Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования



Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет, если можно так выразиться, внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:
1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.
2. Преддошкольная и дошкольная педагогика.
3. Школьная педагогика.
4. Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.
5. Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.
6. История педагогики.
Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются военная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования, этнопедагогика и др.
Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребностей все более расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом. Поэтому некоторые ученые уже ставят вопрос о необходимости изменения самого названия педагогики. Например, Альбин Динер – автор двухтомной работы «Очерки философии», изданной в 1964 г. в ФРГ, считает, что традиционное название педагогики устарело, стало узким и неполным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греч. antropos – человек, gogos – вести). За рубежом начинают использовать также термин «андрагогика» (от греч. andros – мужчина, gogos – вести). В частности, в 1975 г. в Варшаве вышла книга Л. Турос «Анд-рагогика. Очерк теории просвещения и воспитания взрослых» (Сов. педагогика. – 1977. – № 10. – С. 143-144).
Получат ли данные названия распространение, сказать трудно, но в этих терминологических поисках находит свое убедительное подтверждение повышение роли и значения педагогики в обществе.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление