Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы



Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе тех опытно-экспериментальных данных, которые получены нами.
Как известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это, мы обратили серьезное внимание на определение целей предстоящей работы. В классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и перед ними были поставлены задачи: в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила умственного труда в процессе домашней paботы и на этой основе улучшил свою успеваемость. Эта задача облекалась в яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом: «Учиться на совесть», «За прочные знания». В одном из классов ребята наметили провести «Операцию д.з.» (домашнее задание).
Значительное место в воспитательной работе заняло проведение содержательных разъяснительных бесед с учащимися и родителями. Эти беседы охватывали такие темы: «О долге и обязанностях школьников в учении», «Общие правила выполнения домашних заданий», «О значении режима дня для успешного учения», «Приемы воспроизведения изучаемого материала как условие его усвоения» и т.д. Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и интересной, перед учащимися и родителями выступали учителя, классные руководители, директора школ и их заместители.
На тему об улучшении домашней работы оформлялись стенды, выпускались бюллетени-молнии. Эта проблема не раз обсуждалась на классных ученических собраниях.
Много внимания уделялось воспитательной работе с активом. Мы считали, что прежде всего активисты должны включиться в работу по овладению культурой умственного труда, по повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы создать опору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом включала в себя групповые и индивидуальные беседы. Особое значение имели встречи директоров школ с активистами. Эти встречи помогали лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в повышении успеваемости. Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит от ее системности и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач: это может вызвать у активистов растерянность. Гораздо лучше выносить на их обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дис-циплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подсказок и списывания домашних заданий и т.д. – и определять, как активисты должны их решать. Полезно также каждую неделю проводить с активистами «летучки» по подведению итогов их работы, выявлению недочетов и анализу успехов.
Как видим, разъяснительная работа не только была разнообразной по своему содержанию, но и отличалась широкой масштабностью в течение продолжительного времени. Она обогащала учащихся знаниями, воздействовала на их сознание и чувства. Нельзя, однако, переоценивать ее значения в формировании навыков домашнего учения, а также ее влияния на волевую сферу учащихся. Тут нужна иная методика. Выработка навыков и укрепление воли ребят требуют применения упражнений и продолжительного контроля за их работой.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что процесс усвоения умений и навыков имеет определенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образцу, а с другой – нужен постоянный контроль учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у школьников эти умения и навыки и приучить их соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении. С этой целью с учащимися проводились практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Проходили они под руководством учителей. Вначале школьникам напоминали правила умственного труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после выполнения задания проводили беглую проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся напоминали, чтобы они не забывали использовать приемы рассредоточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала.
Практические занятия проводились главным образом по математике и русскому языку, изучение которых обычно вызывает определенные затруднения у ребят. Школьники оставались на них по желанию. Но на следующий день все видели, что «добровольцы» уверенно отвечают на уроке и получают хорошие оценки. Поэтому очередные практические занятия, как правило, проходили при полном составе класса.
В решении поставленной задачи большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль. В школах и сейчас немало делается по осуществлению контроля за учебной работой учащихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется главным образом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что касается самого процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней работы, то в большинстве школ он фактически остается без контроля. Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа (а именно это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. В самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и действенной помощи со стороны учителя, в его тактичном контроле. А поскольку такой помощи не бывает, то при проверке знаний некоторые учащиеся, естественно, получают «двойки». Между тем один опытный педагог писал: «Хороший учитель тот, у которого трудно получить двойку и легко пятерку». Но в таком случае центр педагогических усилий школы должен быть перенесен на повышение качества уроков, на совершенствование домашней работы учащихся и контроль за ее ходом.
По этому пути мы и направили учителей. Обратили серьезное внимание на контроль за самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Учителя и классные руководители посещали ребят на дому и проверяли, как они соблюдают режим труда и отдыха, как готовят домашние задания. К этой работе были подключены также родители. В ряде случаев учителя обнаруживали серьезные недочеты: у многих ребят не было постоянного рабочего места, многие не применяли приемов самоконтроля за усвоением учебного материала и т.д.
Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать на них действенное влияние.
Но всякая работа нуждается в периодическом подведении итогов. Коллективы классов отчитывались о выполнении поставленной задачи перед директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных встречах с представителями промышленных предприятий и т.д. Это содействовало формированию общественного мнения и давало возможность и учащимся, и учителям выявлять и анализировать имеющиеся недостатки, видеть результаты проделанного. В итоге такой целенаправленной и продолжительной работы нам удалось закрепить у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного повышения успеваемости.
Эта проблема не осталась в тени и в последующей учебно-воспитательной работе, однако она уже не требовала такой концентрации педагогических усилий. Сформированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств.
Тем не менее эту работу нельзя представлять в виде некоего рецепта или шаблона, годного для применения в любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее содержания и организационных форм, позволяющих добиваться успехов в формировании у учащихся умений и навыков домашнего учения. К сожалению, подобной системы в проведении данной работы во многих школах не бывает.
Литература для самостоятельной работы
Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. – М., 1988.
Березовик Н.А., Сманцер А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. – Мн., 1999.
Водейко Р.И. Домашнее задание. – Мн., 1974.
Древелов X. и др. Домашние задания / Пер. с нем. – М., 1989.
Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании. – Мн., 1976.
Кулъко В.А., Цехмистрова Э.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1983.
РубакинН.А. Как заниматься самообразованием. – М., 1962.
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. – М., 1987.
Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. – Мн., 1975.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление