Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования



Указанные выше объективные и субъективные факторы (потребности общества в определенном уровне обучения молодежи, прогрессивные изменения в развитии науки и техники и методологические позиции ученых-дидактов) в полной мере оказывают свое влияние и на разработку содержания образования в нашей педагогике. Мы исходим из той методологической посылки, что развитие личности целиком определяется ов-ладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая, и морально-эстетическая направленность. Это обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования подрастающих поколений, его постоянного совершенствования в связи с со-циально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в улучшении подготовки школьников как к умственному, так и производительному труду. С учетом этого в педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования. Укажем на основные из них:
а) Содержание школьного образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Из этого требования следует, что содержание образовательной работы школы должно обеспечивать умственное развитие учащихся, их техническую и трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Эта задача может успешно решаться только при условии, если по каждой из названных сторон развития учащихся будут изучаться соответствующие учебные предметы и на их усвоение будет отводиться достаточное количество времени. Вот почему содержание обучения в школе включает в себя цикл естественно-мате-матических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов, а также физическое воспитание и занятия по труду.
б) Содержание образования должно строиться, на строго научной основе и объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Требование научности и гражданско-патриотической направленности школьного образования имеет ряд аспектов.
Первое. В содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.
Второе. Содержание материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения. Именно исходя из этого, в последние десятилетия в программы школьного обучения включен материал о полупроводниках, электронике, реактивных двигателях, атомной энергетике, информатике и значительно обновлен курс биологии.
Третье. Содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по вопросам развития природы и общества. Это значит, что в каждой изучаемой теме должны быть выделены подлежащие усвоению соответствующие мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. Например, в учебном материале, показывающем значение биологии, физики и химии в изучении живой и неживой природы, должна подчеркиваться идея о познаваемости мира, могуществе человеческого разума, причинности всех процессов, которые происходят в природе и обществе.
в) Содержание образования по каждому учебному предмету должно со-ответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке. Отработка такой логической системы – дело гораздо более трудное, чем это кажется на первый взгляд. Например, материал по истории располагается в хронологической последовательности, но было время, когда, исходя из принципа учить детей от близкого к далекому, сначала изучались современные события, а потом в обратном порядке те, которые происходили раньше. В хронологическом порядке раскрывается материал по литературе, а вот ознакомление учащихся с различными ее жанрами требует иной логики, иной системы. Еще
больше подобных проблем возникает при структурировании учебного материала по математике, физике, химии, языкам и другим предметам. Все это требует большой научно-методической работы.
г) Содержание школьного образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том, что изучение некоторых предметов немыслимо без предварительной подготовки по другим предметам. Изучение физики в VII классе, например, начинается только на базе алгебраической подготовки учащихся по математике. Изучение химии в VIII классе требует соответствующей подготовки учащихся по математике и физике. Это означает, что при определении содержания учебного материала по математике в VII классе необходимо исходить из того, чтобы дать учащимся соответствующую подготовку для последующего изучения физики и химии.
Второй фактор, обусловливающий это требование, заключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и потому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие межпредметных связей является важнейшим требованием при определении содержания школьного образования.
д) В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом. В чем же конкретно выражается эта связь? Она предполагает необходимость практической подготовки учащихся по применению усваиваемых теоретических знаний на практике, выполнение практических работ и трудовых заданий, проведение учебных экскурсий и определение системы умений и навыков по каждому учебному предмету.
е) Содержание образования должно соответствовать возрастным воз-можностям учащихся. Осуществление этого требования связано с правильным решением вопроса об объеме и степени теоретической сложности учебного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся. Зачастую качество обучения снижается, если школьникам приходится усваивать перегруженный по объему или слишком усложненный в теоретическом отношении материал. Классический принцип доступности, о котором будет идти речь в главе «Дидактические закономерности и принципы обучения», полностью сохраняет свое педагогическое значение до настоящего времени.
Но как же в таком случае школа может не отставать от развития науки и техники и отражать ее современное состояние, особенно если иметь в виду, что каждые 10–15 лет объем научных знаний удваивается? Педагогика подходит к решению этой сложной про-блемы следующим образом. Поскольку всего изучить в школе невозможно, в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нем ведущих научных идей (ядра знаний). Отбор такого материала, освобождение содержания образования от всего второстепенного, менее существенного для овладения основами наук – проблема чрезвычайно трудная и пока еще до конца не решенная. Учителя не перестают жаловаться на несовершенство и перегрузку учебных программ и, вспоминая миф о прокрустовом ложе, иронично говорят, что прокрустово ложе – это «прибор», изобретенный Прокрустом, который мог бы быть полезным при определении содержания школьного образования.
ж) Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся. Это требование вытекает из того концептуального положения, согласно которому наша школа в тесной взаимосвязи должна осуществлять общее и техническое образование учащихся и обеспечивать элементы профессиональной подготовки к трудовой деятельности.
Что же следует понимать под общим, техническим и профессиональным образованием?
Общее образование имеет своей целью овладение обучающимися основами важнейших наук о природе и обществе, расширение их интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Общим оно называется потому, что предполагает общетеоретическую подготовку учащихся и овладение связанными с ней умениями и навыками применения усвоенных знаний на практике. Общее образование обеспечивается в процессе изучения языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, музыки и изобразительного искусства.
С развитием технического базиса общественного производства в XX в. появились объективные предпосылки, которые, как показано в главе о целях воспитания, обусловили необходимость технического образования. Эта сторона обучения занимает все более прочное место как в нашей, так и в зарубежной школе. Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространенными средствами труда.
Эти принципиальные положения и лежат в основе разработки сущности и содержания технического обучения. В соответствии с этими идеями выделяются следующие отрасли производства, с которыми необходимо в теории и на практике знакомить школьников:
а) основные способы получения электрической, тепловой и механической энергии и ее применение в народном хозяйстве;
б) общие принципы устройства и работы машин (основы механического производства);
в) основные способы производства химических веществ и их применение в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
г) основы сельского хозяйства – растениеводства и животноводства, механизации и электрификации сельского хозяйства;
д) система организации народного хозяйства.
Дидакты С.Г. Шаповаленко и М.Н. Скаткин считали, что в соответствии с современным уровнем развития производства, науки и техники и эти положения нуждаются в усовершенствовании. На их взгляд, в процессе технического обучения необходимо знакомить:
а) с электрификацией, комплексной механизацией, автоматизацией и химизацией производства;
б) со способами получения новых видов материалов и технологией их обработки;
в) с различными способами повышения производительности труда.
В последние годы в системе технического образования все большее значение приобретает изучение информатики и компьютерной техники как важных средств развития и повышения эффективности промышленности и сельского хозяйства.
Техническое обучение должно также включать в себя выработку у учащихся трудовых умений и навыков и, в частности, вооружение их умениями обращаться с простейшими орудиями труда (молоток, пила, рубанок, долото, сверло и т.д.), машинами (токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, трактор, компьютер), выполнение некоторых монтажных работ в области электро- и радиотехники, усвоение на практике способов выращивания и ухода за растениями и т.д.
Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Эту задачу решают профессиональные учебные заведения. В тех же школах, где созданы надлежащие условия и имеется необходимая материальная база, допрофессиональное и профессиональное обучение может осуществляться по наиболее важным специальностям в данном производственном регионе или проводиться в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), учебных цехах промышленных предприятий и т.д.
