Информатизация образования

Информатизация образования — часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и

186

философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя...

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обуславливает появление новых информационных технологий (НИТ) — применение электронных средств для работы с информацией, наряду с традиционными информационными технологиями, в которых используются традиционные носители информации (бумага, пленка).

Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, — отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе, техносфере.

Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Программированное обучение и вслед за ним технология обучения показали, что учение, понимаемое как процесс переработки информации, может быть строго управляемо, подобно процессам в сложных системах, которыми занимается кибернетика. Поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения, как направление в науке,' которое ученые называют педагогической информатикой. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и в целом перед педагогикой ряд проблем.

Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тексты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии с информационными: текст, деленный на блоки, или иначе структурированный, тезаурус, фрейм (чтото вроде опорного сигнала В.Шаталова), дерево понятий (чтото подобное графам в информатике), гипертекст и другие. В свою очередь формы представления знаний обуславливают поиски средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, то есть

187

учебнопознавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы суть основные вопросы дидактики.

Кроме того, возникает ряд общепедагогических и социальнопедагогических проблем или аспектов информатизации образования. Появился термин "визуальное образование", который означает, что в обучении изображение, образ, модели, знаки будут играть все большую роль, оттесняя привычные тексты. Работа со знаками и знаковыми системами, перевод из одной знаковой системы в другую, кодирование и декодирование — эти и другие процедуры должен уметь делать человек информационного общества. В связи с этим возникает вопрос об информационной культуре личности, под которой понимают наличие знаний в области информации и умения работать с информацией. Информационную культуру личности, считают ученые, надо формировать в школе. Поэтому во второй половине XX века в педагогике формируется направление — медиаобразование, которое исследует вопрос об изучении школьниками средств массовой коммуникации. Главные задачи медиаобразования ученые понимают так: подготовить школьников к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, то есть осуществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на человека средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. В школах развитых стран изучается специальный предмет, призванный решать эти задачи. Его содержание примерно такое: понятие о коммуникации, знаковые системы, представление информации, средства массовой коммуникации. В последние годы к этому добавляют и компьютерную грамотность, что дает название предмету — "Основы компьютерной и медиаграмотности".

В отечественной педагогике было и имеется нечто близкое к медиаобразованию в отдельных школах в виде обучения киноискусству, журналистике, аудиовизуальной культуре. Можно сказать, что информационной культуре наши школьники обучаются самостоятельно, работая с домашними электронными средствами.

В СССР, а звтем и в России была разработана и осуществляется концепция информатизации образования. Основные ее

188

положения сводятся к следующему. Определены главные цели и направления научной и практической работы:

освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;

формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;

изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением а учебный процесс информационных технологий;

подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях рвботы с электронными средствами.

Можно видеть, вопервых, что информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образоввния, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания трвдиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не ясен ученым.

Вовторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидвктического процесса, установлению новых принципов обучения, а текже к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.

Втретьих, информатизация образования предполагает прежде всего разработку учебного обеспечения дидвктического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии а образовании включают а себя три составляющие: технические устройства, программное обеспеченна и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу. Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ — обучающие программы, обучающие системы. Собственно

189

они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков; тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.

К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Их особенность в том, что они диагностируют учащегося и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения.

Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следует сказать, однако, что масса учителей не готова к переходу от классноурочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения.

Вопросы и гадания для самоконтроля

1. Как понимать двусторонний характер процесса обучения?

2. Дайте характеристику сущности и структуры преподавания и учения.

190

3. Охарактеризуйте целостность и цикличность процесса обучения.

4. Дайте краткую характеристику функциям обучения: образовательной, развивающей и воспитательной.

5. Поставьте против каждого утверждения название вида или системы обучения, к которому это утверждение относится.

УтверждениеСистема обучения
1. Учебная деятельность осуществляется с опорой на ориентировочную основу действий.сообщающее обучение,
2. Знания даются мелкими дозами и тут же проверяется степень усвоения.развивающее обучение,
3. Знания приобретаются в процессе решения проблемных ситуаций.технология обучения,
4. Процесс обучения опирается на диагностично поставленные цели и воспроизводимость обучающего цикла.теория поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение, программированное обучение
5. Обучение идет на высоком уровне трудности при ведущей роли ' теоретических знаний.
6. Знания даются в готовом виде, их надо запомнить и воспроизвести.

6. Дополните таблицу и впишите сверху виды обучения, какие она представляет.

Действия учителя
обучении
обучении
1. Информирует о новых знаниях, объясняет.1...........................................

2...........................................2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
3. Организует обобщение знаний.3............................................
4............................................4. Организует проверку гипотезы.
5............................................5............................................

7. Заполните недостающие этапы формирования умственных действий учащихся:

1) создание мотивации учения;

2)...............................................

3) выполнение действий в материальном, материализованном виде;

4)..................................................

5) формирование действий во внешней речи "про себя";

6)..................................................

Проверьте себя по тексту.

Литература для самостоятельной работы

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Дидактика средней школыПод ред. Скаткина М.Н. 2е изд. М., 1982.

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

Менчинская НА. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.г 1989.

192

Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М., 1991.

Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1970

Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. М., 1984.

Теоретические основы процесса обучения в советской шкодеПод ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989.

Шапоринскш С.А. Обучение и научное познание. М., 1981.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности , учащихся. М., 1979.

Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.