ВВЕДЕНИЕ

«Это вам не математика, тут думать надо…», – любил повторять студентам профессор, читавший лекции по теоретической физике. В этой шутке есть доля шутки, которую вполне можно распространить на сопоставление педагогики и математики. Если разделы математики представляют собой знаковые системы, обладающие полнотой и непротиворечивостью, то разговаривать с педагогами «на одном языке» – дело действительно не простое. Думать, конечно, надо в любом случае, – этим и отличается человек от других существ. Но в педагогике необходимо ещё и много рассуждать. Для этого существуют, как минимум, две причины. Первая связана с тем, что каждый автор вкладывает свой смысл в терминологию. Вторая касается смысловой нагрузки: научно-педагогические понятия употребляются в различных контекстах и имеют множество аспектов, так что их прямое сопоставление не всегда приемлемо. Но все не так страшно. Любое «живое» знание должно быть открыто для своего дополнения, модернизации и качественных изменений, которые иногда приводят к научным революциям.

Мы не случайно подготовили это пособие в стиле сопоставления педагогики и математики. На первый взгляд это совершенно противоположные дисциплины. Но в голове (извините, сознании) студента математического факультета эти предметы должны уживаться и мирно сосуществовать. Хорошо, если это сосуществование продлится до государственного экзамена по предметам профессиональной подготовки. Еще лучше, если педагогическое знание предстанет перед выпускником вуза в своем диалектическом единстве, и он сможет успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. Хотя для органичного объединения двух «чистых культур» необходима серьезная подготовительная работа, которой мы с вами и займемся сначала в форме семинаров, затем на лабораторных занятиях и далее (не для всех) в ходе педагогической практики.

Но прежде ответим на вопрос, который некоторые студенты задают себе после неудачной сессии: зачем человеку высшее образование? Может, отбросить всё это и сразу заняться серьёзной работой, приносящей неплохой доход? Особенно популярна деятельность в сфере шоу-бизнеса. Можно принять участие в кастинге и поучаствовать в популярном реалити-шоу. Всё это действительно привлекательно для молодых людей. Но мы всё же прорекламируем идею получения высшего образования. Остальное – приложится.

Так получилось, что в российской традиции выпускника вуза сразу называют «молодой специалист». Хотя любому работодателю, наверное, приятнее иметь дело со сложившимся, известным, а лучше выдающимся специалистом. Но пока приходится констатировать, что вузы выпускают только «молодых» специалистов. В данном случае термин «молодой» не является достоинством, хотя вселяет некоторую перспективу во всех участников производственного процесса.

В российском обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма в деловой сфере, давно принята важная истина: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек». Итак, хотите устроиться на высокооплачиваемую работу – предъявите корочки, желательно престижного вуза. Но, как говорится, встречают по одежке… От выпускника вуза, может быть, сначала и не ждут высоких профессиональных качеств. Но вот умения войти в курс дела, разобраться с проблемой, правильно поставить задачу и наметить план её решения – вполне ожидаемы. Если вы сможете продемонстрировать хотя бы это, то вселите в работодателя надежду на перспективу ваших отношений. Всё перечисленное имеет достаточно универсальную гносеологическую основу. И этому можно научиться средствами практически любой научной дисциплины. Если, конечно, учиться, а не отбывать положенный срок в вузе, считая, что заплаченные за обучение деньги уже решат первую и единственную задачу – получения «корочек». Можно также вспомнить анекдот.

Армянское радио спрашивают: «Можно ли купить кандидатскую диссертацию?» Ответ: «Можно, если вы уже купили диплом о высшем образовании».

Не лучше ли все-таки потратить деньги и время на себя и свое реальное развитие? А оно определяется вашим уровнем культуры, способностью к самореализации, волей, интуицией и самоорганизацией. Годы, проведенные в университете, могут пройти не зря, и в дальнейшем вам не будет «мучительно больно…». Хотя истории известны и особые случаи. Зельдович Я. Б. получил свои степени и звания, стартовав в качестве лаборанта без документов о высшем образовании. Ниже приведем диалог из книги Б. А. Райзберга.

– Единожды, в конце 60-х годов, мне посчастливилось завтракать с ним за одним столиком. Мне захотелось узнать подробнее о движении знаменитого академика в ученые. Сделал небольшой намек, наводящее замечание: «Ведь вы, Яков Борисович, имели и имеете полную возможность сами выбирать свою дорогу в науке». Ответ был для меня несколько неожиданным и по форме и по содержания. «А зохн вей», – сказал трижды Герой Социалистического Труда… Это непереводимое на русский язык выражение, высказанное на близком нам обоим языке одной из малых народностей, примерно означает: «Блажен, кто верует». После этого наш разговор перешёл в другое русло.

Всем специалистам с обычными, т. е. не очень выдающимися способностями, приходится доказывать свою компетентность в поте лица по вполне закономерной схеме. Наш курс педагогики поможет становлению ваших педагогических и общепрофессиональных качеств, если, конечно, вы поможете себе сами его освоить.

Именно способность объединять и практически использовать разнообразные знания говорит о настоящей квалификации специалиста. На каких учебных дисциплинах этому можно научиться? Практически на всех. Мы это сделаем на примере педагогики, по возможности интегрированной с математикой. Неожиданно мы применили число математический термин «интеграция». Вот и состоялась первая встреча этих, разнородных на первый взгляд культур. Но у нас это получилось вполне естественно. Позовём на помощь ещё одну математическую операцию – сумму. В качестве резюме сформулируем основную цель данного пособия. Оно призвано уменьшить барьер между педагогикой и математикой. Сведения из этих учебных дисциплин часто представляют собой простую сумму знаний, которые почти изолированы друг от друга и только нагружают память страдающего перед сессией студента, не успевшего воспринять логику их взаимоотношений. Тогда подготовка к экзамену по общепрофессиональным дисциплинам превращается в каторгу, потому что за одну ночь освоить огромный объем информации действительно не возможно. Хотя дело, конечно, не в объеме. «Каторга там, где удары кирки лишены смысла».

И последнее: по словам Н. Г. Чернышевского, «три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Постараемся помнить об этом, изучая педагогику, которая лишь повод для вашего становления в культуре.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, не проще ли педагогам всех времен и народов договориться о единой терминологии? К чему может привести такой жесткий «порядок» в науке?

2. Посмотрите в словаре значение слова «гносеология». Составьте два предложения, не лишенных смысла, относящихся к математике и к педагогике, где бы присутствовали производные от гносеологии.

3. Дайте определение педагогической категории «интегрированный курс». Сравните с принятыми в педагогической литературе определениями. Объясните необходимость интеграции науки. Можно ли «интегрировать» школьные предметы? Как это сделать?

4. Прочитайте высказывания. Соотнесите их с целями и средствами образования. В конце семестра попробуйте сделать это ещё раз. Ваш комментарий-рассуждение послужит демонстрацией одного из педагогических методов – герменевтического. Никак не характеризуя его, вы сможете им воспользоваться, т. к. какое-то толкование высказываний может сделать любой студент .

1. Чем значительнее и сложнее то, о чем говорится, тем проще и свободнее должна быть манера изложения. Стендаль.

2. Я кажусь самому себе мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, но океан неизведанного лежит передо мной. И. Ньютон.

3. Образование создало огромное количество людей, способных читать, но не способных определить, что достойно чтения. Дж. Гревельян.

4. В мире существует только один способ одержать верх в споре – это уклониться от него. Избегайте споров, как вы старались бы избежать землетрясения или встречи с гремучей змеей. Д. Карнеги.

5. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоит костра. А. Камю.

6. Учтивость и скромность свидетельствуют о подлинной просвещенности человека. О. Бальзак.

7. Скромность – это недостаток, которого ученые практически лишены. Ш. Рише.

8. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь. А. П. Чехов.

9. Начало всех великих действий и мыслей ничтожно. Великие деяния часто рождаются на уличном перекрестке или у входа в ресторан. А. Камю.

10. Всего страшнее для человека покой, не нарушенный ни страданиями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Б. Паскаль.

11. Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее. Гёте.

12. Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Дж. Рескин.

13. В науке есть нечто такое, от чего захватывает дух. Обладая пустяковыми запасами фактов, с её помощью можно выдвинуть невероятное число фактов и предположений, а затем ошеломить неожиданным откровением. М. Твен.

Дахин, А. Н. Педагогика для математиков : учебное пособие для студентов НГПУ – Новосибирск, 2006. – 147 с.