Организация личного труда руководителя школы

Изучение работы школ в ряде районов страны показывает, что руководители школ крайне перегружены.

Директор должен ясно понять, что в состоянии чрезмерного утомления руководитель принимает не лучшие решения, мало работает над собой, плохо знает положение дел в школе.

Директор школы значительно облегчит свой труд, если продумает свою нагрузку на неделю Вот примерный распорядок работы, который себя оправдал.

В понедельник директор совершает обход школы и проводит совещание при директоре, принимает посетителей, изучает состояние кабинетов, технических средств,

566

наглядных пособий. Просматривает корреспонденцию, школьную документацию.

Вторник — посещение уроков, беседы с учителями и учениками.

Среда — поездки по хозяйственным делам, осмотр котельной, территории, противопожарного инвентаря, обсуждение хозяйственных и финансовых вопросов.

Четверг — посещение уроков, внешкольных мероприятий, день совещаний.

Пятница — методический день, работа над повышением квалификации, день самообразования или посещения семинара директоров.

Суббота — посещение уроков, прием родителей, беседы с техническими работниками.

Директор и его заместители по очереди несут службу дежурного администратора. Дежурный администратор решает все вопросы, связанные с приемом посетителей, разбором текущих дел, конфликтов. Лишь в исключительных случаях директор подключался к разбору особо сложных обстоятельств.

В результате упорядочения рабочего дня, четкого распределения дежурства и правильного решения вопросов хозяйственной службы можно довести время пребывания в школе руководителя до 8 часов в день, освободив при этом один день для методической работы.

Самыми трудными для руководителя школ являются дни внезапных вызовов, посещения комиссий, различных проверок. Вот почему большое значение имеет разработка единых требований НОТ в районном масштабе для регуляции деятельности всего управленческого аппарата.

Молодому руководителю школы нужно уяснить, что его рабочее время зависит не только от объективных обстоятельств: количества классов, сменности занятий, обеспеченности кадрами, надежности помещений и технического оборудования, местоположения школы, но и от его личных качеств — собранности, организаторских способностей, склада характера. Чаще всего именно субъективные условия являются основной причиной перегрузки.

Четкость и ритмичность работы директора в значительной степени зависит от умения организовать свой рабочий день, ведение текущих дел, личную документацию. Опытный директор всегда собран, не принимает поспешных решений, не суетится, ведет тщательный учет основ

567

ных мероприятий. Он всегда в курсе важнейших событий, помнит о своих обязанностях и обещаниях, намеченных на день встречах и делах. На его письменном столе порядок, в ящиках нужные записи и справки; он знает, по какому вопросу к кому обратиться, дать указание, получить информацию.

Особенно важно вести нужные записи. Начинающему директору можно рекомендовать личную документацию. Прежде всего заводится тетрадь для анализа посещения уроков и воспитательных мероприятий. Кроме этой тетради рекомендуется иметь журналдневник, в котором фиксируется вся текущая работа. Это большая тетрадь, распределенная по следующим разделам:

— Личный план работы руководителя и выписки из общешкольного плана, имеющие непосредственное отношение к директору. Здесь же и недельные планы, которые уточняются на каждом заседании при директоре.

— Краткие записи о совещаниях при директоре.

— Краткие записи бесед по важнейшим вопросам: с заместителями и помощниками; с учителями; с учащимися; с родителями.

— Записи о деятельности родительского комитета.

— Раздел о деятельности органов самоуправления, режимных проверках и совещаниях.

— Состояние хозяйственных дел и оборудования.

— Заметки о районных совещаниях и вызовах.

— Записи о посещении мастерских, кабинетов, разтичных помещений.

— Мысли и замечания по педагогическим вопросам (на эснове посещения других школ, отдельных уроков и мероприятий, чтения литературы, личных раздумий и поисков).

— Памятка: что когда сделать, данные обещания, где и согда побывать, с кем поговорить и т.д.

В этом же журналедневнике имеется небольшой ягравочный отдел, в нем важные для директора сведения >б отдельных учителях, о "трудных" учениках, разного юда "курильщиках", нарушителях, об отдельных родителе и т.д.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.