Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЕРШИНЫ


Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к десяти, ста, тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение, хотя в основе все они имеют в виду одно и то же. Дело здесь, естественно, не в четкости формулировок, а в том, что большинство учителей говорит с позиций собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное и всеобъемлющее, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается как нечто более конкретное и, как правило, включает в себя то, чего чаще всего ему недостает. Значит, понятие мастерство для педагогов-практиков понятие не абсолютное, не конкретное, имеющее свои «четкие границы», но, безусловно, для каждого это определенная педа-гогическая вершина, к которой он стремится.
Мастерство, действительно, образно говоря, можно сравнить с вершиной, к которой каждый педагог идет практически всю свою жизнь. Но оказывается, что эта вершина для некоторых так и остается недостигнутой, а для кого-то оказалась достигнутой лишь на треть, на половину. . . Для одних педагогов она является определенным стимулом в работе, других, напротив, повергает в растерянность своей недостижимостью. Но встречаются и такие воспитатели, которые не стремятся к восхождению на «педагогический Олимп», а воздвигают свою высоту и достигают ее, затем ставят новый для себя рубеж, складывая свою вершину, как пирамиду, из больших и малых успехов, которые для них и являются «строительным материалом». Различны эти вершины. . .
Но различны не только вершины, различен и путь, ведущий к ним. Для кого-то - это широкая дорога, для кого-то - тернистая извилистая тропинка, а для кого-то - бесконечный путь со спусками и взлетами, путь познания и достижения, творчества во имя воспитания и обучения подрастающего поколения, во имя ребенка.
Так какова же высота главной вершины, вершины педагогического мастерства? Вопрос далеко не риторический. Действительно, а есть ли эталон мастерства? Для всех ли он доступен? Или не мы выбираем вершины, а они выбирают нас? Сравнимы ли, наконец, сами вершины?
Редко можно встретить опытного педагога, который бы сказал, что он достиг своей вершины. Дело, видимо, не

в ложной скромности этих людей, а в великой требовательности к себе. Безусловно, есть у каждого педагога-мастера возможность сказать о том, что он достиг вершины. Но, оказывается, для тех, кто творит, любое достижение сегодня должно быть улучшено уже завтра.
У каждого своя вершина, свой путь к ней, хотя измерения ее практически едины: знания, трудолюбие, любовь к детям, творчество, собственная позиция, т. е. «Я», и многое-многое другое. По словам педагогов-мастеров, вершины имеют удивительное свойство отодвигаться, т. е. , проделав определенный путь, обнаруживаешь, что достигнутая цель для тебя уже не предел, что перед тобой уже стоит новая, а значит, снова в путь к той, которую еще предстоит создать или покорить. И кто возьмется подсчитать, сколько их было или будет у каждого учителя, который твердо вступил на «тропу мастерства», т. е. бесконечного движения и совершенства.
На профессиональном пути каждый учитель испытывает сомнения и разочарования, радость побед и отчаяние, когда все хочется бросить, но вместе с тем и великую влюб-ленность в свое дело, большую благодарность тем, кто вручил тебе свою жизнь, кто поверил в тебя и ради которых ты обрекаешь себя на муки творческих побед.
Порой мастерство пытаются рассматривать как синоним опыта. Но как не наступает зрелость у выпускника школы с получением аттестата зрелости, так не покоряются вершины мастерства сединам, даже педагогическим.
Мастерство рождается в сплаве глубоких и прочных знаний, практического опыта педагога и творческого подхода в организации учебно-воспитательного процесса, создании условий для максимального развития личности ребенка.
Педагогическое-мастерство - явление, безусловно, емкое и многогранное. Это, видимо, и объясняет тот факт, что каждый мастер «открывает» свою сторону, свой аспект педагогической деятельности, находя новые формы взаимодействия с воспитанниками и коллегами, раскрывая возможности детей, создавая особый микроклимат в группе, классе, школе, и многое-многое другое, включая самосовершенствование личности самого педагога. А личный пример педагога - это новые увлеченные молодые люди, новые творческие личности.
Нередко, давая высокую оценку профессионального уровня педагога, говорят: «Мастер». Это самая высокая

оценка, самое высокое звание для учителя. И нет такого начинающего и даже зрелого педагога, который не мечтал бы стать мастером. А можно ли им стать, или мастером нужно родиться? Это один из вечных вопросов, на который искали и ищут ответ как студенты, так и начинающие учителя. В старину говорили, что мастерство начинается с секретов, и чем больше их, тем выше мастерство. Такие профессиональные секреты нередко носили семейный характер, передавались только по наследству.
Анализ педагогического опыта показывает, что и у учителей есть такие секреты, которые накапливаются в опыте. Чем опытнее педагог, тем большим количеством секретов-находок он владеет. Значит ли это, что мастерство вырастает из опыта? В определенной степени, конечно, ибо вне практической деятельности нет и самого педагога. Здесь уместно уточнить, что если попытаться вывести формулу педагогического мастерства, то первым его слагаемым станут знания, а затем уже идет опыт. Но как показывает анализ педагогической практики, далеко не каждый опытный педагог является мастером, да и сами секреты - результат не деятельности вообще, а прежде всего творчества. А если это так, то в нашей формуле появляется еще одно слагаемое - творчество. Действительно, творчески работающий учитель никогда не пользуется шаблоном и не передает механически материал, изложенный только в учебнике. Он преподает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к знаниям. Хотя есть и такие учителя, которые аккуратно приходят в школу, дают уроки, но не вникают в жизнь и проблемы своих воспитанников, считая, что главное - это неукоснительная требовательность к ученикам.
В учительскую входит сияющая Татьяна Борисовна и с нескрываемой радостью объявляет:
- Наконец-то мои Кораблев и Николаев получили за контрольную по математике по твердой четверке. Видели бы вы, какую овацию им устроили ребята в классе.
- Не знаю, чему вы радуетесь, просто им удалось, видимо, списать, - тут же резко оборвала ее Галина Владимировна. - У меня сейчас там как раз природоведение. Обязательно их вызову и посмотрю, как они мне будут отвечать. Уж у меня-то они и твердой тройки не получат. . .
Возможно ли такое в школе? Да, к сожалению, бывает и так. Кто-то радуется за своих воспитанников, особенно переживая за трудных и слабых учеников, а кто-то из учи-

телей проявляет «железную хватку», видя в этом главное условие педагогического успеха. Таким педагогам все равно, как учебные знания воспринимаются школьниками, как живут и о чем мечтают их воспитанники, каковы их планы и идеалы и т. п. Так и ходят они в школу, как на любую другую работу, выполняя «от» и «до». Таких учителей метко и образно называют «урокодатели». Они никогда не становятся мастерами. Почему? Да потому, что есть еще одно слагаемое педагогического мастерства -любовь к детям. Именно любовь к детям - тот определяющий компонент, слагаемое, без которого нет и не может быть мастера-педагога.
Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою, кто помог взойти на нее другим!
Счастливого педагогического пути!
Выводы
1. Чем богаче система отношений учителя и воспитателя к различным сторонам жизни, тем ему легче найти контакты с детьми, своими коллегами и родителями.
2. Важнейшими из отношений являются нравственные:
гуманность, демократизм, уважение к людям, любовь к детям, добро и самокритичность.
3. Формирование отношений тесно связано с общением учителя и воспитателя с отдельным ребенком, коллективом детей и педагогов.
4. Отношения и умения общаться лежат в основе адаптации начинающего учителя и воспитателя к педагогической деятельности. Они являются также наряду со знаниями, умениями профессионального характера и общей культурой педагога основным условием приобретения педагогического мастерства. Главный двигатель творческих поисков учителя и воспитателя - любовь к детям.
5. Уважение к ребенку, соединенное с требовательностью, обеспечивает творчески работающему учителю, воспитателю не только высокое качество обучения и воспитания, но и его творческий рост.
Вопросы и задания
1. Назовите, какие отношения являются основными в работе педагога.

2. Докажите, что система нравственных отношений есть основа эффективной деятельности педагога.
3. Покажите на примерах, что нормальное общение между педагогом и детьми, в педагогическом коллективе, с родителями обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
4. Как связаны между собою отношения, общение и совместная деятельность педагога и детей, педагога и детского коллектива?
5. Почему студентам необходима адаптация к педагогической деятельности?
6. Назовите «ступени» роста педагогического мастерства.
7. Есть ли мелочи в педагогической деятельности?
Приложение
Один из вариантов правил, регламентирующих педагогическую деятельность.
ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА
1. Учи интересно, воспитывай у всех учащихся умение и желание учиться.
2. Помни: зажигать сердца других может тот, кто горит сам.
3. Обучай по принципу: «Применение - мать учения». Учи учащихся применять знания, пользоваться знаниями. Это важнейшее условие сознательного учения.
4. Учи проблемно, чтобы развивать мышление учащихся. Помни: мышление начинается с постановки проблемы и направлено на ее разрешение.
5. Развивай активность и самостоятельность ребят. Не делай за них то, что они могут и должны сделать сами. Стремись к тому, чтобы у учащихся было меньше нужды в тебе, но не забывай, что ты им всегда нужен.
6. Развитие человека всегда происходит в активной деятельности. Умей организовать деятельность учащихся и управлять этой деятельностью. Используй в воспитании только те средства, воздействие которых ты сможешь контролировать.
7. Педагогическая цель всегда направлена на изменение личности ребенка. Не подменяй в процессе воспитания педагогическую цель предметной, направленной на выполнение конкретного дела.
8. Предъявляй ученику требования, соответствующие реальному уровню его развития, - только в этом случае ты достигнешь воспитательного результата.
9. Воспитывая любовь к Родине, учи детей жить, трудиться, сам будь в этом примером.
10. Помни, что ты всегда учитель и воспитатель. Обучая, воспитываешь учащихся.
11. Будь во всем образцом и примером. Умей признавать и исправлять свои ошибки. Не забывай, что за тобой всегда следят десятки внимательных глаз.






ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРЕПОДАЮЩЕГО
Все, что увлекает воображение, способствует обучению -факт неоспоримый.
Не давайте никогда вашим питомцам труда обременительного, требующего внимания напряженного.
Испытайте хорошенько силы каждого из них и потом требуйте исполнения по силам. Не утомляйте их предметами, несообразными с их возрастом.
Представляйте им непрестанно перспективу выгод, доставляемых хорошим воспитанием. Приводите им примеры, способные возбудить в них желание подражания.
Никогда не толкуйте о таких предметах, которые еще недоступны понятию ваших питомцев.
Ведите их постепенно от неизвестного к известному. Постепенность нужна всюду, особенно в преподавании.
Давайте полную свободу уму учеников - это условие всякого успеха, но при этом не допустите его обратиться в своевольство.
Остерегайтесь бранить детей за непонятливость, быть может, вы сами тому виною, не заострив внимание ученика или худо объяснив предмет. Можно быть ученым и не уметь учить.
Старайтесь занимать учеников не формами и внешностью, а сущностью вещи. «Как можно менее форм, - сказал Руссо, - но сущности, истины и рассудка. Поступайте с детьми, как со взрослыми, и вскоре они будут так же опытны»
Старайтесь научить вверенных вашему попечению тому общему взгляду на предметы, который сразу все обозревает и соображает. Не упускайте, однако ж, без должного вни-мания и взгляда, глубоко вникающего в подробности. Совершенство двух этих качеств производит гения

При обучении следуйте прогрессивному ходу самой природы ребенка, которая никогда не делает скачков. Преподающие в этом отношении не должны увлекаться желанием некоторых родителей, жаждущих скорее насладиться успехами своих детей.
Чрезмерно ускорять ход обучения - значит вредить собственным их выгодам. Для всего есть свое время: плод слишком ранний или который принудили созреть искусственно никогда не имеет той приятности, свежести и вкуса того, который созрел, будучи предоставлен медленному и незаметному влиянию природы.
А. Ф. Афтонасьев
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ ПРИХОДСКИХ УЧИЛИЩ
1. Главная цель, которую вы должны иметь в отношении поведения учеников, есть приобретение над ними нравственного влияния, в отношении к предметам учения уметь сделать ваше преподавание привлекательным. . .
2. Нравственное влияние. Без нравственного влияния на ученика тщетны на него ваши советы, а равно награды и наказания. И то и другое важно по тому смыслу и понятию, которое о них составляет получающий награду или подвергающийся наказанию.
3. Для приобретения нравственной власти есть три средства: ваш собственный пример, доверенность к вам учеников, их привычка к неограниченному повиновению.
4. На детей преимущественно действуют не слова, которые они редко понимают и по необыкновенному в раннем возрасте недостатку внимания и по слабости развития ума. В классе они больше смотрят на учителя, нежели его слушают, его поступки составляют то, что для них понятнее и что они преимущественно замечают.
. . . б. Учитель, показывающий знаки нетерпения, досады, дающий волю каким-либо страстям, возбуждает их в своих учениках, несмотря на все увещевания его о необходимости терпения и взаимной снисходительности.
В. Ф. Одоевский, 1803-1869

Учебное издание
Батурина Галина Ивановна, Кузина Таисия Федоровна
Введение в педагогическую профессию
Учебное пособие
Для студентов средних педагогических учебных заведений
Редактор Л. И. Хлопова Серийное оформление: В. И. Феногенов Технический редактор Р. Ю. Волкова Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко Корректоры Э. Г. Юрга, В. И. Хомутова
Подписано в печать 21. 05. 98. Формат 84х108/32. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9, 24. Тираж 10 000 экз. Заказ № 217.
ЛР№071190от 11. 07. 95. Издательский центр «Академия».

Тел. /факс (095)474-94-54, (095)475-28-10, (095)305-23-87.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ИПП «Уральский рабочий», 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление