Финансовые поступления школы

Основным источником финансирования учреждения народного образования и в новых условиях хозяйствования остается государственный бюджет. Однако для учреждений народного образования новый хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием предусматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следуюшие внебюджетные источники пополнения финансовых фондов учреждений: поступления за выполненные работы (услуги), проведение мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления по оказанию платных услуг населению; выручка от реализации продукции учебнопроизводственных мастерских и учебноопытных участков; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государствен

ен

ных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также от отдельных гражданпрочие поступления. Поступая из различных источников, эти средства вместе с бюджетными ассигнованиями образуют единый фонд финансовых ресурсов учреждения, т.е. составляют доход учреждения. При этом следует отметить, что поступающие в распоряжение учреждения внебюджетные средства не должны учитываться при определении сумм ассигнований из i осударственного бюджета по стабильным нормативам и не могут являться основанием для уменьшения объемов бюджетных ассигнований.

Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрасчетных работ по договорам и заказам производится учреждениями народного образования по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при их отсутствии по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения местных органов власти.

Круг хозрасчетных работ у учреждений народного образования может быть очень широким. Основные положения хозяйственного механизма отрасли фиксирует только основные из них: организация изучения отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленного изучения предметов, организация работы кружков. Следует однако иметь в виду, что проведение хозрасчетных работ не должно наносить ущерб основной деятельности учебновоспитательных учреждений, а оказание платных услуг осуществляется не вытесняя деятельность, финансируемую из средств государственного бюджета.

Следует отметить, что новый отраслевой экономический механизм не предусматривает директивный характер контрольных цифр. Это чисто ориентировочные показатели, имеющие своей целью обеспечение взаимоувязки экономических планов различных уровней.

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей (за исключением фондов, к которым применяются особые условия реализации), а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями, экономия средств по материальным и

617

приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредич.

Распределение средств фондов осуществляется учреждениями самостоятельно в соответствии с финансовыми планами (сметами), одобренными трудовыми коллективами (советами учреждений) и утвержденными руководителями учреждений по согласованию с профсоюзной организацией.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением.

Неиспользованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию у учреждений не подлежат и используются ими в последующих периодах.

Руководителю учреждений общего образования, перешедшим на новые условия хозяйствования, предоставляются широкие права в области организации и оплаты труда. По согласованию с профсоюзными организациями они имеют право утверждать штатные расписания и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда), а также за счет и в пределах данного фонда устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе. При этом должностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как гарантировнный минимум заработной платы для соответствующих категорий работников. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учреждения. Эти надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении качества работы.

Следует также отметить, что новый хозяйственный механизм образования не предусматривает ограничения максимального размера заработной платы работников.

В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов учреждения народного образования предоставлено право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их ба

618

лансе транспортные средства, оборудование, сооружения, инвентарь, другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели.

Могут учреждения народного образования и сдавать в аренду занимаемые ими здания, хотя эти здания не являются их собственностью.

Учреждениям народного образования предоставлено право пользоваться банковским кредитом. Причем краткосрочный кредит может быть выдан банком учреждению на цели финансирования его текущей деятельности, а долгосрочный — предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фондов производственного и социального развития.

Учреждения народного образования, имеющие учебнопроизводственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единые учебнопроизводственные комплексы, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебнопроизводственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениям народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебновоспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебнопроизводственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Для каждой школы, на основе установленных поступлений бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд материальнотехнического, производственного и социального развития. Образование указанных (двух) фондов осуществляется на основе определенного на соответствующий период норматива, устанавливаемого в процентах от общего финансового фонда школы.

619

Временное положение предоставляет широкие хозяйственные и финансовые права директору школу. Выступая от имени школы, он имеет право:

— приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному или наличноденежному расчету, в розничной торговой сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта;

— заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися школы на выполнение различных видов строительномонтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.;

— заключать договоры на оказание школой различных услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям;

— заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебновоспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприятиями, кооперативами, сосредотачивая все средства или их часть для развертывания работы межшкольных комбинатов, курсов, учебнопроизводственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.д.

Расширение прав руководителей школ одновременно налагает на них и высокую ответственность. В настоящее время широкие права контроля за хозяйственную деятельность администрации предоставлены Совету школы, в который входят не только представители педагогического коллектива, но и родители и учащиеся старших классов.

Профессиональный контроль за финансовохозяйственной деятельностью школ осуществляют финансовые органы и централизованные бухгалтерии.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.