Про экзамен и шпаргалки

Предисловие

В данном научном исследовании, как и любом другом, прежде чем говорить о предмете, следует сформулировать его определение. Итак, шпаргалка – это совокупность средств, содержащих материал сдаваемого учебного курса в форме, пригодной для конфиденциального использования во время зачета или экзамена.

Это определение нуждается в пояснении. Я сознательно упомянул о конфиденциальности, а не противозаконности шпаргалок, поскольку не нашел в законодательстве ни запрета на ее использование, ни даже упоминания о ней. Означает ли это, что к использованию шпаргалки применимо правило «что не запрещено, то разрешено», а преподаватель, преследующий пользователей шпаргалок, превышает свои полномочия? Здравый смысл и руководящие указания властей позволяют утверждать противозаконность шпаргалки по аналогии, а значит, с репрессиями все в порядке. Экзамен – это вовсе не проверка того, что студент умеет читать и писать, это процедура удостоверения навыков и умений, доведенных до автоматизма и остающихся в голове после учебного курса. Наконец, в нашем определении шпаргалка связывается только с экзаменом или зачетом. За пределами данных понятий шпаргалки просто не существуют, а есть средства подготовки к вышеназванным экзаменам (зачетам).

Социология шпаргалки

Можно без преувеличения сказать, что шпаргалка – пережиток докапиталистического прошлого. По единодушному впечатлению отечественных посетителей западных университетов, там студенты не списывают. Кроме того, они не сочтут предательством «сдачу» шпаргальщика факультетскому начальству. Студенты ревниво следят за успехами друг друга, т. к. от их рейтинга (сумма баллов за предметы) зависят предложения работодателей, а следовательно, престижность будущего места работы. В России этого нет. Первоначальный карьерный рост выпускника определяется не столько рейтингом, сколько возможностями родителей, их связями и знакомствами. Вот почему на Руси терпимое отношение к шпаргальщикам. Здесь лишь одинокая трагическая фигура преподавателя противостоит этому всеобщему надувательству.

Откуда берутся шпаргалки

Шпаргалка есть логическое продолжение добросовестной подготовки к экзамену. Недобросовестный студент шпаргалку не создаст. Экзаменационные вопросы разбросаны по лекциям, семинарам, учебнику и иной литературе. Все это нужно вкратце свести в один текст, хотя основа шпаргалки – это лекции. Создание шпаргалки включает в себя логически-познавательные и художественно-ремесленные действия. Начнем с первого.

Написание шпаргалки – это преодоление информационной избыточности (недостаточности) конспекта лекций относительно цели действия – сдачи экзамена. Чем квалифицированней преподаватель, тем труднее логически преобразовать его лекции в шпаргалку. В лекции материал излагается последовательно, одно предложение вытекает из другого, в них нет ничего лишнего, а потому выбросить что-то невозможно: как нет и пробелов в учебном материале. Остается только переложить лекции на другой носитель. Вместе с тем даже при использовании прекрасного конспекта из создания шпаргалки логические действия неустранимы. Шпаргалка – это компактификация знаковых средств учебного материала, попросту говоря, преобразование одного текста в другой, менее громоздкий. Шпаргалки изобилуют условными значками, сокращениями и аббревиатурами разного рода; предложения сводятся к немногим опорным словам и т. д. в общем, текст конспекта и текст шпаргалки не очень похожи.

В современном мире компьютерных технологий значимость логических действий снижается, но не исчезает совсем. Компьютер позволяет менять размеры шрифта и «упаковывать» в маленькие листочки такое количество информации, которое невозможно при создании шпаргалки вручную. Однако мало сформировать содержимое шпаргалки, надо ее оформить. Оформление шпаргалки – действие индивидуальное, штучное (ремесленное). Каждый мастер создает шпаргалку «под себя», подыскивая материал, цвет чернил, шрифт, размер и.т. д. Главный индивидуализирующий фактор – это острота зрения. В этом смысле физиология студента может сильно влиять на эргономические свойства шпаргалки. Однако есть общие параметры этого изделия, не зависящие от индивидуальности автора. Эти параметры подчинены требованию конфиденциальности:

1. Компактность. Шпаргалка не должна оттопыривать карман или придавать необычный вид иным средствам доставки ее в аудиторию.

2. Маскируемость. Шпаргалка должна сливаться с интерьером аудитории. Еще никто не писал шпаргалки на красных или зеленых листах.

3. Извлекаемость и заметаемость. Шпаргалка должна свободно появляться и исчезать в случае опасности и по окончании подготовки к ответу. Попасться со шпаргалкой или демонстративно оставить ее в аудитории – дурной тон.

4. Читаемость. Изделие должно читаться под любым углом и в любом самом неудобном положении, например, в складках юбки или между штанинами брюк. Поэтому в старину шпаргалки писались специально отобранными черными стержнями (гелиевые ручки исключались ввиду размываемости их чернил) и на особо контрастной бумаге. Сейчас на помощь мастеру пришел лазерный принтер, матричный и струйный не годятся.

Классификация шпаргалок

В данном исследовании проведена классификация шпаргалок по нескольким основаниям:

1. По особенностям получения и формам собственности: свои, заемные, купленные.

2. По степени обработанности содержания: артефакт, разодранный конспект, разодранный учебник.

3. По полноте изложения материала: полные (включают все экзаменационные билеты), демоверсии, содержащие ответы на несколько сложных вопросов. Такие создают запаниковавшие отличники, по каким-то причинам не получившие «автомат».

4. По степени использования: использованные (их материал перекочевал на официальный лист подготовки ответа), потенциальные (были пронесены в аудиторию, но не использовались), недоиспользованные (изъятые).

5. По материалу носителя: бумажные, соматические (нанесены на тело), звуковые (коллеги бубнят вам на ухо ответ), технические (располагаются на электронных приборах).

Например, 8-строчный пейджер, на который студент загодя сбрасывал ответ по электронной почте. Карманные компьютеры тоже удобны, но издают предательский шум. Их невозможно положить легально, как пейджер, перед собой на стол. Можно использовать КПК как диктофон, но это требует огромной по объему флэш-карты и обременительно по времени. Кроме того, необходимо заранее надиктовать текст. К тому же в данном случае, во-первых, после получения билета необходим «выход в туалет» для загрузки файла, а преподаватель может не пойти навстречу вашей физиологии, а во-вторых, требуется использование наушников, которые непродвинутый экзаменатор «по темноте» своей примет за деталь плеера или мобильника и призовет студента соблюдать порядок.

Мобильный телефон тоже годится для «шпорного» дела. Уже распространены прилады к мобильникам «Голубой зуб» (в простонародии Bluetooth). Их огромное преимущество в том, что приемно-передающее устройство не имеет проводков и его можно скрыто поместить в ушной раковине. Девушки при этом имеют преимущество – длинные волосы. А у юношей волосы не всегда достаточной длины, чтобы можно было замаскировать приемник. Есть еще одно «но». Всё-таки «Голубой зуб» – это вам не общедоступная беспонтовая звонилка, а солидный бизнес-сотик. Необходимо учесть расходы за трафик и договориться с надежным оператором, который не сдаст экзаменуемого в критический момент. Сюда следует прибавить и оплату трафика за несколько минут. Помимо финансового бремени, мобильник-шпаргалка требует работы в команде: нужен оператор-диктовальщик, найти которого в горячую сессионную пору не так просто, да и соображения безопасности резко ограничивают круг потенциальных помощников. Наш народ дожил до таких способов сдачи экзаменов, которые далеко ушли от недосягаемой мечты, изображенной в фильме «Операция “Ы” и другие приключения Шурика».

Анекдот.

Профессор перед экзаменом говорит студентам:

– Если замечу, что кто-то списывает, больше тройки не поставлю!

Голос с задней парты:

– А если не заметите?

- Тогда сразу двойка.

Еще анекдот.

– Пап, дай 1000 рублей.

– Зачем?

– Да на четыре поменяю.

– Это по какому курсу?

– По психологии.

Еще анекдот.

Лекция на филфаке. «В английском языке, – говорит профессор, – двойное отрицание даёт утверждение. В других языках, например в русском, двойное отрицание всё равно обозначает отрицание. Но нет ни одного языка, в котором бы двойное утверждение обозначало отрицание». Голос с задней парты: «Ага, конечно».

Еще анекдот.

На экзамене преподаватель говорит студенту:

– Что-то я не видел вас на своих лекциях…

– Ну, что вы! Просто я за колонной сидел!

– Странно… Восемь человек за одной колонной…

Использование шпаргалок

Мало изготовить шпаргалку, важно пронести ее и достать.

Одежда. Для мужчин – костюм «тройка», даже в летнюю жару. Неудобства компенсируются изобилием карманов. Для дам – длинная юбка со складками. Желателен бабушкин свитер «кенгуру» с гигантским сквозным карманом, но сгодится и клубный пиджак.

Головной убор. Лучше всего – объемный, высокий и меховой. Складывается на парту перед собой и ограничивает экзаменатору обзор вашего рабочего места.

Черные очки, футляр для очков, сумка дамская (в зимнюю и весеннюю сессии), для юношей (независимо от ориентации) – сумочка геев. Размещаются так же, как шапки, при совместном использовании увеличивают маскирующий эффект. Важным достоинством использования сумок и шапок является то, что их легко оборонять от предложений преподавателя переместить на отдельный стол. Аргументируйте невозможность такого перемещения сложной криминогенной обстановкой в аудитории. Если аргумент не пройдет, тоже не беда. Для того чтобы выполнить требование экзаменатора, нужно совершить несколько действий (подняться из-за парты, развернуться в проходе, скорчить физиономию соседям, вернуться к сумке за забытой там ручкой и т. д.). За это время шпаргалка может незаметно улечься под листок на столе.

Носовые платки. Всесезонный аксессуар: зимой у вас насморк, летом – аллергия. Их должно быть много. Хорошо подходят для хранения шпаргалок на столе. Сравнительно неплохо защищены от досмотра ввиду распространенности мнения о деликатном характере их как предметов личной гигиены. В случае явного интереса экзаменатора демонстративно используйте один из них по прямому назначению.

Скрепка, банковская резинка для купюр. Шпаргалка – это единое целое. Листки надо скрепить: потеря хотя бы одного из них может привести к роковым последствиям.

Обувь. Требования к ней минимальны, если они вообще есть. Для шпаргалки лучше всего подходят валенки, но они – крайне коварное транспортное средство.

Избыточное количество листов бумаги, взятых у преподавателя. В них легко затеряются шпаргалки.

При всей значимости аксессуаров использование шпаргалок требует определенных умений. Самое важное из них – извлечение. Эта ответственная часть операции проводится в момент ослабления бдительности экзаменатора. Легче всего тем счастливцам, которые располагаются сбоку от него и пользуются естественной ограниченностью бокового зрения. Для тех, кому повезло меньше, и они разместились прямо против преподавателя, важна правильная геометрия посадки. Обычно используется технология рассадки «лицо в лицо, затылок в затылок». Это ограничивает обзор экзаменатора. Затем следует приступить к извлечению шпаргалки. Классические варианты – визуальный и тактильно-сенсорный. В первом случае шпаргалки располагаются под столом и номера вопросов доступны для обозрения. Недостатком этого способа является характерный бумажный шорох, по которому опытный экзаменатор может определить степень подготовленности студента. Шорох отличника короток и энергичен, он быстро нашел нужный листок. Плохо успевающий студент, экипированный в последний момент чужими шпаргалками, долго ищет что-то под столом, создавая звуки неровные, тягостно-обреченные. Даже у самого строгого экзаменатора это вызывает жалость, и он непроизвольно отводит глаза от страдальца.

Тактильно-сенсорный способ извлечения применяется редко. Так как предполагает поиск вслепую, наощупь, по счету листов в пачке. Способ требует изрядного хладнокровия и хотя бы элементарных навыков в арифметике, но лишен основного недостатка визуального способа.

Использование шпаргалки сродни входу дрессировщика в клетку с тигром. Это опасно и непредсказуемо. Важны интуиция, актерские данные, спортивный азарт, склонность к риску и умение действовать на опережение. Начало списывания сопровождается, как правило, имитацией бурной деятельности. Шпаргальщик морщит лоб, время от времени поднимая глаза к потолку, что-то шепчет, якобы мучительно вспоминая. Если он не переигрывает, то в этот момент главная опасность – нет, не экзаменатор – друзья. Счастливые обладатели шпаргалок стараются не встретиться взглядом с теми несчастными, у которых нет шпаргалки или она случайно оказалась по другому предмету. Если встретиться взглядом – считай, что подписал моральное обязательство, а это и время отнимет, и лишний риск навлечет (а он-то как раз сейчас и некстати). Тонущие бедолаги особым тактом в отношении счастливчиков не отличаются и усердно привлекают их внимание к себе. Стандартные приемы: «Нет ли у тебя лишней ручки?», «Передай мне, пожалуйста, программку». Счастливчику эти вопросы радости не доставляют, поскольку все это происходит на фоне нескрываемой иронии экзаменатора (он сам был студентом). Остается одно – побыстрее заканчивать с ответом, пока в аудитории не появился еще один невезунчик. Концентрация на шпаргалке грозит ослаблением бдительности и неожиданным нависанием экзаменатора над столом.

Слабая экипированность шпаргалками редко восполняется в аудитории. Для этого студент обычно использует прием «выход в туалет», просьба о коем обычно удовлетворяется, но нередко с комментариями преподавателя. Последнему они почему-то кажутся остроумными. Полученная в коридоре шпаргалка обычно радости не приносит, но доставляет немало веселых моментов экзаменатору и всем находящимся в аудитории. Студент не может расшифровать чужой артефакт и поэтому уныло озвучивает его прямо по тексту, не соблюдая падежей, управлений и интонаций. Если экзаменатор захочет еще поиграть с ним, как кошка с мышкой, то первый же вопрос по смыслу озвученных терминов бесславно завершает испытательную процедуру. Поэтому при использовании шпаргалок важно смело смотреть в физиономию опасности и упреждать готовящийся удар. Например, можно задать экзаменатору вопрос о содержании билета, но таким образом, чтобы он почувствовал ваше знание предмета. Можно подняться навстречу преподавателю, двинувшемуся в обход по аудитории, и попросить у него еще листок бумаги. Возможно, это изменит траекторию его движения и позволит убрать компрометирующие вас материалы.

Анекдот.

Студент с преподавателем на экзамене.

– Ну, знаешь?

– Знаю.

– Что знаешь?

– Предмет знаю!

– Какой предмет?

– Который сдаю!

– А какой сдаешь?

– Ну, это вы уже придираетесь!

Еще анекдот.

Идет экзамен. Профессор читает газету.

Первый курс: газета ползет вниз, все прячут шпаргалки. Второй курс: газета ползет вниз, студенты прячут лекции. Третий курс: газета ползет вниз, все прячут учебники. Четвёртый курс: газета ползет вниз, медленно закрываются учебники. Пятый курс: газета ползет вниз, в аудитории раздается кашель, газета быстро вскакивает вверх.

Еще анекдот.

Профессор, устав вытягивать студента на «3», спрашивает:

– Ну, ладно. Скажи, о чем читались лекции?

Студент молчит.

– Так… Скажи хоть, кто читал лекции.

Студент молчит.

– Наводящий вопрос: ты или я?

Ценность шпаргалки

Как средства подготовки к экзамену, те письменные материалы, которые станут шпаргалкой, необычайно ценны. Как средства собственно сдачи экзамена, они имеют малую ценность. Если студент написал полный комплект шпаргалок, он выучил предмет и сможет сдать его и без шпаргалок. Ценность шпаргалки – не столько информационная, сколько предохранительно-релаксационная. Ситуация со шпаргалкой примерно такая, как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Зачем тебе сберкнижка?» – «Она мне душу согреет, когда я с вами в подвал полезу». Очень часто студент не использует шпаргалку до конца. Беглый взгляд на краешек листочка «оживляет» память, и шпаргалка становится ненужной для сдачи экзамена. Об этом эффекте шпаргалки мне часто говорили выпускники.

Приемы борьбы со шпаргалкой

Приемы борьбы со шпаргалкой столь же древние, как и создание шпаргалок и столь же разнообразные. При этом они различаются по последствиям для настигнутых.

1. Барско-либеральный. «Кто подготовил полный комплект качественных шпаргалок, подходите, я сразу ставлю 4, шпоры получите после сессии». В мире компьютерных технологий такой прием сработает только на экзамене в одной группе. На следующих экзаменах преподаватель столкнется с поголовным предъявлением клонов приглянувшейся ему шпаргалки, и их сличение займет неоправданно много времени. Экзаменатор может его применять, если он потребует рукописный вариант.

