Главная страница =>педагогика=>оглавление

§5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ «МЕЛОЧИ»


«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», гласит народная мудрость. В полном соответствии с ней можно сказать, что плох тот учитель, который не мечтает стать мастером. Но мечта сама по себе еще не решает, не обеспечивает педагогического мастерства. Нужны дела. Ведь мечтают все, а становится мастером далеко не каждый, к сожалению. Чаще всего «спотыкаются» в начале педагогического пути там, где меньше всего ожидают, т. е. на мелочах.
Сложно, не имея должного педагогического опыта, избежать многих ошибок. Может, именно потому, что к ним-то как раз и не готовятся. Разве придет в голову при подготовке к уроку, а тем более к первому, думать о чем-то, кроме того материала, который нужно донести до учащихся.
В класс входит молодая учительница и после приветствия начинает свое знакомство с учащимися.
- Белов, - начинает она, глядя в журнал.
- Волков.
- Жирнов, - продолжает она знакомство.
- Не Жирнов, а Жирнов, - резко обрывает ее ученик.
- Почему ты кричишь?
- А почему вы искажаете мою фамилию? Ударение ставится не на первом слоге, а на втором, - горячо объясняет мальчик.
-Это не принципиально, - после паузы произносит учительница, - лучше бы сидел как следует.
-Для кого не принципиально, а для меня вот принципиально, - вновь вскакивает ученик, - лучше бы читать научилась, - переходит он уже на грубость.
- Ты мне мешаешь вести урок, выйди из класса.
- И не подумаю, - следует ответ Жирнова. - Сама начала, а теперь все на меня сваливает. . .
Мастерство, по мнению опытных учителей, начинается, как это ни странно, с педагогических мелочей.
Все начинается с «мелочей» - и самые большие достижения, и самые большие педагогические промахи. «Чем мы

моложе, тем больше уверены в себе» - подмечено верно и давно. Это в равной мере относится и к молодым педагогам. Нередко они стремятся объяснить свои промахи, списать их на счет самих детей, родителей, школы. И кажется, речь идет действительно о каких-то пустяках. «Подумаешь, отпустила класс с урока пораньше», - говорит молодая учительница на замечание завуча. «Подумаешь, не убрали дежурные класс после уроков», - оправдывается начинающий классный руководитель перед администратором. «Какая мелочь!» - возмущается учительница на замечание директора по поводу того, что удалила с урока трех учеников, которые мешали заниматься уже нескольким классам.
Педагогические «мелочи» имеют одну очень важную тенденцию - перерастать в крупные неприятности, если их не анализировать, не извлекать из них урока.
К разряду таких мелочей неопытные педагоги относят, например, использование учителем замечания учащимся. Тем не менее сущность данного педагогического явления значительно глубже, серьезнее.
Попробуем вместе разобраться в этом. Итак, чтобы избежать явных ошибок на пути к мастерству, учителю необходимо знать условия эффективного использования замечаний в учебно-воспитательном процессе, ведь замечание. . . Здесь уместно вспомнить народную мудрость:
«Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь».
Одним из средств педагогического воздействия является хорошо продуманное, выраженное в тактичной форме замечание учителя. Начинающие не всегда хорошо пред-ставляют себе, в каких случаях нужно его применять. Порой замечание педагога приводит к ненужному обострению отношений, к конфликтной ситуации.
Обратимся к примеру. Всем известно, что после звонка ученик должен сесть за парту, приготовить книги и тетради для занятий. Но, к сожалению, это выполняют не все дети. Вот типичная картина.
Урок уже начался, а двое ребят, стоя у парт, продолжают разговаривать.
- Иванов! - говорит учитель ученику. Тот продолжает разговаривать с товарищем.
- Иванов! - более строго произносит учитель. Ученик не обращает внимания и на этот призыв.
- Иванов! - обращается учитель к ученику в третий раз. Тот опять никак не реагирует. Лишь после четвертого замечания ученик наконец садится за парту.

Нередко за один урок ученик получает до 10 замечаний. На них уходят дорогое время, силы учителя.
Замечания отвлекают от работы других учащихся. А каков их воспитательный результат? Как правило, он незначителен.
Порой в ответ на очередное обращение «Иванов!» ученик переходит на грубость.
И вот ученик удален из класса. Но почему-то на следующий день учитель вновь прибегает к привычному:
«Иванов!», «Петров!», «Сидоров!» Меняются лишь фамилии учащихся, классы, но сам принцип такого импульсивного использования замечаний неизменен. К сожалению, учителя нередко забывают о том, что воспитательный результат любого воздействия во многом зависит от воспитанности учащихся и педагогического мастерства учителя. Он должен не только знать, что требовать, но и уметь требовать.
В педагогической практике применяется два вида замечаний: как требование, предъявляемое педагогом к детям, и как мера наказания.
Замечания первого вида бывают вызваны необходимостью включить школьников в работу, поддержать и закрепить их положительные действия, затормозить ненужные и неправильные. Не всегда в этих случаях нужна категоричная форма требования. Замечание может быть предъявлено и в мягкой форме - благожелательной просьбе, рекомендации.
Урок математики. Учитель знакомит учащихся с возможными вариантами решения задач. Но один ученик все еще не включился в работу. Чтобы переключить его внимание, учитель говорит:
- Коля, пожалуйста, будь внимательным, ведь ты из-за болезни пропустил много уроков.
Замечание как мера наказания применяется к ученикам, нарушающим дисциплину. Оно оказывает воспитательное воздействие лишь в том случае, если ребенок осознает его справедливость. Делая замечание, педагог должен быть уверен в том, что ученик правильно воспримет его и оно даст желаемый результат.
Педагог-мастер не злоупотребляет замечаниями. Его замечания всегда продуманны, тактичны.
Замечание ребенку нужно делать в том случае, если его нельзя избежать. Опытные учителя не торопятся делать ребятам замечания, не приучают к ним класс. Они исполь-

зуют другие приемы, мобилизующие класс: выразительный взгляд, паузу, жест и т. п.
Иногда из-за того, что замечание высказано нечетко, без мотивации, у ребят создается неправильное представление об отношении педагога к ребенку. В результате класс не только не поддерживает требование учителя, а, наоборот, выступает в защиту нарушителя. Нередко на немотивированное требование «Не поднимайте руки так высоко!» дети не реагируют. Но стоит указать «Лена и Сережа, поднимайте руки не так высоко, а то я не вижу, как работают остальные ребята», как в классе возникает атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.
В замечании учителя могут быть отражены предстоящие позитивные изменения в поведении ученика.
-Соколов, я сегодня буду объяснять очень трудный материал. Если ты будешь внимательным, то хорошо напишешь контрольную и не подведешь класс.
Замечание может быть отсроченным. Ученик разговаривает с товарищем, а учитель вроде бы не замечает этого. Но вот мальчик на чем-то сосредоточился, а педагог говорит:
-Ты можешь быть внимательным, сейчас ты работаешь хорошо. Больше не отвлекайся!
Иногда учитель говорит школьнику: «Мое терпение иссякло, после урока пойдем с тобой к директору». Но вот прозвенел звонок, учитель взял журнал и ушел из класса. А у школьников создается впечатление, что учитель не держит своего слова.
Замечание должно порицать поведение ученика, а не его самого. Недопустимы замечания, высказанные в обидной форме. А между тем можно услышать от педагога некорректную фразу:
- Жуков, опять ты не сидишь спокойно; уже на девочек заглядываешься, не рановато ли, да кому ты нужен со своими двойками!
Замечание в такой нетактичной форме может вызвать ответную грубость ребенка, самолюбие которого задето, стать причиной длительного конфликта между учителем и учеником, а то и всем классом.
В детском саду, в начальной школе в качестве замечания лучше использовать мягкие назидания. Например, ученик что-то рисует в тетради, вместо того чтобы читать, как делает весь класс. Учительница говорит:
- Вова, выйди к доске.

Мальчик выходит и ждет, что учительница будет его ругать, а она говорит:
- Посмотри, пожалуйста, кто в классе внимательно читает.
Мальчик внимательно оглядывает ребят и называет фамилии.
-Да, - говорит учительница, - эти дети действительно хорошо работают на уроке. А теперь будьте внимательны все, как они. Я сейчас буду объяснять новый материал и посмотрю, кто будет самым внимательным до конца урока.
Это позволяет педагогу изменить поведение не только одного конкретного ребенка, но и всего класса.
В младших классах учителя, желая призвать к порядку ученика, нередко используют в качестве замечания положительный пример. Но и тут надо не промахнуться.
-Леня, не отвлекайся, посмотри, как хорошо работает Ира, - говорит педагог.
- Подумаешь, Ира. . .
Учительнице бы назвать мальчика, авторитетного для Лени, а тут произошла «осечка».
Опытные учителя часто используют анонимную форму обращения ко всему классу. Например, начался урок, но часть ребят все еще разговаривают.
-Я жду, - привлекает внимание ребят учитель, - когда замолчат все и можно будет начать урок.
Некоторые учителя применяют замечания в форме задания, поручения.
Идет урок во II классе. Педагог объясняет новый материал, а Галя смотрит в окно на птиц, которые начали вить гнездо на березе.
- Галя, когда сегодня пойдешь домой, остановись и понаблюдай за птицами. О том, что увидела, расскажешь нам завтра. А сейчас у тебя на это нет времени.
Эффективно и замечание в форме предупреждения, когда оно предъявлено в мягкой, не оскорбительной форме и даже с добродушной иронией:
- Сегодня хочет отвечать Женя. Он знает, что любителей разговаривать я вызываю первыми. Пожалуйста, иди. Мы тебя послушаем. . .
В каждом конкретном случае учитель должен найти подходящую форму замечания, которая позволит решить ситуацию.
Возьмем лишь одну типичную ситуацию и попробуем просмотреть ее решение различными педагогами.

В класс входит учитель, а там грязно. Один учитель реагирует на это так:
- Иванов, опять грязь развел у своей парты. Убери немедленно.
- Это не я насорил.
- Еще разговаривать вздумал! Убирай весь класс в таком случае, и быстро!
- А почему это я? Кто-то насорил, а мне - убирай. Чуть что, сразу Иванов. Не буду. . .
Второй педагог поступает иначе:
- Иванов, пойди и пригласи классного руководителя или завуча, чтобы посмотрели, в какой грязи я вынуждена начинать урок в этом хваленом классе.
-Да мы только вошли. Это первая смена не убрала класс. Лишь бы придраться. . . Третий педагог поступает так:
- В такой грязи я начинать урок не буду. Иванов, я буду в учительской, когда уберете класс, позови меня. . . Бывает и так:
- Какую грязь развели в классе! Но нам некогда отвлекаться, так что открывайте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. . .
Но есть и такой вариант решения данной ситуации:
- Кто дежурный в классе?
- Мы с Володей.
- Почему в классе грязно?
А как бы вы поступили в этой ситуации?
Никто в жизни не застрахован от ошибок, в том числе и учитель, а начинающий тем более. Но каждая ошибка, особенно педагогическая, довольно дорого стоит как самому педагогу, так и школьнику. Вот почему необходимо делать должные выводы из ошибок, как своих, так и чужих, поэтому следует чаще бывать на уроках и внеклассных мероприятиях других учителей, анализируя их успехи и неудачи, делая должные для себя выводы. Прежде всего ищите хорошее в опыте других, находите то типичное, что характерно для каждого педагога, пытайтесь лучшее переносить в свой опыт.
Приглашайте к себе на уроки. Внимательно прислушивайтесь к замечаниям, принимайте их с благодарностью, умейте признавать свои ошибки и воспринимать замечания без обиды, ведь они сделаны для вашего же блага, исправляйте свои ошибки. Без всего этого не может быть и речи о росте вашего педагогического мастерства.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление