ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Преодоление негативных явлений в профессиональном становлении человека (деформаций, последствий кризисов) осу ществляется путем компенсации и реабилитации.

Компенсация – это уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций, это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (см. 45, в 2.5, с. 155). Компенсации предшествует декомпенсация, то есть нарушение равновесия, для восстановления которого и требуется приспособление. Компенсаторное приспособление, как отмечается в литературе (4) – это восстановление равновесия между требованиями профессии и психическими функциями человека. Компенсаторное приспособление может быть сознательным, когда, например, человек применяет приборы и записи при слабой памяти, или неосознаваемым самим человеком. В течение профессиональной жизни возможно несколько «волн» компенсаторного приспособления, например, о них выше шла речь применительно к пожилому возрасту («психологическое протезирование»). Замечено, что в усложняющихся условиях деятельности (профессиональное старение, экстремальные ситуации и др.) компенсаторные возможности человека возрастают. В литературе (2) отмечается, что явления компенсаторного приспособления возникают не только при наличии явно выраженных дефектов, но и в процессе временного ухудшения или застоя в развитии (с. 3). Между процессом профессионализации и жизнедеятельностью человека в целом также могут сложиться отношения компенсации: при невозможности добиться самореализации в одной сфере человек стремится компенсировать это в другой.

Профессиональная компенсация, как показывают исследования психологов (7), это заменяемость недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития другого (или других ПВК). Общими механизмами компенсации являются взаимозаменяемость, замещение недостающих психических качеств другими, более развитыми, более сохранными или перестраивание частично пригодных качеств, порой повышенное развитие выравнивающих качеств, (например, тактильная чувствительность у слепых), вовлечение новых психических качеств, ранее не участвующих в деятельности. Кроме того, распространено выравнивание в профессиональной деятельности за счет выработки индивидуального стиля, то есть компенсация недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности (7).

Описаны (там же) внутрисистемная компенсация за счет других профессиональных способностей и межсистемная компенсация за счет общих способностей. Например, при слабости и инертности нервных процессов возникают компенсаторно высокая ориентировка, стремление к предвосхищению критических ситуаций, гибкость (там же).

Различают (7) социальную и деятельностную компенсацию. В первом случае речь идет о том, что люди с разными (но достаточно выраженными способностями) могут добиться социально равных достижений, приобретая одинаково высокий статус, но в разных видах деятельности. Эта компенсация дает основание говорить, что нет вообще неспособных людей и что каждый способен по своему, хотя и в разной степени (7 с. 95, 98). Деятельностная компенсация возникает, когда люди имеют одинаковую эффективность в одном и том же виде деятельности. Здесь возможны следующие виды компенсации: недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями, формированием типического стиля деятельности, другой способностью, более развитой. Если деятельность предъявляет жесткие требования, то полная компенсация, по мысли того же автора, вряд ли возможна, а если требования к деятельности человека не очень жесткие, то компенсация может быть достаточно полной, и тогда люди с разными способностями могут одинаково успешно (на среднем уровне) выполнять одну и ту же деятельность, хотя отсутствие некоторых способностей делает деятельность менее гибкой (там же).

В каждой профессии есть мало компенсируемые (ядерные, стержневые) психологические качества и более легко компенсируемые. Например, для учителя необходимым и с трудом компенсируемым качеством является гуманистическая ориентация на развитие личности взрослеющего человека (ученика), а педагогические способности, педагогические технологии могут при их отсутствии компенсироваться.

Компенсация может иметь бессознательный характер и различаться в зависимости от типа профессионала (11).

Вопросы компенсации достаточно остро стоят при наличии профессиональных заболеваний. Профессиональная заболеваемость не прямо связана с условиями труда, а существенно зависит от качеств психики человека. Профессиональные заболевания бывают вызваны не только объективными причинами – профессиональными вредностями, напряженными условиями профессиональной деятельности, но и слабой психической устойчивостью, низкой сопротивляемостью, плохой интегриро-ванностью психики человека, участвующего в труде и просто состоянием его здоровья, иммунной системы и т.д.

Профессиональная реабилитация осуществляется как возвращение больного человека (или инвалида) к общественно значимому труду с использованием специальных реабилитационных мероприятий. При профессиональных заболеваниях, как подчеркивают специалисты (см. 2 в 3.1, с. 35), большое значение имеют трудовая и медицинская реабилитация, целью которых является восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни до возможного оптимума в физиологическом, психологическом и профессиональном (трудовом) отношении. В реабилитацию больного, по мысли тех же авторов, входят: раннее и своевременное выявление начальных форм как профессиональных, так и непрофессиональных заболеваний, назначение обоснованной терапии; временное или постоянное рациональное трудоустройство больного или полное освобождение его на определенный период от трудовой деятельности, учитывая функциональные возможности, профессию, возраст, желание больного; трудотерапия, профессиональная реабилитация как обучение (переквалификацию) инвалида, заболевшего человека профессиям и видам труда, которые он может выполнять без ущерба для здоровья. Описывают (там же) виды реабилитации: медицинскую реабилитацию (лечение плюс трудотерапия), профессиональную реабилитацию (обучение и переучивание, переквалификацию), социально-трудовую реабилитацию (трудовое устройство человека), психологическую реабилитацию (восстановление желания работать).

Системная реабилитация направлена не только на восстановление трудовых функций человека, но и – главное – на восстановление сохранности целостной активной личности, то есть на психологическую реабилитацию. Нельзя упрощать реабилитацию и сводить ее лишь к восстановлению отдельных функций или трудоустройству инвалида (9, с. 108). В ходе реабилитации важно не только избавить больного человека от его недугов, но и изменить к ним отношение как самого больного, так и окружающих лиц. «Важно не столько прибавить годы к жизни, сколько жизнь к годам» (цит. по 9, с. 108). Реабилитация направлена на реинтеграцию человека в обществе, восстановление (сохранение) личного, социального, профессионального статуса больного человека. Эти проблемы не могут быть решены в отрыве от окружающей среды, прежде всего, социальной и профессиональной. Поэтому реабилитация включает ресоциализацию и репрофессионализацию. При этом обращается внимание (16) на восстановление адекватной трудовой направленности, трудовой установки, то есть смысловой соотнесенности главных мотивов личности с трудовыми действиями, операциями (16, с. 77). При нарушениях трудовой направленности отсутствует внутреннее целеполагание, смысловая связь мотивов трудиться и трудовых действий. При нарушениях профессиональной направленности уменьшается стремление восстанавливать или развивать свои профессиональные возможности. Задачей социально-трудовой реабилитации является восстановление трудоспособности и работоспособности, а задачей профессиональной реабилитации становится восстановление профессионализма. В ходе социально-трудовой реабилитации восстанавливается желание работать, а в ходе профессиональной реабилитации, по мысли тех же авторов, происходит возвращение имевшихся ранее утраченных навыков, профессионального статуса.

Подчеркивается целесообразность первичной реабилитации (восстановление трудовой направленности, внутренней мотивации к труду, трудовых навыков, овладение приемами саморегуляции, психотерапия трудом) и вторичной реабилитации (восстановление профессиональной мотивации, профессиональных навыков, использование опыта прежней профессиональной деятельности с дозированным увеличением профессиональных нагрузок).

Наряду со специально организованной трудовой и профессиональной реабилитацией происходит и «стихийная» (16, с.82) реабилитация, благоприятное влияние социального и профессионального окружения. Важно общение человека с людьми, имеющими позитивную трудовую направленность.

Все этапы трудовой и профессиональной реабилитации опираются на социальную и психологическую реабилитацию, восстановление и сохранение личности больного человека, его адекватной самооценки, желания сотрудничать с окружающими. В целом психологическая реабилитационная помощь может иметь этапы: профилактика, диагностика, психологическая коррекция, вторичная профилактика, реабилитация.

Показателем успешной трудовой и профессиональной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта. Подчеркивается, что реабилитационная работа должна начаться как можно раньше, сразу после начала профессионального заболевания, пока не зафиксировались патологические варианты стабилизации жизнедеятельности (22). В случае, если профессиональное заболевание становится хроническим, у человека складывается новый патологический стереотип вместо прежних сохранных жизненных и профессиональных привычек. Поэтому важна активная ранняя реабилитация с акцентом на личность больного человека и возвращение его к трудовой и профессиональной направленности. Особенно важна социальная защита и реабилитация по отношению к тем людям позднего возраста, которые выработали свой трудовой ресурс, и к людям, оказавшимся лишними на рынке труда. В процессах компенсации и реабилитации велика роль активности личности самого человека, его стремление идти навстречу тем восстановительным мероприятиям, процедурам, которые ему предлагаются.

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.