Ни одно учебное заведение не может обеспечить подготовку специалиста на длительный срок по причине стремительного развития науки и техники. Используется единица устаревания знаний специалиста – «период полураспада профессиональной компетентности» (3, с.87). Поэтому человек с необходимостью должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы – послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, эко логических и др.).
Повышение квалификации относится к системе образования взрослых. Образование взрослых изучает педагогическая наука андрогогика – теория обучения взрослых (5), а также психология обучения взрослых (11). Наука об обучении взрослых исходит из положений: ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающем (5, с 61). Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. (там же). Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен (22, с. 16).
Из своеобразия взрослых обучающихся вытекают психологические задачи системы повышения профессиональной квалификации: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями производства; перестроить устаревшие установки (15), профессиональные менталитеты, сложившиеся в опыте обучающегося стереотипы и штампы, помочь посмотреть на свой опыт с современной точки зрения; стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта
и сложившиеся там профессиональные деформации личности, например, эмоциональное истощение; осуществить по возможности специальную реабилитацию, выправление социального травматизма (22), вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь взрослому обучающемуся учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профеcсиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма, увидеть свое профессиональное развитие в целом и ту точку, на которой человек находится в настоящее время; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов своей профессиональной деятельности, например, педагога – учету интересов школьников и их родителей, а также запросов общества.
Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют и ее механизмы, способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок. Повышение квалификации – это до-формирование или переформирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого человека как субъекта повышения квалификации. Способами повышения квалификации являются реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего привлечение к повы-шению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности одновременно всех членов профессионального коллектива, что облегчает послекур-совую адаптацию специалиста к реальных условиям профессиональной жизни, создает условия для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.
Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.
Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение (14). В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации (14), к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.
Выявлено, что переход от одной профессиональной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения в подростковом возрасте, ибо у взрослого человека уже есть опыт профессиональной деятельности, определенные знания, умения, а главное – профессиональные качества личности (14, с. 82). Этот наличный профессиональный опыт человека необходимо использовать. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается снижение готовности человека к изменению умений, качеств в соответствии с новыми требованиями профессии. В целом ранее сложившийся опыт, профессионализм позволяют компенсировать снижение потенциала развития личности (там же, с. 83). Как отмечалось выше, в зрелом возрасте могут сложиться не только механизмы компенсации, но и качественно новые позитивные профессиональные качества (профессиональная смысловая память, приемы профессионального мышления, мудрость и др.). Очень важно помочь взрослому человеку при переходе к новой профессиональной деятельности найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности.
Переход к новой профессиональной деятельности – сложный многошаговый процесс. Ему могут предшествовать ряд признаков (14, с. 84): снижение адаптивности к среде, повышенная психическая напряженность, неадекватность самооценки, снижение работоспособности, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, что зачастую приводит к завершению работы на предыдущем месте. До фактической потери работы, отмечает автор, человек переживает отрицательные профессиональные ожидания, возрастает тревожность, отдаленность от сотрудников, которым не грозит увольнение. Начинается перебор возможных вариантов трудоустройства после предполагаемой потери рабочего места (14, с. 84). Возрастает потребность человека в информации и повышенный интерес к советам и рекомендациям. Важно помочь человеку в анализе подобной информации, подсказать, как грамотно ее анализировать, вырабатывать психологическую готовность к потере работы, готовность к активному практическому поиску работы с учетом сложившихся качеств и привычек.
После фактической потери работы важно посоветовать человеку не затягивать процесс поиска новой работы, ибо продолжение безработицы может вызывать ощущение безысходности, привыкания к бездеятельности, апатии (там же, с. 85). Бывает трудно выбрать новую работу, максимально учитывающую способности и интересы человека. Здесь надо предостеречь человека от поспешного случайного стихийного выбора и помочь сделать осознанный самостоятельный выбор.
После перехода на новую работу начинается процесс адаптации к новым условиям, в ходе которого может понадобиться и профессиональная переподготовка. Здесь усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Трудности вновь могут возникнуть при переходе к практическому выполнению новой работы, когда отсутствие необходимых знаний, умений и навыков может вызвать новые проявления неудовлетворенности, снижение самооценки. Успешное завершение этого периода, по наблюдению того же автора, характеризуется возрастанием специализации, новых профессиональных качеств, мастерства.
Подчеркивается, что в современных условиях динамичности рынка профессий каждому человеку, даже имеющему работу, надо поддерживать у себя постоянную готовность к смене профессии (14, с. 88), для чего «держать в уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, расширять диапазон своих профессиональных возможностей (14, с. 88). Для этого работающим взрослым важно иметь представление о «сквозных» смежных профессиях, формировать у себя стиль реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности (14, с. 87).
Готовность человека к смене профессий тесно связана с таким важным качеством личности как профессиональная обучаемость. Профессиональная обучаемость – это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость это также готовность открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития. Профессиональная обучаемость связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей. Профессиональная обучаемость, видимо, не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости. Быстрые изменения в мире профессии приводят к тому, что процессы профессиональной переориентации, переучивания, повышения квалификации постоянно сопровождают человека в течение всей его жизни.