Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ


Содержание общего и среднего образования концентрируется в учебных предметах и реализуется через учебный план школы. Учебный план школы является государственным документом, который устанавливает состав учебных предметов для изучения их детьми на различных возрастных этапах. В нем определяется недельное и общее количество часов на изучение каждого предмета по классам.
Концепция учебного плана средней общеобразовательной школы обосновывается социально-культурными, общенаучными и психолого-педагогическими соображениями. В ее основе лежит стабильно-динамический подход к составу и содержанию предметов плана. Стабильность учебного плана современной школы обусловлена важностью создания общих основ для всестороннего развития личности и индивидуальности каждого ребенка, а также необходимостью дать детям основы знаний, умений и навыков для непрерывного образования, активного и творческого участия в общественной жизни. В общенаучном смысле стабильность обосновывается классификацией наук, с учетом которой происходит отбор предметов в учебный план.
Однако состав наук, становясь стабильным, не может быть неизменным. Различные науки не только взаимосвязаны между собой, но и по мере их углубления в недра материи, в познание общественной жизни органически соединяются, появляются новые интегративные и синтетические науки. К их числу относятся: бионика, кибернетика, эргономика, физическая химия, молекулярная биология, обществоведение, социология. Это порождает необходимость периодических изменений в учебном плане, объединения отдельных предметов на общей основе в интегративные и синтетические .курсы.
В состав учебных предметов общеобразовательной школы входят прежде всего системообразующие дисциплины, помогающие обобщать, объединять и присваивать знания смежных наук; жизненные наблюдения и опыт; знания, при-обретаемые ребенком во.вне-классно-внешкольной работе и через средства массовой информации. Наряду с ними в учебный план входят и такие учебные предметы, которые глубоко раскрывают специальные области научного знания, удовлетворяют интересам отдельных детей, способствуют развитию индивидуальности, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения. Рассмотрим примерный вариант классификации учебных предметов.

Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

сайт www.p-lib.ru