Главная страница =>педагогика=>оглавление

7. Закон развития (движения) коллектива



Организация перспективных устремлений учащихся. Развитие и укрепление кол-лектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив. «Я убежден, – писал А.С. Макаренко, – что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его орга-низации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, – не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой» .
Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания ученического коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Согласно этой теории, каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов. Недаром А.С. Макаренко называл перспективы «завтрашней радостью».
Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах становления коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем по мере его развития – перспективы средние и дальние.
В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Поддерживая эту перспективу, учителям необходимо содержательно и эффективно осуществлять учебный процесс, проводить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школьник добивался успехов в овладении изучаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идет в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не добиваются главного в своей школьной деятельности – успехов в учении, нельзя надеяться на эффективную работу по созданию коллектива. В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Еще большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекательные формы могут иметь праздники труда, поддержание шефских связей, организация поездок в соседние школы, экскурсии в районные и областные центры.
Для расширения перспектив большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача в учебной или внеклассной работе, которая выдвигается перед учащимися и решение которой связано с переживанием радости достигаемых успехов, воспринимается ими как увлекательная перспектива. Если, например, коллектив поставил задачу улучшения домашней учебной работы и организуется активная помощь учащимся в ее решении, то положительные сдвиги в учении воспринимаются последними как воодушевляющая радость. В качестве подобных деловых перспектив могут выступать задачи по развитию интереса к чтению, борьба за соблюдение правильного режима труда и отдыха и т.д. Большие возможности в этом отношении открывает соревнование между классами и школами за первенство в различных формах физкультурно-спортивной работы и общественно полезном труде.
Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективного творчества учащихся, разработанная проф. И.П. Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучшению окружающей жизни, например разбивка и благоустройство детского парка, установление шефства над детским садом и т.д. Если дело найдено, учащиеся совместно с учителем планируют практические коллективные дела и акции, стремятся придать им яркие, красочные формы. Все это развивает самодеятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны и значительно повышает его влияние на нравственное и общественное воспитание школьников.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление