Модернизация российского образования

За последние годы в России произошли серьезные изменения. Наша страна стала открытой миру, в государстве созданы демократические институты, строятся рыночные отношения и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий большой степенью свободы и ответственности. Все эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию. Если в ХIХ – ХХ вв. мы имели индустриальное общество, то ХХI век открыл дорогу постиндустриальному, информационному сообществу. Эти принципиально новые тенденции должны быть отражены в содержании общего образования. На плавный, эволюционный вариант постепенного изменения частей российского образования направлена принятая Концепция модернизации российского образования.

Правительством Российской Федерации принята Стратегия, в соответствии с которой образованию отводится важная роль. Так, система образования призвана принять активное участие:

  • в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;
  • в кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
  • в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
  • Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не только на консервацию системы, но и на её эффективное обновление. Просто сохранять даже то, что когда-то было лучшим в мире, значит, заведомо остановить процесс развития и предопределить отставание.

    Указанные выше тенденции развития России заставляют пересмотреть цели общего образования.

    В качестве главного результата в Концепции модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благосостояние всего общества. Среди важных выделяют следующие цели образования:

    развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;

    умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

    готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

    толерантность, терпеливость к другой модели поведения человека, терпимость к иному мнению;

    умение вести диалог, искать и находить содержательные, конструктивные компромиссы.

    Первостепенными задачами модернизации образования являются следующие.

    1. Устранить традиционную перегрузку учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.

    2. Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять значение самостоятельной работы учащихся.

    3. Обеспечить профильность, т.е. возможность выбора образовательных программ, особенно в старших классах.

    4. Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук (экономике, правовой культуре, менеджменте, социологии).

    5. Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней. Обеспечить необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных технологий.

    6. Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования.

    7. Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

    8. Обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности для учителей к вариативности для учащегося. Усилить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями, – а также путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся.

    9. Усилить социально-гуманитарную, ценностную ориентированность общего образования, обеспечить расширение и конкретизацию его социального и культурного контекста.

    10. Создать механизмы систематического обновления – модернизации – содержания образования.

    Как видим, есть у модернизации начало, нет у модернизации конца. Примерно так пелось в некогда популярной песне, правда, по другому поводу.

    Вопросы и задания

    1. Раскройте понятие «модернизация». В каких сферах жизнедеятельности оно встречается?

    2. Приведите примеры реальной модернизации образовательного процесса в вашем вузе. Где, на ваш взгляд, модернизация была бы уместна?

    Дахин, А. Н. Педагогика для математиков : учебное пособие для студентов НГПУ – Новосибирск, 2006. – 147 с.