Модель обучения

Под моделью обучения будем понимать систему, состоящую из четырех элементов. 1. Метод обучения. 2. Организационная форма его реализации. 3. Средства, обеспечивающие эту реализацию. 4. Приёмы педагогической техники, непосредственно описывающие взаимодействие участников образовательного процесса [1, с. 118–125].

Дидактической основой модели обучения называют первую пару элементов (метод + форма).

Вторая пара (средства + приёмы) представляет собой педагогическую технику этой модели.


Дидактические основы моделей обучения сравнительно немногочисленны и могут быть подробно описаны. Но каждая дидактическая основа является ядром (дадим даже смысловую связку: инвариантом, фундаментом, постоянной структурной единицей) большого многообразия моделей обучения, отличающихся средствами и приёмами. Внешне эти отличия могут быть едва заметны, но результаты на выходе не сопоставимы. Этим объясняется разная успешность учителей, вроде бы работающих в одинаковых условиях с помощью одних и тех же методик, пособий и технических средств.

Ниже рассмотрим пример модели «урок-суд». Если взять туже дидактическую основу, то можно получить другую разновидность модели обучения – «урок–пресс-конференция». Эта модель будет отличаться приёмами педагогической техники, которые полностью определяются учителем. Эти приёмы реализуют аффективные составляющие образовательного процесса, которые не поддаются никакому проектированию, кроме вероятностного. В приёмах отражается индивидуальное мастерство учителя, его личность, жизненный опыт, система отношений с окружающими людьми. Всё это заполняет неизбежную в образовательном процессе «зону неопределенности». В этой зоне возникает множество мелких, но интересных исследовательских задач. Главное – видеть эти задачи, а также иметь исследовательскую жилку, вкус к экспериментам. Это часть педагогической культуры учителя.

Как бы детально ни была описана деятельность учителя в пособии или технологической карте, невозможно предусмотреть капели за окном, растерянного лица юноши, неожиданно получившего sms-сообщение от «королевы класса», и т. п. В этих нештатных ситуациях и проявляется мастерство учителя, реализуемое приёмами педагогической техники. Эффективная технология обязательно имеет свою «зону неопределённости».

Сценарий «Урок-суд». Рядом с городком был комбинат по производству серной кислоты. Произошла авария с выбросами. Последствия для городка тяжелые. Идет судебный процесс. На скамье подсудимых – бывший директор, главный инженер, технолог… Прокурор обвиняет руководство комбината в преступной халатности. Адвокаты строят свою защиту на несовершенстве технологического процесса и изношенности оборудования. Выступают потерпевшие и свидетели. Все они ссылаются на таблицы, схемы, теорию, технологические цепочки по производству серной кислоты. Окончательный вердикт вынесет группа присяжных.

Вопросы и задания

1. Какие знания, умения и навыки школьного курса химии отрабатываются на уроке-суде?

2. Как формируется экологическая культура учащихся на таком уроке?

3. Какие нравственные качества воспитываются у ребят на уроке-суде?

4. В чем проявляется неопределенность педагогической ситуации на уроке-суде?

5. Используя условные обозначения (И, Д, Ц, К), постройте условную формулу для урока-суда и поясните её.

6. Почему урок-суд – это реализация модельного метода обучения в форме семинара?

7. Ниже сформулированы основные свойства гуманитарных систем [2, с. 98–110].

Гуманитарные системы создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие в себе сознательный и бессознательный компоненты.

Любое наличное состояние гуманитарной системы определяется в совокупности всем пройденным ею путем.

Направление изменения гуманитарной системы определяется её наличным состоянием и всей совокупностью обстоятельств внешнего окружения.

Язык гуманитарной системы неразделимо сочетает в себе логическую и образную составляющие.

Тексты, порождаемые гуманитарной системой, являются многозначными, и значение их сильно зависит от контекста.

Взаимопонимание между различными гуманитарными системами не может быть полным.

Изолированное взаимодействие с отдельной подсистемой гуманитарной системы невозможно.

Результаты взаимодействия гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны.

Взаимодействие гуманитарных систем осуществляется… посредством порождаемых ими текстов. Во взаимодействии участвует вся целостность системы, текст не сводится к произносимым (или написанным) словам. Язык системы – её сугубо индивидуальное достояние, понимание одних и тех же слов в различных системах различно.

Приведите конкретные примеры, связанные с педагогической деятельностью, которые поясняют данные утверждения.

8. Дайте определение модели обучения.

9. Охарактеризуйте дидактическую основу и педагогическую технику модели обучения.

Список литературы

1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

2. Гусинский, Э. Н. Образование личности : пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский. – М. : Интерпракс, 1994. – 136 с.

Дахин, А. Н. Педагогика для математиков : учебное пособие для студентов НГПУ – Новосибирск, 2006. – 147 с.