Вернемся к рассмотрению экстремальных условий труда под новым углом зрения – безопасности человека в труде. Сошлемся на ряд положений источника (10).
Опасность в ходе труда может возникать для человека по разным причинам: неблагоприятное воздействие внешней профессиональной среды (поломки в технике, неудовлетворительная экология, плохой социальный климат и др.), а также неправильное, неадекватное поведение самого человека в профессиональной среде.
Рассмотрим неблагоприятное воздействие среды, снижающее безопасность труда. В процессе труда не только человек воздействует на предметы труда, но и сам процесс труда (его предмет, орудия, условия и др.) оказывает обратное влияние на человека, причем не всегда благоприятное (социальное, психологическое, механическое, химическое, тепловое, электрическое и др.). Если эти воздействия на человека превышают допустимые уровни, то возникают нарушения в организме или психике человека. Человек в процессе труда может сталкиваться с рядом видов опасности: физическая опасность (травмы, увечья); социальная опасность (потеря уважения и доверия других людей, утрата статуса); психологическая опасность (деформация или распад личности, разрушение мотивов из-за резкой смены духовных профессиональных ориентиров, менталитетов в профессии). Порой человека больше волнует социальная, психологическая опасность (потеря чести), чем физическая. Различают (там же, с. 28) опасные производственные факторы, воздействие которых на работника приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на работника влечет за собой профессиональные заболевания. Опасные производственные факторы могут быть явными и потенциальными, действующими уже сегодня или отсроченными.
Влияние опасных факторов среды может приводить к опасной ситуации, в которой создается достаточно большая возможность возникновения повреждения техники (аварии), физического повреждения человека (травмы), нарушений в психике человека (срывы, стрессы). Если авария влечет за собой телесные повреждения людей, то говорят о несчастных случаях (там же, с. 34). Вероятность опасных ситуаций зависит от опасных зон (физических и психологических).
Другая группа причин опасности – это неадекватное поведение человека. В опасной ситуации обычно для человека сохраняется та или иная возможность оценить сложившееся положение дел и найти пути предотвращения дальнейшего развития ситуации, препятствующего продолжению трудовой деятельности и нормальному функционированию человека. В одних и тех же внешне неблагоприятных условиях различные люди по-разному противостоят им (в зависимости от своей мотивации, психических состояний, уровня квалификации, опыта), в разной степени защищены. Под защищенностью человека в ходе труда понимается его способность своевременно обнаруживать производственные опасности, мобилизовывать свои возможности, противодействовать опасным факторам, а также не порождать их своей деятельностью (там же, с. 61). Поэтому правомерен вопрос не только о том, почему возникла опасная аварийная ситуация, но и вопрос о том, почему человек не принял своевременно меры, противодействующие ее дальнейшему развитию; это зависит от степени подготовленности человека к действиям в таких ситуациях. Готовность человека к безопасному труду тесно связана с успешностью труда, но не всегда совпадает с ней.
Выше были описаны разные виды особых и экстремальных ситуаций, предъявляющих жесткие требования к труду человека, вынуждающие человека напрягать силы и мобилизовывать внутренние ресурсы. Те виды трудовой и профессиональной деятельности, где возникает довольно часто необходимость в такой чрезмерной мобилизации сил, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей (там же, с. 149). Экстремальные ситуации сопровождаются стрессом, когда у человека возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его недостающими возможностями. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека (с. 146). Но если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, ухудшая результаты труда человека (с. 147), подрывает его здоровье.
Заботясь о сохранности и безопасности человека в ходе труда, важно учитывать возможные режимы работы (12), цит. по (10, с. 161-162)):
– учебно-тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно (например, шофер на тренажере), и у работника отсутствует ответственность за реальные результаты труда;
– минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок (шофер недолгое время в хорошую погоду едет по широкому свободному шоссе);
– оптимальный режим, наиболее типичный для данного вида труда и отличающийся большой продолжительностью,
широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности. Здесь возникает оптимальная психическая напряженность (например, езда шофера в условиях оживленного дорожного движения);
– экстремальный режим, который возникает за счет значительного усложнения задач (сильного снижения внешних ограничений или существенного снижения внутренних возможностей, появления опасностей, высокой цены ошибок и др.), когда человек без высокой волевой регуляции и широкого использования резервов как правило уже не может удовлетворительно справиться с выполнением своих функций, здесь возникает экстремальная психическая напряженность (например, при неожиданном отказе у шофера ходовой части в сложной дорожной ситуации или наоборот в чрезмерно спокойных условиях, когда трудно бороться с воздействием монотонности).
Для каждого режима, отмечают названные выше авторы, характерны свои виды ошибок. При учебно-тренировочном режиме ошибки связаны с недостаточной мотивацией и собранностью внимания. При минимальном режиме ошибки также вызваны недооценкой задачи, пониженным уровнем внимания. При оптимальном режиме ошибки бывают обусловлены нехваткой ресурсов по причине утомления. При экстремальном режиме ошибки связаны с острой нехваткой ресурсов (знаний, умений, сил) или с их неиспользованием из-за психических состояний эмоциональной напряженности.
Ошибки человека могут быть вызваны недостатком знаний, нехваткой ресурсов, отсутствием опыта – «первичная беспечность» примерно при стаже 1 год (5), а также небрежным пассивным отношением к опасности, неиспользованием работником уже имеющихся возможностей – «вторичная беспечность» (10, с. 123), примерно при стаже 5 лет.
Резкий переход от одного режима работы к другому, например, неожиданное усложнение трудовой деятельности, также вызывает опасные и стрессовые ситуации. Человек, допуская ошибки, может превратить также объективно несложный минимальный режим работы в экстремальный.
На табл. 14 описаны психические качества человека, способствующие его безопасному труду. В целом человек, противостоящий опасности в труде, это работник: физически здоровый, профессионально подготовленный, личностно зрелый, владеющий приемами саморегуляции, с гибкими компенсаторными возможностями, вырабатывающий свой индивидуальный стиль безопасного поведения, удовлетворенный трудом (10). Человек же, не умеющий противодействовать опасности в труде – это работник с ослабленным здоровьем, с недостатками органов чувств (слуха, зрения), с неустойчивой мотивационно-волевой сферой и в тоже время консервативный, негибкий, слабо профессионально подготовленный, проявляющий первичную (при отсутствии опыта работы) и вторичную (при наличии стажа работы) беспечность, а также склонность к неоправданному риску, когда человек преднамеренно усложняет свою деятельность, внося в нее более сложные задачи, чтобы проверить свои возможности.
Для усиления защищенности человека в труде необходима организация системы безопасности труда. Сочетание опасных факторов и мер противодействия им определяет «результирующую производственную опасность» (10, с. 60). Подчеркивается (там же), что необходима такая организация системы безопасности, чтобы получение высокого результата и выгоды в труде за счет нарушения правил было бы в принципе невозможно. Для этого важна психологически обоснованная организация работы – безаварийная техника, хороший психологический климат, исключение перегрузок человека, особенно при введении новых технологий, то есть снижение объективной возможности опасных экстремальных ситуаций. Вместе с тем необходимо превращение самого человека в субъекта своей психологической безопасности, обучение человека не только общим правилам безопасности, но и ориентация его на индивидуальный стиль психологической защиты в труде от небла–гоприятных факторов, на поиск приемов индивидуальной компенсации.
Психологическая безопасность в труде достигается отсутствием экстремальных ситуаций, требующих чрезвычайных усилий человека или, если эти ситуации возникают независимо от человека, умением работника противостоять им, мобилизоваться, защититься, осуществить компенсацию. Объективная опасность может не совпадать с субъективным ощущением ситуации как опасной.
Особые условия труда и психические качества человека
Табл. 13
Особые условия в предметной про-фесси-ональ-ной среде | Виды особых (в том числе экстремальных условий) | Неблагоприятные факторы, влияющие в особых условиях на психику и здоровье человека | Негативные психические качества и состояния, возникающие у человека в особых условиях под воздействием неблагоприятных факторов | Позитивные психические качества и состояния, помогающие человеку противостоять неблагоприятным факторам в особых условиях | Пути и формы профессионального обучения, тренировок, подготавливающих человека к труду, в особых условиях |
неопределенная ситуация; | неопределенность времени появления количественных и качественных характеристик оперативного события; | снижение функционального тонуса, отклонения в эмоциональной сфере, приводящие к изменениям в познавательной сфере; | устойчивость к фактору неопределенности, неполноты информации; | тренировка в модельных ситуациях неопределенности; | |
ситуация с усложненными условиями; | монотония, длительный режим труда, дефицит информации, сенсорная изоляция, длительное лишение сна, шум, вибрация; | затруднение нормального хода деятельности; неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком; снижение продуктивности деятельности; | оптимальная напряженность как основа преодолевающего поведения; конструктивное преобразование ситуации, выработка человеком новых качеств мышления, памяти; | обучение приемам мотивационной готовности, оперативного мышления в нестандартных ситуациях; | |
ситуация, требующая готовности к экстренному действию; | неисправность техники; | пониженная готовность к действию в момент критической точки; | поддержание на высоком уровне готовности к действию, бдительность, состояние активного ожидания, умения быстрого выполнения действия; | моделирование аварийных ситуаций (отказа техники); | |
ситуация с измененными условиями, в том числе внезапно наступившими; | невесомость, перепады давления, температуры, кислородное голодание, землетрясения, наводнения; | обостренные психические состояния (страх, тревожность), депрессия, нарушения мышления, сужение сознания, ухудшение результатов деятельности; | состояние мобилизованности, активации, привлечение компенсаторных возможностей; | тренажерное обучение с моделированием измененных условий; | |
ситуация риска с преднамеренным усложнением условий; | увеличение скорости, объема информации, сокращение времени; | неадекватная оценка ситуации, неустойчивое улучшение результатов деятельности; | адекватная оценка своих сил и возможностей в ситуации, умение своевременно направить ситуацию в иное русло; | обучение приемам определения степени оправданности риска; | |
экстремальная ситуация; | длительное, постоянное действие экстремальных факторов, угроза здоровью, дефицит времени, избыток информации; | нарушение нормального хода деятельности; перегрузка психики и организма; состояние динамического рассогласования и нарушение адекватности физиологических и поведенческих реакций; | мобилизация «буферных» резервов организма; экстремальная напряженность, увеличение продуктивности мышления; расширение сенсорного входа; | обучение приемам саморегуляции в условиях перегрузок; | |
сверхэкстремальная ситуация; | длительное воздействие сочетания экстремальных факторов, потенциальная угроза жизни; | возможность патологических нарушений организма человека, полная невозможность продолжения деятельности, истощение резервов; | мобилизация аварийных резервов организма, сверхэкстремальная напряженность; | обучение приемам профессионального самовосстановления после сверхперегрузок; | |
Особые условия в социальной профе-ссио-наль-ной среде | ситуация изменения социального положения, статуса, ранга; | сопоставление с другим человеком при аттестации, профотборе, в конкурсах; | неадекватная профессиональная самооценка, страх, тревога, зависть, эмоциональный дискомфорт; | уточнение личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств на данном этапе жизни; | тренировка участия в профессиональных испытаниях, информированность о профессиограммах, критериях профессионализма; |
ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей; | переход на другую работу, переезд, в т.ч. в другую страну; | профессиональный, культурный шок, ностальгия; | успешная адаптация к новой профессиональной среде, гибкая смена профессиональных ролей; | тренинг профессиональной гибкости, деловые игры; | |
ситуация нововведений, конфликтов в профессиональной среде; | необходимость профессионального обновления, приспособления к другим людям; | состояние неопределенности, неуверенности в будущем, расположенность к конфликтам; | инновационная готовность, профессиональная бесконфликтность; | обучение техникам конструктивного выхода из конфликта; обучение профессиональной этике; | |
ситуация потери работы; | отсутствие перспективы; | состояние неопределенности, шока, эпизодическая адаптация, дефицит активного поиска, разрушение интересов; | отношение к смене работы как к апробации своих новых возможностей и их переоценке; | информирование о видах профессий; | |
экстремальная ситуация кризиса в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла; | низкая социальная оценка результатов труда, неудовлетворенность трудом; | разрушение целостности образа себя как профессионала, растерянность, застой, установка на худший исход; | расширение сознания, выход за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценка смыслов; | обучение психотехнологиям смыслотворчества, саморегуляции, рефлексии; | |
сверхэкстремальная ситуация; | социальные задачи, превышающие по трудности возможности человека; | утрата социального статуса, потеря трудоспособности, распад личности профессионала; | поиск нового шанса в безвыходных условиях, оптимистическое толкование своей профессиональной ситуации; | обучение техникам профессионального самосохранения, k самовосстановления; |
Психологические факторы безопасности труда
Табл. 14
Условия труда, вызывающие разные виды опасности для человека | Психологические качества и Пути повышения | состояния человека, безопасности труда | |
обеспечивающие безопасность труда, защищенность человека в труде | препятствующие безопасности труда | ||
– аварийные и травмотогенные ситуации (физическая производственная опасность); – экстремальные и стрессогенные ситуации (социальная, психологическая опасность). | – соматическое здоровье, выносливость; – способность к быстрой мобилизации; – мотивы достижения в сочетании с мотивами безопасности; – приемы саморегуляции; – хорошая профессиональная подготовленность; – устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям; – готовность к оправданному риску; – склонность к компенсации отсутствующих качеств за счет имеющихся (например, медленная реакция компенсируется мотивацией и др), – опыт работы, стаж; – черты личности: осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и др. | –соматическме заболевания, утомляемость; – недостатки органов чувств (слуха, зрения); – особенности нервной системы (например, недостаточная быстрота реакции); – неспособность к экстренной мобилизации; – неустойчивость мотивационно-эмо-циональной сферы и настроения; – склонность к особым психическим состояниям (запредельному напряжению, переутомлению и др.); – слабая профессиональная подготовленность; – повышенная неадекватная чувствительность ко всем неблагоприятным факторам трудового процесса, к конфликтам с коллегами; – склонность к неоправданному риску; – «первичная беспечность» (при отсутствии опыта работы) и «вторичная беспечность» (при наличии опыта работы); – отсутствие опыта работы; – импульсивность, недисциплинированность, неосторожность, неуважение к правилам. | –-воспитание работника как субъекта, активного участника безопасности труда; – создание безопасной и безаварийной техники; – обучение правилам (в разумном количестве) безопасности; – исключение нагрузок, резко ухуд • шающих функциональные состояния или здоровье работника; – снижение производственных опасностей, особенно при введении новых технологий; – стимулирование и поощрение безопасного трудового поведения человека; – профотбор и ограничение допуска к «опасным зонам в труде» лиц, склонных к особым психическим состояниям; – обучение приемам личностной компенсации; – повышение индивидуальной защищенности; – сдерживание неоправданно рискованного трудового поведения; |