СНИЖЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Вернемся к рассмотрению экстремальных условий труда под новым углом зрения – безопасности человека в труде. Сошлемся на ряд положений источника (10).

Опасность в ходе труда может возникать для человека по разным причинам: неблагоприятное воздействие внешней профессиональной среды (поломки в технике, неудовлетворительная экология, плохой социальный климат и др.), а также неправильное, неадекватное поведение самого человека в профессиональной среде.

Рассмотрим неблагоприятное воздействие среды, снижающее безопасность труда. В процессе труда не только человек воздействует на предметы труда, но и сам процесс труда (его предмет, орудия, условия и др.) оказывает обратное влияние на человека, причем не всегда благоприятное (социальное, психологическое, механическое, химическое, тепловое, электрическое и др.). Если эти воздействия на человека превышают допустимые уровни, то возникают нарушения в организме или психике человека. Человек в процессе труда может сталкиваться с рядом видов опасности: физическая опасность (травмы, увечья); социальная опасность (потеря уважения и доверия других людей, утрата статуса); психологическая опасность (деформация или распад личности, разрушение мотивов из-за резкой смены духовных профессиональных ориентиров, менталитетов в профессии). Порой человека больше волнует социальная, психологическая опасность (потеря чести), чем физическая. Различают (там же, с. 28) опасные производственные факторы, воздействие которых на работника приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на работника влечет за собой профессиональные заболевания. Опасные производственные факторы могут быть явными и потенциальными, действующими уже сегодня или отсроченными.

Влияние опасных факторов среды может приводить к опасной ситуации, в которой создается достаточно большая возможность возникновения повреждения техники (аварии), физического повреждения человека (травмы), нарушений в психике человека (срывы, стрессы). Если авария влечет за собой телесные повреждения людей, то говорят о несчастных случаях (там же, с. 34). Вероятность опасных ситуаций зависит от опасных зон (физических и психологических).

Другая группа причин опасности – это неадекватное поведение человека. В опасной ситуации обычно для человека сохраняется та или иная возможность оценить сложившееся положение дел и найти пути предотвращения дальнейшего развития ситуации, препятствующего продолжению трудовой деятельности и нормальному функционированию человека. В одних и тех же внешне неблагоприятных условиях различные люди по-разному противостоят им (в зависимости от своей мотивации, психических состояний, уровня квалификации, опыта), в разной степени защищены. Под защищенностью человека в ходе труда понимается его способность своевременно обнаруживать производственные опасности, мобилизовывать свои возможности, противодействовать опасным факторам, а также не порождать их своей деятельностью (там же, с. 61). Поэтому правомерен вопрос не только о том, почему возникла опасная аварийная ситуация, но и вопрос о том, почему человек не принял своевременно меры, противодействующие ее дальнейшему развитию; это зависит от степени подготовленности человека к действиям в таких ситуациях. Готовность человека к безопасному труду тесно связана с успешностью труда, но не всегда совпадает с ней.

Выше были описаны разные виды особых и экстремальных ситуаций, предъявляющих жесткие требования к труду человека, вынуждающие человека напрягать силы и мобилизовывать внутренние ресурсы. Те виды трудовой и профессиональной деятельности, где возникает довольно часто необходимость в такой чрезмерной мобилизации сил, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей (там же, с. 149). Экстремальные ситуации сопровождаются стрессом, когда у человека возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его недостающими возможностями. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека (с. 146). Но если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, ухудшая результаты труда человека (с. 147), подрывает его здоровье.

Заботясь о сохранности и безопасности человека в ходе труда, важно учитывать возможные режимы работы (12), цит. по (10, с. 161-162)):

– учебно-тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно (например, шофер на тренажере), и у работника отсутствует ответственность за реальные результаты труда;

– минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок (шофер недолгое время в хорошую погоду едет по широкому свободному шоссе);

– оптимальный режим, наиболее типичный для данного вида труда и отличающийся большой продолжительностью,

широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности. Здесь возникает оптимальная психическая напряженность (например, езда шофера в условиях оживленного дорожного движения);

– экстремальный режим, который возникает за счет значительного усложнения задач (сильного снижения внешних ограничений или существенного снижения внутренних возможностей, появления опасностей, высокой цены ошибок и др.), когда человек без высокой волевой регуляции и широкого использования резервов как правило уже не может удовлетворительно справиться с выполнением своих функций, здесь возникает экстремальная психическая напряженность (например, при неожиданном отказе у шофера ходовой части в сложной дорожной ситуации или наоборот в чрезмерно спокойных условиях, когда трудно бороться с воздействием монотонности).

Для каждого режима, отмечают названные выше авторы, характерны свои виды ошибок. При учебно-тренировочном режиме ошибки связаны с недостаточной мотивацией и собранностью внимания. При минимальном режиме ошибки также вызваны недооценкой задачи, пониженным уровнем внимания. При оптимальном режиме ошибки бывают обусловлены нехваткой ресурсов по причине утомления. При экстремальном режиме ошибки связаны с острой нехваткой ресурсов (знаний, умений, сил) или с их неиспользованием из-за психических состояний эмоциональной напряженности.

Ошибки человека могут быть вызваны недостатком знаний, нехваткой ресурсов, отсутствием опыта – «первичная беспечность» примерно при стаже 1 год (5), а также небрежным пассивным отношением к опасности, неиспользованием работником уже имеющихся возможностей – «вторичная беспечность» (10, с. 123), примерно при стаже 5 лет.

Резкий переход от одного режима работы к другому, например, неожиданное усложнение трудовой деятельности, также вызывает опасные и стрессовые ситуации. Человек, допуская ошибки, может превратить также объективно несложный минимальный режим работы в экстремальный.

На табл. 14 описаны психические качества человека, способствующие его безопасному труду. В целом человек, противостоящий опасности в труде, это работник: физически здоровый, профессионально подготовленный, личностно зрелый, владеющий приемами саморегуляции, с гибкими компенсаторными возможностями, вырабатывающий свой индивидуальный стиль безопасного поведения, удовлетворенный трудом (10). Человек же, не умеющий противодействовать опасности в труде – это работник с ослабленным здоровьем, с недостатками органов чувств (слуха, зрения), с неустойчивой мотивационно-волевой сферой и в тоже время консервативный, негибкий, слабо профессионально подготовленный, проявляющий первичную (при отсутствии опыта работы) и вторичную (при наличии стажа работы) беспечность, а также склонность к неоправданному риску, когда человек преднамеренно усложняет свою деятельность, внося в нее более сложные задачи, чтобы проверить свои возможности.

Для усиления защищенности человека в труде необходима организация системы безопасности труда. Сочетание опасных факторов и мер противодействия им определяет «результирующую производственную опасность» (10, с. 60). Подчеркивается (там же), что необходима такая организация системы безопасности, чтобы получение высокого результата и выгоды в труде за счет нарушения правил было бы в принципе невозможно. Для этого важна психологически обоснованная организация работы – безаварийная техника, хороший психологический климат, исключение перегрузок человека, особенно при введении новых технологий, то есть снижение объективной возможности опасных экстремальных ситуаций. Вместе с тем необходимо превращение самого человека в субъекта своей психологической безопасности, обучение человека не только общим правилам безопасности, но и ориентация его на индивидуальный стиль психологической защиты в труде от небла–гоприятных факторов, на поиск приемов индивидуальной компенсации.

Психологическая безопасность в труде достигается отсутствием экстремальных ситуаций, требующих чрезвычайных усилий человека или, если эти ситуации возникают независимо от человека, умением работника противостоять им, мобилизоваться, защититься, осуществить компенсацию. Объективная опасность может не совпадать с субъективным ощущением ситуации как опасной.

Особые условия труда и психические качества человека

Табл. 13

Особые условия в предметной про-фесси-ональ-ной средеВиды особых (в том числе экстремальных условий)Неблагоприятные факторы, влияющие в особых условиях на психику и здоровье человекаНегативные психические качества и состояния, возникающие у человека в особых условиях под воздействием неблагоприятных факторовПозитивные психические качества и состояния, помогающие человеку противостоять неблагоприятным факторам в особых условияхПути и формы профессионального обучения, тренировок, подготавливающих человека к труду, в особых условиях
неопределенная ситуация;неопределенность времени появления количественных и качественных характеристик оперативного события;снижение функционального тонуса, отклонения в эмоциональной сфере, приводящие к изменениям в познавательной сфере;устойчивость к фактору неопределенности, неполноты информации;тренировка в модельных ситуациях неопределенности;
ситуация с усложненными условиями;монотония, длительный режим труда, дефицит информации, сенсорная изоляция, длительное лишение сна, шум, вибрация;затруднение нормального хода деятельности; неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком; снижение продуктивности деятельности;оптимальная напряженность как основа преодолевающего поведения; конструктивное преобразование ситуации, выработка человеком новых качеств мышления, памяти;обучение приемам мотивационной готовности, оперативного мышления в нестандартных ситуациях;
ситуация, требующая готовности к экстренному действию;неисправность техники;пониженная готовность к действию в момент критической точки;поддержание на высоком уровне готовности к действию, бдительность, состояние активного ожидания, умения быстрого выполнения действия;моделирование аварийных ситуаций (отказа техники);
ситуация с измененными условиями, в том числе внезапно наступившими;невесомость, перепады давления, температуры, кислородное голодание, землетрясения, наводнения;обостренные психические состояния (страх, тревожность), депрессия, нарушения мышления, сужение сознания, ухудшение результатов деятельности;состояние мобилизованности, активации, привлечение компенсаторных возможностей;тренажерное обучение с моделированием измененных условий;
ситуация риска с преднамеренным усложнением условий;увеличение скорости, объема информации, сокращение времени;неадекватная оценка ситуации, неустойчивое улучшение результатов деятельности;адекватная оценка своих сил и возможностей в ситуации, умение своевременно направить ситуацию в иное русло;обучение приемам определения степени оправданности риска;
экстремальная ситуация;длительное, постоянное действие экстремальных факторов, угроза здоровью, дефицит времени, избыток информации;нарушение нормального хода деятельности; перегрузка психики и организма; состояние динамического рассогласования и нарушение адекватности физиологических и поведенческих реакций;мобилизация «буферных» резервов организма; экстремальная напряженность, увеличение продуктивности мышления; расширение сенсорного входа;обучение приемам саморегуляции в условиях перегрузок;
сверхэкстремальная ситуация;длительное воздействие сочетания экстремальных факторов, потенциальная угроза жизни;возможность патологических нарушений организма человека, полная невозможность продолжения деятельности, истощение резервов;мобилизация аварийных резервов организма, сверхэкстремальная напряженность;обучение приемам профессионального самовосстановления после сверхперегрузок;
Особые условия в социальной профе-ссио-наль-ной средеситуация изменения социального положения, статуса, ранга;сопоставление с другим человеком при аттестации, профотборе, в конкурсах;неадекватная профессиональная самооценка, страх, тревога, зависть, эмоциональный дискомфорт;уточнение личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств на данном этапе жизни;тренировка участия в профессиональных испытаниях, информированность о профессиограммах, критериях профессионализма;
ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей;переход на другую работу, переезд, в т.ч. в другую страну;профессиональный, культурный шок, ностальгия;успешная адаптация к новой профессиональной среде, гибкая смена профессиональных ролей;тренинг профессиональной гибкости, деловые игры;
ситуация нововведений, конфликтов в профессиональной среде;необходимость профессионального обновления, приспособления к другим людям;состояние неопределенности, неуверенности в будущем, расположенность к конфликтам;инновационная готовность, профессиональная бесконфликтность;обучение техникам конструктивного выхода из конфликта; обучение профессиональной этике;
ситуация потери работы;отсутствие перспективы;состояние неопределенности, шока, эпизодическая адаптация, дефицит активного поиска, разрушение интересов;отношение к смене работы как к апробации своих новых возможностей и их переоценке;информирование о видах профессий;
экстремальная ситуация кризиса в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла;низкая социальная оценка результатов труда, неудовлетворенность трудом;разрушение целостности образа себя как профессионала, растерянность, застой, установка на худший исход;расширение сознания, выход за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценка смыслов;обучение психотехнологиям смыслотворчества, саморегуляции, рефлексии;
сверхэкстремальная ситуация;социальные задачи, превышающие по трудности возможности человека;утрата социального статуса, потеря трудоспособности, распад личности профессионала;поиск нового шанса в безвыходных условиях, оптимистическое толкование своей профессиональной ситуации;обучение техникам профессионального самосохранения, k самовосстановления;

Психологические факторы безопасности труда

Табл. 14

Условия труда, вызывающие разные виды опасности для человекаПсихологические качества и Пути повышениясостояния человека, безопасности труда
обеспечивающие безопасность труда, защищенность человека в трудепрепятствующие безопасности труда
– аварийные и травмотогенные ситуации (физическая производственная опасность); – экстремальные и стрессогенные ситуации (социальная, психологическая опасность).– соматическое здоровье, выносливость; – способность к быстрой мобилизации; – мотивы достижения в сочетании с мотивами безопасности; – приемы саморегуляции; – хорошая профессиональная подготовленность; – устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям; – готовность к оправданному риску; – склонность к компенсации отсутствующих качеств за счет имеющихся (например, медленная реакция компенсируется мотивацией и др), – опыт работы, стаж; – черты личности: осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и др.–соматическме заболевания, утомляемость; – недостатки органов чувств (слуха, зрения); – особенности нервной системы (например, недостаточная быстрота реакции); – неспособность к экстренной мобилизации; – неустойчивость мотивационно-эмо-циональной сферы и настроения; – склонность к особым психическим состояниям (запредельному напряжению, переутомлению и др.); – слабая профессиональная подготовленность; – повышенная неадекватная чувствительность ко всем неблагоприятным факторам трудового процесса, к конфликтам с коллегами; – склонность к неоправданному риску; – «первичная беспечность» (при отсутствии опыта работы) и «вторичная беспечность» (при наличии опыта работы); – отсутствие опыта работы; – импульсивность, недисциплинированность, неосторожность, неуважение к правилам.–-воспитание работника как субъекта, активного участника безопасности труда; – создание безопасной и безаварийной техники; – обучение правилам (в разумном количестве) безопасности; – исключение нагрузок, резко ухуд • шающих функциональные состояния или здоровье работника; – снижение производственных опасностей, особенно при введении новых технологий; – стимулирование и поощрение безопасного трудового поведения человека; – профотбор и ограничение допуска к «опасным зонам в труде» лиц, склонных к особым психическим состояниям; – обучение приемам личностной компенсации; – повышение индивидуальной защищенности; – сдерживание неоправданно рискованного трудового поведения;

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.