Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 1. Естественный ход развития и образования способностей человека


Человек при самом начале жизни одарен такими телесными и душевными способностями, каких не имеет ни одно из земных существ. Все, что из него сделаться может, является зародышем, ожидающим развития, цветком, из коего должен образоваться плод и созреть при благоприятных обстоятельствах. Сие развитие и образование происходят отчасти по неизменным законам природы не самопроизвольно и без участия в том воли других людей. Тело его возрастает, члены становятся крепче и способнее для употребления, возникают различные побуждения, внешними чувствами собираются впечатления внешнего мира; невидимая сила из сих впечатлений составляет представления; представления дают повод к желаниям либо к отвращению; из сих же представлений составляются понятия. Разум становится деятельным сам собою. . .
§ 2. Необходимость воспитания и наставления
Но, рассматривая ход сего развития с другой стороны, мы увидим, что человек с минуты своего рождения, в периодах своего детства, отрочества и юношества не может обойтись без помощи других. Без постоянного попечения тело его в первые лета в беспрестанной опасности от искажения и смерти; без содействия других разумных существ способности его не достигают должного совершенства; без наставления познания его отчасти возрастают медленно, отчасти великое множество оных остаются совершенно ему чуждыми. Из сего следует, что человек совершеннее выполняет свое на-значение, если он будет пользоваться воспитанием и наставлением, ибо через то увеличивается и внутреннее его совершенство, и практическая его годность. . .
А. Г. Ободовский
Итак, назначение педагогики состоит в изучении воспитания и обучения как сознательно и целенаправленно орга-
11
низуемых процессов. Эти процессы можно называть педагогическими. Педагогика призвана раскрыть сущность, закономерности и тенденции развития педагогического процесса. Поэтому она разрабатывает цели обучения и воспитания ребенка, теорию и методику организации педагогического процесса, совершенствует его содержание, методы, приемы и организационные формы.
В педагогическом процессе всегда есть две стороны:
деятельность воспитателя (учителя) и деятельность воспи-туемого, ребенка и коллектива детей.
Деятельность воспитателя (учителя) и есть педагогическая специальность, которая базируется на педагогике, ибо последняя выполняет две функции: общетеоретическую и практическую.
Теории в педагогике, как и в других науках, необходимы для того, чтобы иметь возможность планировать, прогнозировать педагогическую деятельность, научно обос-новывать все элементы процессов обучения и воспитания:
разрабатывать цели учебно-воспитательного процесса для каждого предмета, каждого года пребывания детей в детском саду, школе и т. д. ; отбирать содержание работы из всего многообразия наук, искусств, языков; создавать рекомендации по применению в обучении и воспитании наиболее эффективных методов, приемов и форм организации деятельности детей и др. Этими проблемами обычно занимаются ученые-педагоги. Но одновременно и сама практика работы детских садов, школ, отдельных воспитателей и учителей, мастеров своего дела, творчески относящихся к своему делу, рождает новые интересные формы учебно-воспитательной работы с детьми. Так формируются передовой педагогический опыт, авторские научно-практические школы. Этот передовой опыт также становится достоянием педагогической науки.
Научные знания (педагогические теории) и передовой педагогический опыт составляют содержание педагогической профессии, педагогической специальности. Учитель, воспитатель должен уметь их применять в своей работе. Конечно, первые шаги будут непростыми. В первые годы самостоятельной работы вы будете часто обращаться к готовым, кем-то разработанным рекомендациям и рецептам.
Но постепенно, накапливая опыт и расширяя научный кругозор, имея желание и даже смелость, вы сами будете отходить от стандартов, от рецептов и постепенно превра-

титесь в учителя-мастера, творчески и увлекательно работающего воспитателя.
Научные знания, опыт, желание искать, исследовать,
пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической
специальности.
Если вам будет интересно работать, будет интересно и
детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат вашей деятельности - знающий и воспитанный ребенок. И вы никогда не усомнитесь в правильности слов Яна Амо-са Коменского: «Должность учителя - одна из непревзойденных под солнцем». Это и есть практическая функция педагогики, и реализуют ее только учитель и воспитатель.
Итак, первое, что должен знать будущий учитель начальной школы и воспитатель детского сада, чтобы действительно войти в свою специальность, - это что такое педагогика и ее самые важные понятия:
-процессы обучения и воспитания - педагогические
процессы;
-взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и
воспитуемого;
- цели педагогического процесса;
- содержание обучения и воспитания;
- методы и приемы обучения и воспитания;
- формы организации педагогических процессов.
Деятели воспитания
Воспитание, будет ли оно физическое, нравственное или умственное, не может быть дано человеку иначе, как другим человеком.
Конечно, самые лучшие природные воспитатели -родители и особенно матери, но обстоятельства не всегда позволяют им выполнить этот долг. Отсюда начинается благородное, высокое и доблестное поприще наставников или воспитателей.
А. Ф. Афтонасьев
Поскольку педагогика изучает тенденции и перспективы развития воспитания и обучения, она выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие

школ и других учебно-воспитательных учреждений на будущее. Например, в настоящее время в результате педагогического прогноза установлено, что к концу этого тысячелетия и в начале следующего будет возрастать роль педагогики в жизни общества. Именно педагогика должна стать той наукой, которую будут изучать все специалисты, работающие с людьми, особенно с детьми. Это прежде всего работники средств массовой информации (телевидения, радио, прессы), искусства, кино и др. От успехов педагогики, воспитания и обучения напрямую зависит процветание общества. Эту мысль хорошо выразил писатель-фантаст Иван Ефремов в книге «Час быка». Земляне попадают на планету Янг. Властелин ее спрашивает: «Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» Ему ответили: «Это стало возможным потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим».
Обычно прогноз базируется, строится на реальных, объективных фактах жизни и на научно обоснованных идеях, на изучении тенденций развития общества. Так как ребенка воспитывают не только семья, детский сад, школа, но и телевидение, радио, кино, театр и вся окружающая детская, молодежная, взрослая среда, то необходимо подумать над тем, как усилить положительное воспитательное влияние окружения на ребенка и уменьшить отри-цательное. Или, как принято говорить в науке, - необходимо педагогизироватъ среду, т. е. усилить влияние воспитателей, учителей и других специалистов по педагогике на средства массовой информации (телевидение, радио, прессу), родителей, организаторов детского досуга и т. д. Причем это влияние должно осуществляться как в микрорайоне школы или детского сада, по месту жительства детей, так и быть частью государственной политики в области воспитания и обучения.
Поэтому учитель и воспитатель, получившие педагогическое образование, должны знать и уметь организовывать свою работу с детьми, родителями и другими группами на-селения по воспитанию и обучению.
Конечно, работа эта нелегкая, ибо соответствующая государственная политика отсутствует. Воспитателю и даже воспитательному коллективу трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Это и культ денег, и низкопробные фильмы, и другие радио- и телепрограммы,

конкурсы, не требующие ни интеллектуального, ни общекультурного развития детей и подростков.
Конечно, противостоять этому потоку учитель-воспитатель не в состоянии даже в союзе с семьей, общественностью. Необходим государственный контроль над духовной продукцией, предназначенной ребенку. Надо помнить, что ребенок формируется, у него еще не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие отбирать и правильно анализировать всю информацию, которую он получает из разных источников.
Здесь нам снова хочется подчеркнуть значимость деятельности учителя и воспитателя: на них лежит ответственность за формирование системы ценностей с самого раннего возраста - с дошкольного, помогать родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, правильно организовать этот процесс. Ведь только специалист-педагог может ответственно, с позиций педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.
Наука о воспитании
Эта наука воспитания не заменяется тем, что обыкновенно называется школой жизни. Жизнь иногда исправляет человека, помогает ему иногда довос-питаться или даже перевоспитаться, но эта школа большей частью слишком поздняя, да и не всякому посчастливится пройти ее. То же, что собственно называется воспитанием, и своевременно, и не случайно. Наука воспитания не заменяется также и тем, что называется врожденным тактом или что приобретается простым долговременным руководством. Не всегда ощупью, без света науки, можно открыть прямую дорогу к цели, да и не всегда последующая жизнь может загладить недостатки первого воспитания.
Несмотря на это, большая часть людей считают себя вправе быть воспитателями и наставниками юношества, совсем почти не зная педагогики как науки. За то их педагогическая деятельность бывает или бессознательна, т. е. не имеет никакого твердого, точно определенного направления, или же сама в себе несвязна и непоследовательна.
П. Г. Редкий

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление