Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 2. ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ


На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Ведь эти понятия давно и прочно вошли в наш повседневный и научный язык. Да к тому же обуче-ние и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.
Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки. У народов Севера воспитанием и обучением детей занимались шаманы, самые уважаемые в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».
И несмотря на то что обучение и воспитание осуществляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического развития накопившее огромный всесторонний опыт по подготовке подрастающего поколения к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно допускать новых ошибок в этом процессе.
На практике же мы имеем обратное: чем больше мы узнаем о ребенке, о закономерностях его развития, тем с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и воспитывать детей. Да, когда-то обучали и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского лицея, когда-то мы говорили, что школа является центром воспитания. Теперь ситуация изменилась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних воздействий, которые, к несчастью, не всегда положительны.

К вышесказанному прибавляются и другие трудности:
это и постоянно рождающиеся «педагогические прожекты», не всегда соответствующие истинным целям обучения и воспитания, и альтернативные учебные заведения, где нередко процесс обучения ставится в зависимость от доходов семьи ученика, и многое другое.
В преодолении всех трудностей учитель, воспитатель должен руководствоваться следующими педагогическими заповедями:
- помните, что обучение и воспитание всегда подчинены целям. На всем историческом пути развития обучения и воспитания этот процесс был целенаправленным;
- необходимо знать, что ведущим условием эффективного обучения и воспитания является принцип деятельности, предполагающий обязательное включение ребенка в любую обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность в качестве ее субъекта;
- необходимо как можно более широко использовать общение как внутри детского коллектива, так и между различными возрастными группами.
. . . Учение книжное - это не обучение простой грамотности, а систематическое школьное преподавание. . . Детей «нарочитой чади», т. е. старших дружинников, кня-жих мужей, бояр набирали не для того, конечно, чтобы воспитывать из них пономарей или даже рядовых священников, а для того, чтобы создать образованных людей и государственных деятелей, способных поддерживать общение с той же Византией и другими странами.
Б. Д. Греков
Итак, воспитание - это процесс передачи новому поколению накопленного человечеством опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу; это процесс передачи культуры, процесс включения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.
Воспитание - это исторически конкретное общественное явление, особенность которого состоит в том, что по своему назначению оно выполняет социальную функцию подготовки детей к участию в производственной и духовной деятельности, в общественной жизни в целом. Назначение

воспитания в самом широком смысле слова заключается в том, чтобы подготовить производительные силы общества, дать необходимые знания в соответствии с требованиями производства, с социальными требованиями общества в целом или отдельных ее социальных, этнических или национальных общностей, развить каждую отдельную личность. Следовательно, воспитание обязательно предполагает наличие целей, которые задаются или всем обществом, или его составляющими - социальными, национальными и др. Цели воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.
Таким образом, в воспитании обязательно существует система норм, правил, предписаний, специфическим способом регламентирующих поведение, деятельность, обу-чение и отношения человека. Они составляют специфическую для данной общности систему ценностей: нравственных, эстетических, идеологических и др.
Педагогическая наука, и в частности теория воспитания на основе социальных целей - требований общества к качествам, необходимым человеку, и с учетом психологических и педагогических закономерностей развития личности, разрабатывает содержание, методы и формы организации воспитательного процесса. Здесь требуется четко определить, что может сделать школа, семья, неорганизованная среда, окружающая ребенка; какими способами возможно противостоять отрицательным влияниям, какими объединить воспитательные воздействия различных социальных институтов, как организовать обучение, труд и другие виды деятельности детей, чтобы они давали максимальный воспитательный эффект. Это уже будет педагогическая воспитательная система, основу которой составляют семья и школа.
Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.
Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи новому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины. Это были умения, связанные с удовлетворением самых насущных потребностей:

в пище, одежде, жилище и передавались они методом, который в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям. ) Для обучения характерно взаимодействие двух деятельностей: преподавания и учения. Первая относится к учителю (хотя эту функцию может выполнять и другой источник информации: обучающая машина, книга и т. д. ); вторая - к обучающемуся, ученику.
Обучение - целенаправленная деятельность, цели которой раскрываются через содержание обучения, представляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.
Обучение может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера обще-ственных отношений, от системы ценностей отдельных социальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для определенных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность различных видов учебных заведений: от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.
Обучение может быть общим для всех (общеобразовательная школа) и дифференцированным, при котором осуществляется деление учащихся по интересам (гуманитарные, математические, биологические и другие классы) и по способностям (школы для одаренных детей).
Обучение в школах разных типов и других учебных заведениях реализуется через уроки, лекции, семинары, домашнюю самостоятельную работу и т. д.
Обучение является одним из ведущих средств воспитания, так как именно оно формирует у человека систему норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений окружающего мира, поступков и поведения людей и своих собственных поступков.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление