам выспавшимся и бодрым. Сейчас нет строгих установок, во сколько и в каком возрасте нужно детей укладывать спать. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Пока

510

затель один чтобы ребенок выспался и проснулся сам или легко проснулся, когда его будят родители. Организация вечерних часов оказывается трудной для самих родителей, т.к. отключить телевизор и создать в квартире тем самым условия для отдыха детей оказывается свыше родительских сил. Приходится вновь для них повторять, что недосыпание ведет к нарушению биохимических процессов в организме, а в результате к общей ослабленности и постоянным болезням. Ребенок становится таким, о котором говорят: "К нему все болячки пристают". Невольно возникают вопросы к родителям: "Так кого же вы любите: ребенка или себя?", "Умеете ли вы любить своего ребенка?" Кстати, эти вопросы могут стать темами последующих родительских собраний. А день ребенка в семье должен закончиться опять ласковыми словами, поцелуем и пожеланием ему хорошего сна.

Так на примере одного дня родителям можно показать, что семейное воспитание не требует чтения моралей и нотаций. Нужно правильно организовать жизнь всей семьи, создать условия для общения, исключить из общения окрик, грубые интонации, постараться создать в семье атмосферу радости, любви и взаимного уважения. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что любовь родителей к нему и его к родителям имеет определенные проявления: желание помочь, облегчить работу, создать хорошее настроение, не огорчать. На примере одного дня жизни ребенка в семье можно проследить, что при правильном образе жизни в семье обеспечивается в комплексе физическое и нравственное воспитание, расширяется эмоциональная сфера, создается устойчивое психическое состояние.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите концептуальные основы семейного воспитания: признаки и функции семьи.

2. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

3. Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии "родитель"? Что необходимо знать, чему научиться, чтобы ею овладеть?

4. Каковы правовые основы семейного воспитания?

5. Как осуществляется взаимосвязь школы, семьи, общества по воспитанию детей в период отказа от школоцентризма в формировании личности?

6. Каким должно быть взаимодействие семьи, школы и общества для полноценного развития и становления личности ре

511

бенка? Определите свою педагогическую роль в решении этой глобальной задачи.

7. Типология современной семьи.

8. Содержание и формы оказания помощи родителям по семейному' воспитанию в процессе их педагогического просвещения.

Литература для самостоятельной работы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Закон РФ "Об образовании". М. 1992, 1996.

3. Семейный Кодекс РФ. М., 1995.

4. Конвенция о правах ребенка. М., 1989.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

6. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

7. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

9. Мир детства: дошкольник. М., 1979.

10. Мир детства: младший школьник. М., 1981.

11. Мир детства: подросток. М., 1990.

12. Максимов В.В. Семейная книга. Спб, 1996.

13. Основы педагогического мастерстваПод ред. И.А.Зязюна. М., 1989.

14. Психологопедагогические знания родителям учащихся общеобразовательных школ. Л., 1985.

15. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

16. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. М., 1991.

П.Шнекендорф З.К Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.

Дополнительная литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М., 1993.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.

3. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1989.

4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989.

5. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

6. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. М., 1989.

7. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

512

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.