Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала



Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, которые им следует использовать при подготовке к занятиям. В ка-честве методов обучения на этих уроках могут использоваться обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Вот как, например, проводился такой урок с учащимися V класса по повторению, обобщению и систематизации знаний по разделу Древняя Греция. Вначале учитель организовал фронтальный опрос учащихся и предложил им ответить на основные вопросы этого раздела: какие достижения остались у греков от крито-микенского вре-мени; кто владел рабами во времена Гомера и Гесиода; каковы итоги греко-персидских войн; какие привилегии имели афинские граждане; почему рабы не были заинтересованы в своем труде; какие черты свойственны древнегреческой религии; какие научные открытия сделали греки и т.д.
Следующий вид работы был связан с показом пятиклассниками на карте территории Древней Греции, ее крупнейших городов, а также присоединенных к ней территорий.
Потом учитель провел работу по повторению и закреплению основных понятий этого раздела: архонт, демократия, олигархия, полис, тирания, рабство, аренда, конгресс, философия и т.д. Это повторение проводилось путем самостоятельной работы учащихся с учебником и последующей беседы с ними по этим понятиям.
Важное место на уроке отводилось повторению основных исторических дат. С этой целью учитель использовал тестовое задание, суть которого заключалась в том, что учащиеся должны были сделать правильный выбор даты, относящейся к тому или иному событию (например, «Избрание Солона архонтом – 560, 490, 594 г. до н.э.»; «Марафонская битва – 490, 480, 457 г. до н.э.»; «Битва при Фермопилах – 451, 480, 594 г. до н.э.» и т.д.).
Еще одно задание было связано со сравнением исторических событий. Учитель предложил пятиклассникам сделать сравнения по одной из предложенных тем: «Жизнь греков в Спарте и Афинах», «Древнеегипетская и древнегреческая религии»; «Объяснение причин рабства Гомером и Аристотелем».
Как видим, на данном уроке были использованы самые разнообразные задания, которые способствовали повторению, систематизации и обобщению ранее изученного материала.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление