ТОГИС: технология проектного образования

Кто же на самом деле открыл "теорему невесты", которая известна большинству как теорема Пифагора? Этим интересным исследованием мы занялись с учащимися 6-го класса достаточно неожиданно. Сразу скажем, что причину столь лирического названия мы поняли, но проблема нуждается в дальнейших исследованиях, а пока мы остановились лишь на некоторых собственных гипотезах.

Ученики прочитали, что на Пифагора как на математика при жизни почти никто не ссылался, а Геродот характеризовал его только как "выдающегося софиста", который был больше известен, выражаясь современным языком, своей педагогической деятельностью. Но вот его математические открытия?.. Эту проблему мы исследовали в интернет-классе. Образовательные цели были поставлены следующие:

  • научить ребят коллективным формам исследовательской работы;
  • произвести опережающее изучение отдельных разделов геометрии;
  • формировать у школьников навыки комплексного мышления;
  • и, конечно, учить применению Интернета в собственной образовательной деятельности.
  • Без Интернета на подобные исследования у нас уходило 2–3 месяца. В основном работали в библиотеке, знакомились с публикациями в периодической печати, встречались с профессионалами и т. д. При этом не все ребята принимали равное участие в исследовании. С Интернетом само конструирование урока стало несколько иным: традиционная методика не так-то просто переносилась в данную учебную ситуацию. Поэтому вопрос о теории проектирования образовательной технологии, основанной на принципах открытости и самоорганизации с применением глобальных сетей телекоммуникации, автор еще долго осмысливал после получения конкретных результатов.

    В методических публикациях иногда появляются утверждения о необходимости смены парадигмы педагогической науки в связи с личностно ориентированным обучением и широким применением Интернета.

    Если понимать парадигму как совокупность теоретических положений и понятий, принятых в данной науке, то можно сделать вывод, что для смены парадигмы педагогической науки нет явных предпосылок, но вот модель образовательной практики нуждается в существенном видоизменении.

    Проектирование педагогических технологий, ориентированных на личность участников образовательного процесса и широкое применение сетей телекоммуникации, не требует смены как концепции образовательной системы, так и самой логики педагогического исследования. Значительные информационные ресурсы Интернета могут широко использоваться для решения познавательных задач и даже дополнить модель образования. А такие научные положения, как постановка педагогической проблемы, научная тема, актуальность, объект, предмет исследования, цели и задачи, предположения, научная новизна, – универсальны, обладают методологической полнотой и на современном этапе не нуждаются в радикальных изменениях.

    Нами применялся следующий метод обучения, который связан с развитием комплексного мышления ребенка: от одностороннего восприятия изучаемых явлений, через овладение культурой полемики, к самокритичному мышлению, а затем к самостоятельным микрооткрытиям. При этом сам процесс участия детей в коллективной исследовательской работе был для нас не менее важен, чем конечный результат их деятельности. Применение Интернета в школе не самоцель, а эффективное средство образования. Простое накопление знаний при этом не имеет большого значения, а вот освоение способов образовательной деятельности (в том числе коллективных) в условиях доступности любых информационных ресурсов – наиболее приоритетное направление. Но, к сожалению, эффективных методик преподавания типовых школьных учебных курсов на основе применения телекоммуникационных сетей создано очень мало. В связи с этим интернет-образование нуждается в специальной педагогической технологии, основанной на системно-деятельностном подходе к обучению и ценностных ориентирах в воспитании. И здесь педагогам-практикам помогут фундаментальные работы С. Л. Рубинштейна [1] и Ю. К. Бабанского [2]. Именно эти ученые разработали: организационные начала деятельности участников образовательного процесса; систему учебных задач, обеспечивающих развитие обучающихся в открытом образовательном пространстве; перечень умений, который поможет ребятам взаимодействовать с внешними источниками информации и друг с другом; систему личностных ценностей, необходимых для успешного функционирования в данной социокультурной среде. Среди недавних разработок хотелось бы отметить "Технологию обучения в глобальных информационных сетях" (ТОГИС), которую мы с ребятами и взяли за основу своей работы [3].

    Весь класс был разделен на группы, которые исследовали следующие разделы: "Биография Пифагора", "Ссылки современников на его учения", "Пифагор – философ", "Пифагор как педагог", "Его выдающиеся ученики", "Пифагор и теория чисел", "Теорема Пифагора". Через www.yandex.ru сделали запрос по ключевым словам: «Пифагор», «Древняя Греция», «акусма», «Аристотель» и др. Полученные массивы информации систематизировали в виде матрицы следующим образом: по горизонтали записали направления, относящиеся к теме исследования, по вертикали – основные понятия и адреса web-сайтов. На пересечении размещались полученные в Интернете данные. Фактически каждая клетка матрицы сама являлась матрицей со своей структурой. Такой способ классификации базы данных очень удобен своей наглядностью и быстротой использования в работе и спорах.

    После накопления минимально необходимого объема содержания интересующего нас вопроса, было организовано групповое решение задач разных уровней (такие группы формировались на основе мониторинга успешности учащихся). Среди задач повышенной сложности особое значение имели те, для которых не существовало однозначного решения. Так, у нас возник вопрос: получены ли убедительные доказательства того, что автором "теоремы невесты" не является Пифагор? Нами точно установлено, что частные случаи выполнения теоремы были известны задолго до Пифагора китайским и вавилонским мудрецам. Но вот первое строгое математическое доказательство, возможно, принадлежит Пифагору. Это пока наша гипотеза.

    При использовании технологии ТОГИС мы отказались от жесткого тематического планирования. Учебный блок считался завершенным, если результаты срезовых работ получались достаточно стабильными. Как правило, проводили обобщающий семинар по содержанию темы и закрепляли освоенные коллективные способы учебной деятельности. После итогового контроля и корректировки полученного значительного объема информации происходил переход к следующей теме. При этом контрольными мероприятиями в ТОГИС обычно являлись не письменные зачеты или экзамены, а защита учебных проектов или уже решенных задач.

    По окончании работы над проектом важно, чтобы учащиеся сравнили результаты своих исследований с авторитетными мнениями и общепринятыми культурными образцами.

    В ТОГИС осуществляется трехуровневое планирование результатов обучения. Требования образовательного стандарта содержатся в системе задач начального уровня. В дальнейшем происходит развитие способностей учащихся через решение более общих и продвинутых задач. Шкала уровней построена по типу исследовательской деятельности, при этом обучение состоит в развитии учебно-познавательной деятельности и приобретении ценностных ориентиров. В дальнейшем достижение образовательного стандарта является вспомогательной задачей, т. е. необходимым сопровождением для развития и закрепления системно-деятельностных умений и ценностных качеств.

    ТОГИС в основном ориентирована на создание участниками образовательного процесса собственного интеллектуального продукта, но в этом содержится и проблема: результаты не всегда предсказуемы и порой требуют значительных финансовых, временных и интеллектуальных затрат.

    Вопросы и задания

    1. Как школьники учатся и воспитываются одновременно?

    2. Что представляет из себя ТОГИС?

    3. Какие навыки научной деятельности приобретают ребята в ТОГИС?

    4. Объясните сущность гуманизации образования с точки зрения автора.

    5. Назовите элементы опережающего развития детей, работающих по технологии ТОГИС по данной проблеме.

    6. Преподаватель и ученики – равноправные участники образовательного процесса. В этой технологии это не только пожелание, а реальность. Почему?

    7. Объясните, почему информация не главное, а способы работы школьников с ней важнее?

    Список литературы

    1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2001. – 702 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

    2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.

    3. Гузеев, В. В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях / В. В. Гузеев // Школьные технологии. – 2000. – № 5. – С. 243–248; № 6. – С. 159–167.

    Дахин, А. Н. Педагогика для математиков : учебное пособие для студентов НГПУ – Новосибирск, 2006. – 147 с.