Главная страница =>педагогика=>оглавление

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы



В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. На занятиях по языкам необходимо формировать орфоэпические и орфографические навыки, умение делать морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений, писать изложения, сочинения, делать пересказы и т.д. На уроках математики следует вырабатывать навыки устного счета, умение решать примеры и задачи, пользоваться измерительными приборами и т.д. Значительный объем умений и навыков нужно формировать у учащихся на уроках физики, химии, природоведения и другим предметам.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют
свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения (устный счет по математике, запоминание хронологических дат по истории, правильное произношение слов по языкам и т.д.); б) письменные упражнения по языкам, математике, физике, химии; в) выполнение практических заданий по физике, биологии, географии и другим предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами и инструментами, с подготовкой гербариев и т.д.
При проведении тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:
? первый – учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;
? второй – показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;
? третий – первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
? четвертый – последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.
При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.
Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что, если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроизводящая деятельность, тогда их мышление и деятельность идут как бы по нака-танному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить информацию и способы ее применения на практике. Об этом писал также М.А. Данилов: «Нередко закрепление пройденного материала производится неправильно. Изучив правило и выполняя на это правило те упражнения, в которых характер действий подсказан (подчеркнуть слова, вставить букву, изменить форму слова и т.п.), ученик пишет грамотно. Но, начиная писать без этих подсказок, он допускает много ошибок. Подобные упражнения слишком облегчают умственную работу школьников, вследствие чего затормаживается их умственное развитие» .
С другой стороны, учителю необходимо знать и о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность учащихся и о которых шла речь в предыдущей главе. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, т.е. применять их в других условиях. На знаниях же не написано, где их можно приме-нять. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.
Это положение обусловливает определенную логику и порядок учебной работы по закреплению изложенного материала. Первые тренировочные упражнения по применению новых знаний на практике, как правило, должны начинаться с показа учителя. При изучении, например, по русскому языку темы «Сложные слова и их обра-зование» учитель, переходя к закреплению изложенного материала, вначале дает учащимся более простые задания и показывает, как их необходимо выполнять. Выполнение этих заданий чаще всего носит воспроизводящий характер, так как ход действий учащихся уже задан учителем. Затем по мере приобретения умений и навыков упражнения усложняются. Они должны содержать в себе определенную новизну и требовать от учащихся вдумчивого и творческого подхода к применению знаний. В данном случае учитель предлагает учащимся объяснить на основе изученного правила написание таких, например, слов, как «одноголосый, двухэтажный, долговечный, доброкачественный» и т.д. После этого учащиеся сами придумывают сложные слова, записывая их в свои тетради и делая соответствующие пояснения об их образовании. В дальнейшем упражнения могут быть еще более усложнены. Учитель может дать ряд парных слов и предложить учащимся образовать от них сложные слова, а затем определить в них основы, корни и соединительные гласные.
Как видим, по мере закрепления изложенного материала учебная работа учащихся все более усложняется и приобретает самостоятельно-творческий характер.
Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но придавать упражнениям развивающий характер можно лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
Что же касается отдельных предметов, то методика этой работы может включать в себя следующие приемы. Например, на занятиях по математике вначале обычно должна проводиться коллективная работа класса по анализу задачи или примеров с тем, чтобы убедиться, что учащиеся поняли новый материал, и дать первичные умения в применении его на практике. Здесь, собственно говоря, ничего нового нет. Это обычный прием, который применяется всеми учителями. А вот затем опытные педагоги стараются расширять самостоятельность работы учащихся, прибегая к инновационным формам проверки. На практике это выглядит следующим образом. На уроках математики учитель может сделать коллективный анализ задачи, а потом предложить учащимся решить эту же задачу самостоятельно. Затем новую задачу ученики должны решить самостоятельно без предварительного анализа, а потом провести проверку решения. Хорошо также, чтобы учащиеся сами придумали одну-две задачи по новому материалу. Можно также предложить учащимся выполнить самостоятельно практические и графические работы, если это позволяет изложенная учителем тема.
На занятиях по языкам даются разнообразные упражнения на списывание текстов с заданием вставить пропущенные буквы, на составление предложений и словосочетаний с опорными словами и без них; предлагается написание кратких сочинений, описаний, творческих диктантов; проводится устная и письменная работа со словарем; даются задания сделать грамматический, морфологический и синтаксический разбор слов и предложений, перевести текст с одного языка на другой и т.д.
Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.
Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки обращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ. Например, при изучении в курсе физики темы «Электрическая цепь и ее составные части» учитель знакомит учащихся с состав-ными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измерительные приборы, потребители тока. На доске вычерчивается схема простейшей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетрадях. После этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабораторную) работу. Выполняя ее, учащиеся овладевают умениями и навыками применения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений на занятиях по математике и т.д.
Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление