Главная страница =>педагогика=>оглавление

6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива



Наличие работоспособного и деятельного актива является существенным фактором организации ученического самоуправления коллектива, его демократизации. Кто же входит в состав ученического самоуправления и актива?
Это прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения. К ним, в частности, относятся: члены ученического комитета школы, редколлегий стенгазет, старосты классов, члены советов предметных кружков и коллективов художественной самодеятельности, а также советов пионерских дружин и отрядов и других детских организаций в тех школах, где эти организации работают. Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.
В число активистов подбираются, как правило, наиболее деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школьники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых неформальных лидеров.
Какую же воспитательную работу с членами ученического самоуправления и активистами следует проводить, чтобы они целенаправленно содействовали развитию и укреплению ученического коллектива?
Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны участвовать. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять активистам их функции по выполнению возложенных на них обязанностей. Эта работа осуществляется в форме коллективных и индивидуальных бесед и семинаров, а также в ходе повседневного общения педагогов с активистами.
Важным направлением воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится «трудовой десант» по уборке урожая. В этом случае необходимо помочь активистам подготовить учащихся к работе, определить ее нормы и порядок выполнения, а также формы подведения итогов. Старосте класса следует помогать в подготовке и проведении ученических собраний: подобрать актуальные вопросы для совместного обсуждения, подготовить выступления, накануне поговорить с активом и т.д. Так необходимо подходить и к оказанию помощи активистам в подготовке и проведении школьных вечеров, классных диспутов, экскурсий и других мероприятий.
Хорошей формой инструктирования и оказания практической помощи активистам является организация обмена опытом работы. В некоторых школах практикуется проведение с активистами 1-2 раза в месяц коротких «летучек» – совещаний, на которых они рассказывают о положительных сторонах своей работы. Например, в одном из классов содержательно прошло обсуждение вопросов о нравственном поведении учащихся, в другом – экскурсия на местный завод и встреча с рабочими, в третьем – выпущена интересная газета-молния и т.д. Директор школы или его заместитель подводят итоги и рекомендуют активистам использовать в своей работе то или иное положительное начинание, которое появилось в школе.
Существенной стороной в работе с активистами является тактичный контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им поручений. Этот контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с активистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повышают их ответственность и стимулируют их к лучшему выполнению своих обязанностей.
Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, то активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе, положительно влияют на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень. Хорошо поставленное самоуправление придает ученическому коллективу организа-ционную прочность, демократизм и сплоченность, что помогает направлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление