Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя

Цель и мотив — сущностные элементы человеческой деятельности. Без цели нет деятельности. И без мотива целевая активность остается в рамках элементарного действия.

Побуждением к деятельности служит цель, но точно так же побудительным фактором может являться мотив. Цель и мотив всегда рядом, они определяют содержание и характер деятельности. Цель указывает на вопрос "что делает субъект". Мотив раскрывает причину побуждения — "во имя чего это делает субъект". Человеческая деятельность началом своим всегда имеет наличие этих исходных элементов: что я хочу? и зачем мне это надо? Пока субъект не осознает, хотя бы в общих чертах, цели и мотива, он не может совершать деятельность.

Педагог, полагающий, что детям достаточно приказать чтолибо сделать и на вопрос "зачем?" ответить "а затем, что так надо", глубоко заблуждается в ожидании воспитательных результатов: он получит только лишь предметный результат предписываемых действий, а вовсе не ожидаемый воспитательный результат.

В рамках проблемы целеполагания нельзя игнорировать вопрос мотива деятельности по двум причинам. Вопервых, потому, что мотив влияет на характер деятельности: определяет энергию, меру усилий, степень добросовестности, уровень активности в движении к результату, психологическое состояние субъекта. Вовторых, потому, что цель способна сдвигаться на мотив, сливаться с мотивом воедину, замещаться мотивом. Например, поставив своей целью содействовать улучшению жизни, юноша избирает педагогическую профессию. Прежняя цель сдвинулась на мотив, теперь его целью стало овладение профессиональным мастерством, а поддерживает движение к цели мотив

74

социальной ориентации. Мотив всегда выполняет суппортивную ("поддержка", "подставка") функцию, потому что придает личностный смысл поставленной цели, которая всегда имеет то или иное социальное значение.

Допустим, педагог и дети задумали поставить школьный спектакль и приступили к достижению цели, качество их деятельности будет зависеть от мотивации деятельности, через мотивацию подготовка спектакля приобретает особый индивидуальный смысл для каждого участника групповой работы. Слабый мотив — это плохо осознанный либо вовсе не найденный личностный смысл поставленной цели. В воспитании ребенка цель привносится педагогом, поэтому формированию мотивации педагоги вынуждены уделять максимум внимания.

Целью профессиональной деятельности педагога по организации воспитания является цель воспитания. Но каков же мотив педагогической деятельности?

Веер мотивов чрезвычайно широк, даже когда человек включен в самую бесхитростную деятельность, например, бытовой труд. Что касается мотивационного спектра профессиональной работы, то разнообразие его удивительное — от простого желания иметь "июньиюльавгуст" как гарантированный отпуск до высочайшего желания служить человечеству. Поэтому правильнее было бы говорить о педагогической профессиональной мотивации, чем о единственном мотиве. Единственного — нет, вместо одного мотива мы всегда имеем дело с совокупностью причин, побуждающих человека избрать педагогическую деятельность, с системой мотивов, один из которых доминирует, выполняет роль ведущего мотива.

Поставим вопрос иначе: каков доминирующий мотив педагогической деятельности, могущий в наибольшей степени поддержать цель воспитания? Какой мотив может придать наибольший личностный смысл формированию личности, способной строить жизнь, достойную человека?

С позиции этого вопроса высвечивается и ответ. Забота о счастье ребенка, входящего в этот сложный противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое

75

отношение к человеку могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение сформулированной цели воспитания. Такого характера мотивация помогает педагогу преодолевать многие препятствия профессионального и социального плана: изменение социальной обстановки и ухудшение материального и морального по || ложения педагога в обществе; осложнение личных се 1 мейных отношений и повышение психологической напряженности; преобразования административные в школе и ухудшение социальнопсихологического климата в педагогическом коллективе; появление группы детей осложненного поведения и некоторые педагогические профессиональные неудачи; падение уровня духовной культуры и снижение нравственности окру , жающей ребенка социальной среды.

Нельзя отрицать огромной роли научнопеда t гогического интереса как мотива деятельности педагога. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что педагог своей профессиональной работой зарабатывает себе сред < ства существования. Не стоит исключать некоторые режимновременные удобства педагогической профессии, особенно важные для педагогаженщины. Заслуживает уважения и мотив геронтологический, связанный с желанием сохранить активность и молодость духа, отодвигая старение. Но ни один из перечисленных и достойных мотивов не могут служить такой крепкой опорой и поддержкой, как это способен делать мотив заботы о счастье детей, вступающих во взрослую суровую жизнь.

Более того, он решительным образом влияет на характеристики профессиональной деятельности педагога. Забота о счастье ребенка предотвращает опасность манипулятивного воздействия, когда бы педагог путем особых приемов использовал ребенка в своих интересах. Забота о счастье ребенка аннулирует усреднение и нивелировку личности, таящиеся в методиках групповой работы с детьми. Забота о счастье ребенка помогает педагогу выстоять под напором пропаганды лжеценностей, которая сопровождает кризисный период социального развития общества.

Таким образом, гуманистическая позиция педагога предусматривает особые характеристики цели и мотива профессиональной деятельности педагога, они не су

76

ществуют изолированно друг от друга, но взаимообуслов ливают друг друга в процессе достижения педагогом профессионального результата.

Известна ли ребенку цель работающего с ним педагога? Знает ли он, что приходит в школу, чтобы, в итоге, стать достойным человеком?

Конечно, такое знание доступно ребенку, ведь все вокруг него говорят о воспитании и в самой школе существует даже должность воспитателя. Но, как отмечал А.С. Макаренко, это знание не актуально для ребенка, увлеченного общей совместной деятельностью с педагогом. Он решает задачи, рисует, поет, сажает цветы, обедает, слушает сказки, прыгает на спортивной площадке, — занятый делом, забывает о своей роли воспитуемого, а педагога воспринимает как помощника, партнера, консультанта, советчика, преподавателя, доброго старшего друга. Педагог занимает "скрытую педагогическую позицию": имея воспитательную цель и организуя ее достижение, не декларирует эту цель для детей.

Мотив заботы о счастье содействует "скрытой педагогической позиции": ребенок должен жить, а не воспитываться, ребенок должен проживать счастье жизни, а не готовиться к счастью жизни; чтобы быть счастливым, ребенок должен не чувствовать педагогического руководства, оценивать каждый миг жизни как момент его собственного бытия, но не как элемент запланированного развития. Развиваясь и взрослея, он может принять цель воспитания в качестве цели самовоспитания и саморазвития, тогда субъектом воспитания становится он сам, принимая от педагога воспитательную эстафету. Роль педагога модифицируется, а о воспитании как таковом говорить не приходится, хотя другом, помощником, советчиком и даже судьей совести педагог остается для повзрослевшего воспитанника.

Мотив заботы о счастье детей, входящих в контекст современной сложной напряженной и стремительной жизни, обеспечивает постоянное стремление педагога к повышению профессионализма, обретению новых методик в своем педагогическом мастерстве, продлевает временной период профессиональной активности и раздвигает геронтологические границы жизни.

Нравственная мотивация педагогической деятельности обеспечивает мотивированность организуемой деятель

77

ности детей. Педагог, решая свои профессиональные за и дачи, организует необходимую разнообразную деятель Щ ность детей по их физическому и духовному развитию, но м его педагогическая забота о счастье детей диктует обяза j тельное формирование достойной мотивации организуе Р мой деятельности, так чтобы она, эта деятельность, при '" обрела своего субъекта в лице ребенка и ни в коем случае не была запланированными действиями, то есть, дрессурой. Мотивы детей столь же разнообразны, и столь же неуклонно цель воспитания предписывает один доминирующий мотив высокого социального значения. Предваряя рассмотрение воспитательного процесса, отметим, что, наряду с четкой целью деятельности (которая никак не совпадает с целью воспитания), инициирование мотиЕа деятельности детей составляет один из секретов педагогического искусства.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.