Акцентируя внимание на тех отличиях, которые присущи каждому из указанных выше видов образования, следует указать также на те многообразные связи, которые существуют между ними. Общее образование является фундаментом технического и профессионального образования. Овладевая основами наук, учащийся усваивает много важных знаний, имеющих большое значение для технической и профессиональной подготовки. Особенно это касается изучения таких предметов, как математика, физика, химия и биология. Еще теснее связано с профессиональным образованием техническое обучение. Знание научных основ современного производства, широкая техническая ориентировка помогают юношам и девушкам быстрее и глубже овладевать профессиональными знаниями и умениями. В свою очередь профессиональное обучение углубляет общее и техническое образование. Это легко пояснить на примерах. Изучение двигателей внутреннего сгорания в курсе физики или свойств веществ по химии имеет важное значение прежде всего для общего и технического образования. Но для тех питомцев школы, которые впоследствии будут получать специальность шофера, комбайнера или лаборанта на химическом предприятии, эти знания будут весьма полез-ными для профессиональной подготовки. Сама же профессиональная подготовка будет способствовать дальнейшему углублению общеобразовательных и технических знаний. Все это обусловливает необходимость единства общего и технического образования с включением в него элементов допрофессиональной и профессиональной подготовки.
Изложенные требования, предъявляемые к содержанию образования в школе, не только обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан, но и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования. По каким же путям осуществляется инновационно-дидактическая деятельность в этом направлении? В качестве важнейших из них выступают следующие:
а) уточнение объема и содержания изучаемых предметов, освобождение от излишне усложненного и второстепенного материала;
б) четкое определение основных понятий и ведущих идей по каждому учебному предмету и обеспечение необходимого отражения в них новых научных теоретических достижений;
в) улучшение технической направленности образования, более совершенное осуществление трудового и профессионального образования;
г) вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и навыками использования современной вычислительной техники, более широкое применение компьютеров в учебном процессе путем создания специальных учебных комбинатов;
д) обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и вузах с учетом национальных особенностей образования в разных регионах;
е) поддержание мирового стандарта в содержании образования;
ж) введение в содержание образования такого материала, который способствует развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов.
5. Документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия. Как следует из этого перечня, содержание образования в школе и других учебных заведениях определяется целым рядом документов. В чем же сущность каждого из них и какую роль играют они в раскрытии содержания образования?
Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах (группах). Вследствие специфики работы в различных образовательно-воспитательных учреждениях учебные планы составляются отдельно для дневных, вечерних (сменных) и заочных школ, а также для школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
В современных учебных планах общеобразовательных школ все изучаемые предметы подразделяются на три группы: предметы обязательные (базовый компонент), предметы по выбору учащихся (дифференцированный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный компонент). К обязательным предметам относятся: русский язык и литература, иностранный язык, математика, информатика, история России, всемирная история, география, биология, физика, химия, черчение, изобразительное искусство, музыка и пение, физическое и трудовое воспитание. Предметы по выбору включают в себя: второй иностранный язык, литературу страны изучаемого иностранного языка, мировую художественную культуру, религиоведение, логику, философию, астрономию, введение в экономику, основы предпринимательства, основы выбора профессии и др. Предметы школьного компонента определяются на местах.
На основе учебных планов составляются учебные программы. Учебная программа – это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Как же разрабатываются учебные программы? Исторически сложилось два способа их построения: концентрический и линейный. При концентрическом (от лат. concentrum – центр, средоточие) способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходится на последующих ступенях обучения. Таким, на-пример, является изучение математики и языка в младших классах по отношению к содержанию этих предметов в средних и старших классах, изучение по физике трех состояний веществ (твердого, жидкого и газообразного) в VII и IX классах и т.д. Концентризм в школьном образовании неизбежен: он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, хотя, естественно, он несколько замедляет темпы обучения.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ дает значительную экономию времени и применяется при разработке учебных программ в средних и старших классах.
Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. Кроме того, в учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников, материал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, а также вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории, фонохрестоматиях, задачниках по математике, физике и химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. Такие пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних заданий.
Изложенный материал дает представление о тех сложных и многообразных проблемах, которые решает дидактика при определении содержания школьного образования.
Литература для самостоятельной работы
Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях – М., 1985.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. – М., 1991.
Скаткин М.Н., Краееский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.
Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983.
Федеральный закон «Об образовании». – М, 1996.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление