Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

КРИТЕРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ


Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).
Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художест-венного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовер-шенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с. шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения — любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых, — Художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.
Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ре-^бенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.
Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа.
Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид — все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.
В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания.
Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства (особенно рисования, пластических искусств) неразрывно связано с различными направлениями абстракционизма и сюрреализма в живописи. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное художественное отображение мира,, противопоставляют ему идею субъективистского, нефигуративного самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Педагоги-абстракционисты усматривают суть эстетического развития в формировании у учащихся «индивидуального» видения мира, умения выражать свои субъективные состояния и переживания с помощью сюрреалистических образов или «высокоинтеллектуальных абстрактных обобщений». Такой подход, по их мнению, в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных способностей школьников.
Идея спонтанного художественно-эстетического проявления как основа художественного воспитания детей (Г. Рид, У. Лоуэнфельд) тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления. Что же касается целенаправленного художественного обучения, то оно способно лишь помешать, затормозить проявление воображения, убить в зародыше детское творчество. Представители этой концепции изгоняют из преподавания искусства целенаправленное и систематическое обучение умениям и навыкам реалистического творчества, связь с жизнью и социальными проблемами.
Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития (Дж. Дьюи, Ч. Кроу в США, О. Гунтер в Германии) исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности. Такое развитие основывается на неограниченных возможностях человеческой природы, которые в условиях индустриально развитых стран широко используются в промышленном производстве. Например, в Японии, Германии, Бельгии в условиях школьного художественно-эстетического обучения решаются практические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях.
Теория религиозно-эстетического воспитания (Ж. Маритен, А. Бруннер, И. Лотц) основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.
Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духов-ным ценностям общественного сознания своих стран. .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Дайте определения эстетического и художественного воспитания. Раскройте принципы и основные элементы системы его осуществления.
2. Что такое эстетический идеал, художественный вкус? Назовите хорошие и плохие, с вашей точки зрения, произведения литературы, музыки, кино, живописи, театра. Дайте им кри-тическую оценку.
3. Во время педагогической практики выявите уровень художественного вкуса учащихся, узнайте, почему им нравится то или иное произведение, и проведите с ними диспут по актуальному произведению литературы, кино, телевидения, музыки.
4. Раскройте противоречия эстетического воспитания, связанные с ними недостатки в духовном развитии детей. Покажите основные пути борьбы с влиянием буржуазной массовой культуры, с бездуховностью, серостью и безвкусицей.
5. Какова роль в эстетическом воспитании детей труда, природы, искусства, самодея-тельного творчества?
6. Назовите основные критерии эстетической воспитанности.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.
2. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.
3. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т. 1-7. М., 1983.
4. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова..М., 1983.
5. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т. Лихачева и Г. Залмона. М., 1981.











ЛЕКЦИЯ 20. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

Главная страница =>Книги по педагогике=>оглавление

сайт www.p-lib.ru