2. Либерально-иронический. «Списывайте, списывайте! Я все вижу. Буду задавать дополнительные вопросы». Такой прием основан на главном принципе экзамена: «Нет студента, которому нельзя будет поставить 2». Прием самый неэффективный, т. к. экзамен превращается в опрос без подготовки, а студент, у которого не изъяли вовремя шпаргалку, доказывает свою непорочность и кристальную честность ссылкой на правило «Не пойман – не вор». Экзамен превращается в препирательство, и стороны расходятся с чувством взаимного раздражения.

3. Превентивный. Экзаменатор время от времени проходит между столами, не допуская списывания. Метод благоприятен для сдающего экзамен в момент преподавательского рейда, т. к. внимание экзаменатора в это время рассеяно.

4. Конфискационный. Экзаменатор изымает шпаргалки, не обнаруживая никаких эмоций по этому поводу, руководствуясь презумпцией отсутствия самой процедуры списывания.

5. Конфискационно-назидательный. Экзаменатор изымает шпаргалку, произносит по этому поводу назидательный спич и заменяет билет.

6. Репрессивный. Экзаменатор изымает шпаргалку и ставит 2.

7. Репрессивно-назидательный. Застигнутый на месте шпаргальщик немедленно отправляется к столу экзаменатора, отвечает по билету, потом по всем оставшимся билетам, потом по всем вопросам программного списка и, получив 2, испытывает облегчение.

8. Садистский. Применяется только в комплекте с другими, обычно 6 и 7. Преподаватель ласково мурлычет аудитории: «Вы тут без меня не соскучитесь, если я 5 минут погуляю?». Дождавшись радостного облегчения, он выходит из аудитории и начинает наблюдать за ней из коридора. После этого следует возвращение и адресный «разбор полетов».

Резюме

Использование шпаргалок – дело малопочтенное, конфликтное, портящее нервы как студенту, так и преподавателю, а также угрожающее академической карьере студента. Оно не должно оставаться безнаказанным. Борьба со шпаргалками должна приводить к распеканию «грешника» и не превращаться в преследование его на переэкзаменовке. Здесь как никогда уместно правило, когда-то сформулированное М. Е. Салтыковым-Щедреным: «Внедряй просвещение с возможно меньшим пролитием крови». Можно вспомнить еще одного классика: перефразируя В. И. Ульянова-Ленина, следует, наверное, сказать: шпаргалка – это «всерьез и надолго». Но когда-то должно это кончиться? Чтобы это было не надолго, шпаргалка должна быть «не всерьез». Шпаргалка – это прежде всего смешно: она сама, её изготовители и пользователи. Этому и посвящен трактат.

Насмотревшись телеигры «Как стать миллионером», Министерство образования и науки утвердило следующую схему приёма экзаменов в вузах России:

Экзаменатор задаёт студенту 15 вопросов и 4 варианта ответов. Через каждые 3 вопроса оценка повышается на 1 балл – от 0 до 5. Имеется три стандартные подсказки: 5050, помощь аудитории и звонок другу, – а также две несгораемые суммы: оценки «1» и «2». Студент в любой момент может прекратить отвечать на вопросы и получить ту оценку, на которой он остановился.

Этот шуточный трактат наводит на серьёзные размышления, особенно преподавателей. Будущим педагогам, наверняка, придется бороться с этим социальным феноменом (после пятилетней работы по его усовершенствованию). Попробуйте разобраться в научной позиции автора-исследователя и ответьте на следующие вопросы.

1. Какие атрибуты настоящего исследования присутствуют в данной статье?

2. Определите объект и предмет данного исследования. Какую цель преследовал автор?

3. Что положительного (для студента) можно выделить при подготовке шпаргалки?

4. Как вы понимаете, что шпаргалка – это «всерьёз и надолго»?

5. Лично вы готовы «сдать» пользователя шпаргалки университетскому начальству? А почему?

6. Что трагикомического в шпорном деле?

7. Какие формы сдачи экзамена избавят преподавателя от борьбы со шпаргалками и сделают их легальными помощниками студента?

Дахин, А. Н. Педагогика для математиков : учебное пособие для студентов НГПУ – Новосибирск, 2006. – 147 с.