Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 4. ИГРЫ И ИГРУШКИ - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Органической частью методики обучения и воспитания детей является игра и игрушка. Родившись в далекой древности, они дошли до нашего времени, сохранив свою основную функцию: через игру ребенок включается в социальные межличностные отношения и приобретает первоначальные основы социального опыта.

4. 1. Значение игры
Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека?
Психологи и физиологи давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры не только детей и взрослых, но и животных, находя сходство. Они пытаются установить природу и значение игры. Одни в игре видят источник выхода «. . . избыточной жизненной силы. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совер-шать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувств личности»'.
Еще в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов - это игра. Один из наиболее известных врачей древности - римский врач Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.
Не опровергает этот взгляд на игру и современная медицина. Детские психиатры считают, что одной из причин нарушений здоровья, особенно психических отклонений, является то, что дети в детстве не доиграли. Поэтому ученые настоятельно советуют не изолировать таких детей, а с помощью игры улучшать и развивать у них важнейшие психические свойства, определенные качества личности.
Появились новые диагнозы врачей: игровая дистрофия детей, гиподинамия. Для лечения этих болезней часто используется игра.
'Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М. , 1992. -С. 11. 27
В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность. Игра - неотъемлемая часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки и украшались березы, елки), с определенными этапами в жизни человека (день рождения, свадьба и др. ).

Игра сопровождает ребенка на всех этапах его возрастного развития, начиная с «ладушек» и «сороки», игры в «дочки-матери» и «салки» до спортивных и компьютерных игр. Она несет в себе заряд радости и веселья, а потому широко применяется на празднике и в походе, на перемене и внеклассном мероприятии, на семейном торжестве.
Игра - явление многофункциональное. Не секрет, что с помощью игры мы приучаем ребенка к труду. В. Н. Терский отмечал, что игра - деятельность ребенка, постепенно пере-растающая в трудовую деятельность. Отличие игры от труда обычно видят в том, что, трудясь, человек создает материальные ценности, а играя, таковых не создает. Но дети способны и в процессе игры создавать материальные ценности. И это очень хорошо, если игра перерастает в труд, и в то же время труд не теряет прелести игры.
Воспитывая в ребенке черты честного труженика, любящего труд. мы очень широко использовали игры, так как в хороших играх скорее и лучше всего можно воспитать любовь к труду и привычку понимать значение слов «надо» и «нельзя» и умение выполнять эти требования.
Игра вводит ребенка в общение с природой, с окружающими. «Игра, - говорил А. М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Поэтому воспитателю детского сада, учителю начальной школы следует очень серьезно относиться к игре как к важнейшему средству воспитания ребенка, детского коллектива.
Педагоги рассматривают игру как основной вид деятельности дошкольников. Игра сопровождает детей повсюду: дети играют в доме и на улице, в детском саду и в школе. Ребенок с удовольствием играет один, группой и

целым коллективом. Играет с предметами, превращая их в игрушки. Мальчик садится верхом на палочку и мчится во весь опор на своем «коне», а девочка баюкает куклу, мишку, зайку. . . Детей трудно оторвать от игры, чтобы уложить спать или усадить за стол и накормить. Игра свойственна природе здорового ребенка. Она является формой познания окружающего мира. И. Г. Песталоцци отмечал:
«У здорового ребенка. . . глаз хочет видеть, ухо - слышать, ноги - ходить, руки - хватать. Сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и неловкости и стать развитой силой».
Развитию ребенка с малых лет способствует игра. Она побуждает его к движению - он бегает, прыгает, наклоняется, упражняя все мышцы, все органы чувств. Игры развивают ребенка не только физически, но и интеллектуально. В игре малыш общается с другими детьми, игрушками, взрослыми, развивая речь и мышление, пополняет словарный запас. В процессе игры он усваивает количественные и качественные представления: мяч один, кубиков много, кукла красивая, построенный дом высокий, машинка маленькая, конь деревянный, ведерко железное, снег холодный и т. д. и т. п.
В играх развивается воля ребенка: чтобы выиграть или перегнать другого, надо очень быстро бежать, даже если ты и устал; метко попадать в цель, в кольцо, а для этого надо бросать и бросать; лепить снеговика больше, чем у другой группы. Чего не вытерпишь, чтобы победила твоя команда.
Игры помогают ребенку усваивать навыки социального общения, организованности и дисциплины, подчиняться правилам игры, овладевать навыками самообслуживания, бережного отношения к игрушкам. Учиться уважать тех, с кем играет, оказывать помощь другому.
Именно в игре он осваивает формы предметов и их цвет, постигая необычное в обычном, что формирует у него эстетические вкусы, эмоциональные переживания. Фанта-зия детей не имеет границ. Какие грандиозные сооружения они возводят из песка или глины, сколько удовольствия малыши получают от изготовления пищалок из стручков акации или трубчатых растений и т. п.
Народная мудрость гласит: «Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни». И это не случайно, поскольку через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, коллективе; усваивает систему норм и

правил поведения, учится играть определенные социальные роли, подчиняться и брать ответственность на себя.
Вместе с тем игра может выступать и как средство диагностики поведения и деятельности детей. Что можно выявить в игре? Прежде всего умение действовать коллек-тивно и добиваться успеха не только для себя, но и для группы, класса. Игра позволяет выявить детей, с которыми не хотят играть товарищи, и определить причины этого явления (эгоизм, грубость, жадность и др. ).
В процессе игры быстро выявляются дети с ярко выраженными организаторскими способностями и безынициативные дети. Просматривается и интерес ребенка к конкретной игре.
4. 2. Виды игр
Игры и их характер зависят от разных обстоятельств:
от бытовых условий и состава семьи, от природных условий, национальных и этнических особенностей. Предлагаем перечень игр.
Для детей младшего дошкольного возраста свойственны игры процессуальные. Это игры малоподвижные и не связаны с утомительными движениями. Ребенок, например, из кубиков строит столбик или два одинаковых столбика до определенной высоты. Кубики падают, но ребенок вновь и вновь возводит свое сооружение. Его радует, что это он делает сам, что кубики разноцветные, что ему все же удается аккуратно ставить один кубик на другой. Порой он сам ломает свое строение, порой от удовольствия, порой от раздражения. И в том и в другом случае идет процесс игры, которым управляет сам ребенок: начинает игру, играет, заканчивает ее, т. е. он занимает себя сам, учится быть самостоятельным. Сегодня при имеющемся многообразии видов кубиков, наборов из дерева и пластика, железа можно возводить очень интересные и разнообразные сооружения. Именно в этих первых играх проявляются черты характера: терпение и аккуратность, собранность, умение сосредоточиться, трудолюбие и т. п. Со временем кубики будут заменены на снег, песок, глину. Дети будут строить шалаш, беседку, снежный городок и т. д.
Очень рано дети начинают играть и в подражательные игры. В основе этих игр лежат темы семьи, жизни детского сада или школы. Девочки, играя с куклой, во всем подражают маме: одевают и кормят, стирают и наказывают,
30
укладывают спать. Игра с куклой обрастает такими подробностями, что просматриваются все семейные отношения. Диву даешься наблюдательности малышей. Зато мальчики как прирожденные воины и защитники Отечества играют в войну, в пап. Через игры идет усвоение социальных ролей, познание действительности, первая «прикидка» своих возможностей.
Игры бывают подвижные, спортивные. Подвижные игры, естественно, связаны с быстрым передвижением ребят. Это могут быть игры с предметами и без предметов. Под-вижные игры чаще всего являются игрой в кого-то, во что-то. У дошкольников это «Кошки-мышки», «Зайцы в огороде», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Филин и пташки» и т. п. В этих играх нет особых правил. Чаще всего сами дети договариваются от и до какого места можно бегать, кто считается пойманным и т. п. Нередко эти игры сопровождаются произношением каких-либо слов. Школьники выбирают более сложные игры из разряда подвижных: «Штандер», «Разрывные цепи» и т. п.
Спортивные игры, а они теперь уже практикуются с детского сада, предполагают развитие определенных навыков и умений, четких правил и результата: времени, очков, метров. К таким играм следует отнести футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и др. Здесь особенно ярко проявляется соперничество, воля к победе, вырабатывается трудолюбие, четкое выполнение режима учебы, тренировок и отдыха. Однако надо учитывать, что большие нагрузки, физические и моральные, могут привести ребенка к срыву. Поэтому при занятии спортивными играми необходимо уделять больше внимания контролю за здоровьем ребенка, чтобы погоня за результатом не стоила ребенку здоровья.
Наряду с другими выделяются и дидактические игры, в которых дети получают специальные знания о формах предметов, о цветах, о сравнительных величинах, опреде-ленных правилах включения в мир новых знаний и даже учатся считать и читать. К числу таких игр можно отнести прежде всего различные виды домино, лото с животными, с предметами, мозаичные фигуры для складывания симметричных фигурок, шашки и др.
В особый вид можно выделить игры народные. К числу наиболее распространенных народных игр среди малышей можно отнести «Каравай». Цель этой игры в том, чтобы поздравить ребенка с днем рождения. Это, как и подобает народной игре, игра-хоровод, где родители, взрослые и

дети берутся за руки, образуя круг. Виновник становится в центр круга. Кто-то из родных (либо воспитатель детского сада) начинает игру словами: «Как на Женины (Машины, Танины и др. ) именины. . . » Играющие повторяют эти слова хором, держась за руки и двигаясь по кругу:
Как на Женины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины (все останавливаются, поднимают
руки вверх и встают на носочки). Вот такой низины (все, кроме именинника, приседают
на корточки, опускают руки вниз). Вот такой ужины (все сходятся к центру круга,
вытягивая руки вперед). Вот такой ширины (все отходят назад, руки в стороны,
образуя большой круг). Каравай, каравай (хлопают в ладоши), Кого хочешь поздравляй!
Начинают поздравлять именинника: дарят ему подарки, цветы, поют песни, читают стихи.
Позже ребята играют в народную игру «Ручеек», «Золотые ворота», «Фанты», «Лапту» и др.
Русские народные игры, как и игры других народов России, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к народному творчеству, к истории своей Родины. Родина предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх, которые он принимает как эстафету предшествующих поколений. Воспитание любви к своей Отчизне является основным, ведущим принципом педагогики. Игра помогает увидеть и понять многонациональный характер игр, их самобытность. Не секрет, что многие детские игры давно потеряли свою «национальность», каждый народ их считает своими. Именно использование в воспитательном процессе игр разных народов позволяет «заложить крепкий фундамент» национального согласия в будущем наших детей, нашей страны.
Игры помогают формировать высокие эстетические представления, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы.
Игры технические помогают детям освоить изготовление механических движущихся игрушек, различных видов моделей, отвечающие целям политехнического развития.
Можно выделить настольные игры, игры аттракционного характера, другие виды.

Воспитатель детского сада, учитель начальной школы должны создавать все условия, чтобы игра прочно вошла в детский быт, умело сочетать ее с другими видами деятельности детей.
4. 3. Игрушки
Игрушки - первые друзья малыша, которые заменяют ему даже маму, когда она уходит по своим делам. Игрушки помогают детям побеждать чудищ и злодеев, переплывать моря и океаны, освобождать из плена попавших в беду людей и сладко засыпать.
У каждого человека в детстве была любимая игрушка. Для одних - это кукла с закрывающимися глазами, для других - плюшевый мишка или зайка, для третьих - машинка. Они были разными по величине и окраске, по сложности технического исполнения и материалу. Но все игрушки дарили детям радость.
Сегодня редко встретишь у детей самодельную игрушку. Изготовление игрушек теперь - такое же производство, как и всякое другое. Обилие игрушек потрясает воображение не только ребенка, но и взрослого. Выбрать нужную игрушку сегодня - проблема. Ориентиром служит пол ребенка (девочке покупают куклу, а мальчику - машину, пистолет, автомат). В наше время определяющей становится цена игрушки. Родители не всегда помнят о том, что выбор игрушки и их количество очень важны в воспитании детей.
Желание взрослых порадовать малыша новой игрушкой так велико, что нередко родители отказывают себе в самом необходимом, но покупают ребенку очередную куклу или пистолет. В результате количество игрушек у некоторых детей непомерно возрастает, а радости от каждой новой игрушки у ребенка все меньше и меньше. Естественно, что и отношение к ним меняется. Малыш уже не кричит от восторга, увидев новую игрушку, а небрежно бросает ее в коробку, где лежит множество других, быстро надоевших ему игрушек.
Так сколько же игрушек нужно ребенку и какие именно? С таким вопросом к воспитателю могут обратиться родители; назвать точное количество игрушек, конечно, невозможно, но соблюдать определенные требования и родители, и воспитатели должны:
- игрушек у ребенка не должно быть сразу много. Они теряют свою новизну и притягательность. Лучше делить
33
игрушки, если их много, на части и через какое-то время, убирая одни, давать малышу другие;
- игрушки должны «взрослеть» вместе с ребенком, помогая ему в развитии, в восприятии мира, новых видов деятельности и творчества;
- нужно покупать ребенку игрушки для игры, а не для демонстрации гостям. Ведь нередко дети жалуются, что самые лучшие и интересные игрушки хранятся у директора в кабинете или в игровой, но в шкафу за стеклом. Их дают детям только тогда, когда приходит комиссия;
- игрушки должны способствовать общению детей друг с другом, а не становиться «яблоком раздора». Нельзя разрешать ребенку приносить игрушку в детский сад только для того, чтобы показать ее другим, вызвать у них зависть. Если игрушка очень дорогая, не стоит разрешать ребенку брать ее в детский сад, в школу. Дело не только в игрушке, а в том, что она может вызвать негативное отношение к малышу у других детей, стать причиной драки и других недоразумений;
-игрушки должны помогать ребенку осваивать мир взрослых, т. е. свой будущий мир. Чем разнообразнее выбор игрушек, тем проще малышу найти наиболее интересную для себя. Проще найти и друга в процессе игры. Чтобы решить эту проблему, сегодня необходимо объединить возможности детского учреждения и семьи, договорившись с родителями, чтобы их дети принесли в детский сад одну игрушку, которой они могли бы обменяться с другими детьми на время, оставить в детском саду на несколько дней, а может быть, подарить тому, у кого совсем нет игрушек. Такие дети сегодня тоже, к сожалению, есть;
- игрушки не должны быть слишком сложными в техническом отношении. По данным психологов, чем сложнее игрушка, тем меньше она способствует развитию творческого мышления ребенка. У него нет возможности вообразить такую игрушку чем-то иным, нежели, например, роботом, который может сам ходить, двигать руками и выполнять массу других действий.
Соблюдение всех рекомендаций позволит, с одной стороны, сделать менее болезненным сам процесс перехода ребенка из семьи в детский сад, а с другой - реализовать единую систему требований к малышу со стороны семьи и детского сада, и, наконец, сам ребенок в этой системе выступает как равноправный, активный участник процесса воспитания.

4. 4. Воспитание детей в игре
Как бы хорошо ни играл ребенок самостоятельно, ему требуется помощь со стороны воспитателя, педагога, чтобы внести в уже привычную игру новый смысл, новые правила, отметить результат похвалой или оценкой.
Пожалуй, нет более популярной среди малышей игрушки, чем кукла. Она является для ребенка в определенном смысле человеком, за которым можно ухаживать, которого можно кормить, баюкать, наказывать, ходить с ним гулять. Кукла является столь уникальной, что она может быть для малыша ребенком, учеником, покупателем, гостем, пассажиром и т. д. С ней могут играть не только девочки, но и мальчики (игра в «дочки-матери»). Лучше покупать ребенку недорогую куклу, чтобы он мог положить ее на пол, на землю, покатать на машине, не беспокоясь о том, что она помнется, поломается, испачкается.
Очень важно, чтобы девочка, играя с куклой, не ждала, что мама купит ей новый наряд, а училась бы сама обновлять кукольный гардероб. Пусть сначала это будет новый бантик или новая красивая пуговка на старом платье, затем может появиться фартучек, может быть удлинено платье. А потом девочка сможет сшить целое платье из лоскутков, обрезков лент и т. п.
Если девочки предпочитают куклу другим игрушкам, то мальчики очень любят солдатиков (оловянных, пластмассовых, железных - представителей различных родов войск). Малыши ведут свое войско в бой, на штурм крепости и побеждают врага. Смысл этой игры в победе, в самоутверждении личности, а формы ее могут быть различными. Без победы, без удач любой человек, даже взрослый, теряет уверенность в себе. Поэтому так важно добиться, чтобы в процессе игры у малыша развивалась воля к победе, стремление к успеху.
Игра, как и трудовая деятельность, всегда имеет определенную цель. Например, догнать и осалить товарища, метко попасть в цель, первым достичь финишной черты, отгадать, чей голос и т. п. Стремление к поставленной цели заставляет детей концентрировать свое внимание, проявлять выдержку, преодолевать препятствия и т. п. Следовательно, знание игр необходимо каждому воспитателю, учителю, чтобы можно было не только включиться в ту или иную игру, но и предложить новую игру, в большей мере отвечающую стоящим перед ним воспитательным задачам.
35
На становление и развитие личности ребенка влияет все. Воспитатель, организуя жизнь и деятельность детей, делает этот процесс целенаправленным. Включение ребенка в ту или иную игру позволяет упражнять его в выдержке, в преодолении страха, в дисциплинированности и т. п. Включение ребенка в наиболее сильную команду позволяет ему испытать «вкус» и радость победы, что стимулирует его на преодоление многих препятствий, чтобы вновь и вновь испытать это чувство. В игре можно примирить самых ярых «врагов», поставив их в одну команду, где необходимо объединить их усилия во имя общей победы.
При всей значимости игры, особенно для детского сада и начальной школы, следует отметить, что необходимо ведущее и направляющее участие педагога, воспитателя. Именно благодаря такту и вниманию к детям, четкому планированию воспитательных целей можно добиться большой эффективности в формировании и развитии личности ребенка, воспитании у него должных навыков и умений, подготовить к усвоению новых, более сложных знаний. При этом нельзя подавлять инициативу детей, «заоргани-зовывать игру».
При выборе игры необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей детского сада следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр, имеющих песенное и стихотворное сопровождение, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предвари-тельно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, со всем классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4. Инвентарь для игр. Для многих игр нужен инвентарь:
мячи, скакалки, флажки и т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила игры, воспитатель, педагог должен стать так, чтобы все видели его и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (он в центре круга). Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действия. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
6. Выбор входящего. Он должен быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые считалки:
Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води!
Шел баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил под лавку. Кто травку возьмет, Тот вон пойдет!
- Заяц белый, Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыко драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон.


Если народная игра предполагает соревнование двух команд, равных по численности и силам, обычно применяется способ сговаривания. Дети выбирают двух «маток», а сами попарно сговариваются о том, что каждый из них будет «обозначать» (цвет, дерево, цветок и т. п. ). Попарно они подходят к «маткам» и спрашивают, например:
Ландыш душистый Или одуванчик пушистый? Колокольчик голубой Или желтый зверобой?
Белую березу Или красную розу? Из речки ерша Или из лесу ежа?


Сговорки могут быть и не стихотворного плана, а просто обозначать золото или серебро, ромашку или розу и т. д. «Матки» делают свой выбор. Пары, как правило, объединяются по принципу одинаковых возможностей, и, таким образом, получаются равнозначные команды.

Когда определены составы команд, воспитатель должен повторить с детьми правила и отдельные действия. Убедившись, что они усвоены, можно начинать игру. Воспитатель может принимать участие в игре на стороне то одной, то другой команды. Главная его задача, как мы уже отмечали, - наблюдать не только за ходом игры и соблюдением правил, но и за поведением детей, их активностью, интересом к игре, тем, как общаются малыши между собой. Игра для воспитателя является не только средством организации деятельности детей, но и специфическим средством диагностики их поведения.
7. Время игры. Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес ребят к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз.
8. Подведение итогов. Любая игра завершается подведением итогов. Здесь главное - мнение о ней детей. Следует обратиться к малышам с вопросами: понравилась ли им игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым. Можно спросить малыша о том, с кем бы он хотел еще играть в эту игру, и т. п. Воспитателю следует суммировать ответы детей, отметить наиболее интересные моменты игры, незаметно и тактично поправляя малышей в оценке друг друга. Необходимо поощрять хорошее поведение и умение общаться в процессе игры всех или некоторых детей.
В процессе игры особенно следует поощрять взаимопомощь ребят друг другу, проявление доброты и честности, находчивость.
К проведению игр следует привлекать и родителей. Они могут принимать участие как в самой игре, так и выступать в роли судьи. В начальной же школе к организации и проведению игр следует привлекать подростков и старшеклассников, которые своим участием делают игру более значимым делом для малышей. Да и оценка из уст старших ребят для малышей дорогого стоит.
Выводы
1. Педагогическая специальность, педагогическая профессия основывается на педагогике - науке о воспитании детей.

2. Педагогика, как и ее предмет - воспитание, социальна, так как ее развитие подчиняется не только объективным, не зависящим от людей законам, но и требованиям общества к качествам личности, целям воспитания на конкретном историческом этапе развития.
3. Педагогика складывается из многих более частных педагогических наук: методологии, общей педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методик преподавания различных учебных предметов.
4. Педагогика и ее отдельные области развиваются во взаимодействии с другими науками: с общей и педагогической психологией, физиологией, медициной и гигиеной, со-циологией, философией, кибернетикой и др.
5. Педагогическая специальность будет богаче, глубже, профессиональнее в зависимости от разносторонности образования, от культурного развития воспитателя и учителя.
Вопросы и задания
1. Докажите, что педагогика - социальная наука.
2. Раскройте структуру педагогики и содержание отдельных ее
областей.
3. Покажите на примерах взаимосвязи и взаимодействия педагогики с другими науками.
4. Попытайтесь показать на примерах, зачем учителю и воспитателю нужны знания из других наук.
5. Какие воспитательные и обучающие возможности имеет игра?
6. Назовите виды игр.
7. Какие народные игры вы знаете?
8. Какие игры вам хотелось бы разучить с детьми во время педагогической практики?

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление