СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОГРАММ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ

Названные выше некоторые общие закономерности становления профессионал по-разному преломляются в различных профессиях. Специфичны предмет труда, его задачи, средства, условия и результаты в разных видах труда, соответственно будут различаться профессионально важные психологические качества, необходимые для труда в разных профессиях. В различных профессиях, повидимому, неодинаково легко и быстро могут проходить процессы от адаптации к мастерству и творчеству, проявляться индивидуализация труда, по-разному может складываться соотношение саморазвития и самосохранения и т.д.

Специфика профессионализма в разных профессиях наиболее четко может быть представлена через профессшграмму, эталонную модель специалиста. В профессиограмме содержатся указания на нормативные характеристики деятельности работника (предмет, средства, результат труда и др.) и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать работник для осуществления данного вида труда, что может, в свою очередь, быть основой для выявления специфики труда в профессии, для сопоставления профессий. Не для всех профессий разработаны профессиограммы, хотя в литературе отмечается необходимость создания банка про-фессиограмм для решения многих-прикладных вопросов (профессиональное обучение, профотбор, профессиональная аттестация и др.). Для ряда профессий описаны профессионально важные качества^]

Наиболее разработаны профессиограммы рабочих и инженерных профессий. Так, профессиограмма оператора включает: общую характеристику профессии (распространенность, уровень технической сложности, общая и специальная подготовка); специальные характеристики профессии (например, режим труда и отдыха, характеристику системы, в которую включен человек); характеристики деятельности, условий и средств труда (например, задачи, приемы работы, действия и их особенности, рабочее место); психограмму (например, психофизиологические функции, восприятие, внимание, речь, скорость выполнения операций, быстрота навыков, требования к физической выносливости); заключение (возможности обучения, компенсации, тренируемости, а также противопоказания (28)).

Описан (см. 3 в 1.4) фрагмент аналитической профессиограммы начальника отдела кадров. В нее включены: операци-онно-технологическая структура профессии – профессиональные функции (например, прием на работу), профессиональные задачи (например, изучить документы поступающего на работу), нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач(например, нормативы юридические, квалификационные, медицинские): а также психологическая структура профессиональной деятельности – цели действий (например, оценить, спрогнозировать, информировать), психологическая характеристика действий (например, когнитивные, коммуникативные), психические и психофизиологические процессы, профессионально важные качества, обеспечивающие их протекание (например, мышление словесно-логическое, внимание устойчивое, эмоционально-волевая регуляция и др.).

Разработана и описана (45) профессиограмма правоохранительной деятельности прокурорского работника (следователя, прокурора). Она включает три рубрики – основные особенности правоохранительной деятельности; для каждой особенности определены ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им качества личности; критерии профессиональной пригодности. Например; особенность деятельности

– правовая регламентация; фактор пригодности к ней – высокий уровень социализации личности; качества – например, правосознание, доминирование социально-значимых мотивов; критерии – показатели психодиагностических методик. Для другой особенности деятельности (экстремальный характер) указаны другие характеристики. Так, фактор пригодности к ней

– нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности;

качества – например, выносливость к длительно воздействующим психофизиологическим перегрузкам, устойчивость к стрессу, стенические типы реагирования в критических ситуациях; критерии – показатели наблюдений в сложной обстановке, данные при физических и психических перегрузках и т.д. (45, с.97-98). Разработана психологическая модель специалиста применительно к труду архитектора (см. 13 в 1.4).

*ЦВ ряде психологических работ, хотя и не излагается развернутая профессиограмма, тем не менее описываются выявленные в исследованиях специфические качества человека разных профессий: характеристики профессиональной надежности космонавта (26) и летчика (18), характеристики деятельности в штурманском труде (49), работников торговли (25), сферы юриспруденции (53), особенности труда шофера (6), профессиональной инженерной деятельности (9), характеристики профессиональной деятельности экспертов (23) и т.д. Для построения профессиограммы научного работника имеют значение названные в литературе (44) показатели продуктивности его труда (число публикаций, частота цитирования данного автора, количество информации в работах данного ученого, величина экономического эффекта внедрения данной исследовательской ра-/ боты в практику). Изучаются специфические качества практических психологов (13, 32), сопоставляются качества психологов и педагогов (31) Ведущими компонентами специальных способностей к профессиональной психологической деятельности называют (2): социальный интеллект и фасилитивность, что характеризует профессиональную направленность на другого человека как предмет познания и преобразования. Для практического психолога свойственна установка на преобразование поведения другого человека, на шлифовку поддерживающего стиля отношений с клиентом и др.

Выделен ряд особенностей профессиональной деятельности и специфика профессионально важных качеств работников правоохранительных органов (4). Для этих работников характерно, что круг их общения не имеет четких границ и охватывает все слои населения, что требует универсальных знаний, умений, навыков. Постоянное негативное общение с правонарушителями, оказывающее существенное психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудника, вызывает значительные эмоциональные перегрузки. Задача, стоящая перед сотрудником – реконструировать поведение и деятельность подозреваемого человека на определенном отрезке времени и оформить этот документально – требует знания психологии, особенно если учесть, что люди стремятся запутать следствие, оказывают ему активное противодействие. Публичность исполнения профессиональных действий сотрудника в присутствии зрителей, может помочь, но может и дезорганизовать его действия. Постоянная профессиональная бдительность может трансформироваться в излишнюю подозрительности, недоверие, придирчивость, проводить к представлению, что большинство граждан является нарушителями.

Описаны профессионально важные качества представителей актерской и режиссерской профессии. Так, названы (12) для актеров следующие преобладающие черты личности: экстра-вертированность, коммуникабельность, взрывной темперамент, наличие выраженной индивидуальности, высокая эмоциональная возбудимость и подвижность, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию, сила чувств, заразительности, доверчивость к предлагаемым обстоятельствам. Для режиссерской профессии, по мысли того же автора, характерны: внутреннее сосредоточение, преобладание мыслительного типа высшей нервной деятельности, наличие выраженной индивидуальности, способность к анализу и синтезу (индукция и дедукция), приближение к эвристическому типу, пространственное видение и чувство композиции, образное осмысление мира, глубина мировоззрения. Общим для актеров и режиссеров, пишет тот же автор, является творческое воображение, свобода от шаблонов мышления, новаторство, инициативность («избегание традиций»), интуитивно-поисковый характер творческой деятельности, умение по-детски просто и наивно смотреть на мир как черта художественного «пралогического» мышления.

В других работах (52) описаны некоторые близкие особенности актерской одаренности: богатство человеческой личности, эмпатия, активная жизненная позиция, заразительность, сценическое обаяние, быстрая переключаемость нервных процессов, интуиция, внешняя и внутренняя культура, наивность и детскость, музыкальность, творческая инициативность, готовность к работе, способность самостоятельно и оригинально мыслить. В, группе признаков менее ценных, но желательных в той же р^аботе отмечены: жизненный опыт, наблюдательность, способность к одиночеству, трудолюбие, чувство юмора, эмоциональная и мышечная память, своеобразие биографии. У каждого актера бывают выражены не все эти способности, а только некоторые из них, что определяет актерское амплуа, индивидуальность и неповторимость человека.

В последние годы правомерно усилился интерес к психологии профессиональной деятельности предпринимателя. Если предприниматель идеологию своей профессиональной деятельности строит на основе доктрины «просвещенной выгоды», когда интересы бизнеса неразрывно связаны с общим благо состоянием общества (46, с.36), то это определяет и позитивные задачи данной профессии. Отмечается (30), что деятельность предпринимателя характеризуется тем, что он самостоятельно определяет задачи своей деятельности (творец собственного дела, которое может стать зародышем новой профессии (5), его профессиональные действия проходят в условиях высокой неопределенности, результат его труда не регламентирован извне (7). Деятельность требует высокой готовности к оправданному риску, разумного сочетания риска и безопасности (15).

Показано на примере профессии водителя (51), что выявление психологических качеств специалиста целесообразно строить по-разному у специалистов с различным опытом. Так, для опытных специалистов наиболее характерен их стиль вождения, обусловленный тем, что водитель, не ощущая вождение машины как задачу, проявляет неадекватные мотивы, переоценивает свои способности. У неопытных водителей, по данным автора, следует изучать, прежде всего, их умение водить машину и связанные с этим психологические качества (с. 120).

Наш подход к построению профессиограммы описан в 1.4. и предполагает: изложение нормативной заданной извне структуры профессиональной деятельности (задач, результатов и обусловленных ими способов работы), а также изложение психограммы (психологических знаний, умений, профессиональных психологических качеств и психологических противопоказаний). Ниже приводим фрагмент разработанной нами профессиограммы педагога (учителя, преподавателя), см. табл. 19. Фрагмент профессиограммы педагога включает также указание на входящие в нее модули профессии (крайняя графа слева).


Фрагмент профессиограммы педагога (ПДГ) (учителя, преподавателя)

Табл 19.

Продолжение табл 19


Каждому работающему человеку важно научиться осознавать специфические особенности труда в своей профессии, приближаться к построению профессиограммы своей профессии или специальности внутри профессии.

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.