Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие



Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовавшей теорию и методику обучения. Но впоследствии стало обнаруживаться, что она не в состоянии раскрывать специфику учебной работы по каждому предмету, так как эта специфика является весьма существенной. Так, обучение математике, физике и химии имеет много различий по сравнению с учебной работой по таким предметам, как история и литература. Еще более специфичным является обучение пению или проведение учебных занятий по физической культуре и труду. Это привело к тому, что из дидактики стали выделяться и формироваться такие особые педагогические дисциплины, которые стали называться частными методиками, или частными дидактиками. В результате этого разграничились и области их исследования. За дидактикой осталась разработка общетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, исследуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.
В связи с острой необходимостью совершенствования работы школы и других учебно-воспитательных учреждений роль дидактики как общей теории обучения и образования существенно возрастает. Она призвана более эффективно помогать учителям и руководителям школ в улучшении процесса обучения, в повышении качества успеваемости и воспитания учащихся. В ее задачу входит также развитие инновационных форм и методов учебной работы, обогащение и распространение передового опыта обучения, стимулирование научно-педагогической пытливости и творчества работников школы.
Литература для самостоятельной работы
Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: Пособие для учителей. – М., 1969.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. – М., 1982.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
Куписетч Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. – М., 1986.
Марев М. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. – М., 1987.
Метелъский Н.В. Дидактика математики: Лекции по общим вопросам. – Мн., 1975.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление