Главная страница =>педагогика=>оглавление

§6. ЦЕЛОСТНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПЛАНИРОВАНИЕ


Воспитание и обучение - два взаимосвязанных процесса, разделить которые можно только в науке. В практике же они существуют в единстве, сложнейшим образом пе-реплетаясь друг с другом. Без обучения нет воспитания, а без воспитания нет и обучения. Поэтому в педагогике говорят о целостном учебно-воспитательном процессе. Но чтобы получить высокий результат, высокое качество обучения и воспитания, или, другими словами, высокий уровень образования всех граждан общества и особенно нового растущего поколения, необходимо учитывать также воспитательные возможности общества. Они реализуются при помощи самых различных средств: телевидения, радиовещания, прессы, литературы, искусства. В воспитании принимают участие семья, учреждения дополнительного образования, центры развития творчества детей и молодежи, летние спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха, воспитательные центры по месту жительства детей и др. Это уже социальная система воспитания, которая также должна «работать» на достижение целей обучения и воспитания, на выполнение социального заказа. Результатом ее функционирования должен быть высокообразованный человек, человек - специалист в той или иной области (производстве, управлении, торговле, культуре, педагогике, медицине и др. ); человек - носитель общечеловеческих ценностей (гуманности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, эстетических идеалов, добра и любви к миру);
человек - носитель традиций и культуры своего народа, достижений мировой цивилизации; человек - добрый, ра-
107
чительный и заботливый хозяин в своем доме-планете, человек как самая высокая ценность на Земле. «Люди, люди - это самое главное, - писал Ф. М. Достоевский. - Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь, потому что они не продаются и не покупаются, а только долгими веками выделываются. . . Человек идеи и науки. . . человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнию нации, вековым многострадаль-ным трудом ее». Думается, что мысль Ф. М. Достоевского ясна: общество веками выращивает своего человека, воспитывает его, а значит, и относиться должно к нему, как к собственному ребенку. У человека же возникают определенные обязанности перед родительским обществом - его надо защищать, развивать, совершенствовать своим трудом и добрыми делами. Но оно в первую очередь ответственно за воспитание и развитие своего человека. А для этого общество выдвигает цели обучения и воспитания и создает средства их достижения. И эта система учреждений, обучения и воспитания должна быть целостной, чтобы не упустить ни одного аспекта, не допустить ни одного пробела в образовании человека, в воспитании полноценной личности, удовлетворяющей всем тем требованиям и характеристикам, которые сформулированы выше. Основой, фундаментом целостности и являются цели обучения и воспитания - цели образования. Эта мысль и будет раскрыта на примере целостности учебно-воспитательного процесса в школе и детском саду.
Для того чтобы понять, как «работают» цели образования в целостном учебно-воспитательном процессе, попытаемся уяснить взаимосвязи между знаниями, деятельностями, методами усвоения этих знаний и превращением их в систему норм, правил поведения, деятельности, общения, в оценочные умения, являющиеся исходным пунктом формирования ценностных ориентации личности. Учителю и воспитателю необходимо это знать для рационального построения учебно-воспитательного процесса, для его планирования. Поэтому мы совершим небольшую экскурсию в науковедение, т. е. в науку о науке. Наука выделяет три типа научных знаний: факты, классифицирующие (систематизирующие) понятия и теории.
Факты - это конкретные знания о предметах, явлениях и процессах окружающего нас мира. Например, береза, сосна, медведь, щука, дождь, гроза, кипение воды, нагревание земли и воздуха солнцем, рост живого организма
108
(растения, животного, человека) и др. Другими словами, факт - это конкретное знание о конкретном окружении человека. Это то, с чем начал знакомиться первобытный человек, что он мог наблюдать и описывать, вначале устно, а потом в виде рисунков и знаков-символов. Дети также первоначально знакомятся с окружающим миром, наблюдая конкретные предметы, явления, процессы, слушая рассказы и объяснения взрослых, рассматривая картинки, диафильмы, смотря передачи и кинофильмы по телевизору.
Постепенно количество фактов росло и человек увидел, что можно объединить их в группы по общим признакам. Начался процесс систематизации (классификации) фактов. Появляются первые понятия: дерево, трава, цветок, животное, растение, треугольник, квадрат, буква, звук, явления природы, развитие живых организмов и др. Теперь, увидев березу, можно спросить: «Что это?» И ответить:
«Дерево, так как имеется главный признак - древесный ствол». Поэтому к деревьям можно отнести и маленькие деревца - комнатные растения, бруснику, голубику и даже клюкву. Или, показав детям изображенного на картинке медведя, живую домашнюю кошку Мурку, можно их спросить: «Кто это?» - «Это животное. Оно живое, покрыто шерстью, оно хищное животное, так как питается другими животными; медведь - дикое животное, так как живет в лесу; кошка - домашнее, живет у человека дома».
Таким образом, на этом уровне осуществляется распределение предметов, явлений и процессов реального мира по группам-понятиям, классам. Поэтому этот процесс и называется классификацией или систематизацией. Человек начинает мыслить понятиями. Такому обобщению, переходу от конкретных, единичных предметов, явлений и процессов к общим и необходимо учить ребенка, начиная с детского сада и начальной школы.
А затем перед ребенком (как и перед взрослым человеком) встает вопрос «Почему?», появляется необходимость объяснить мир. Это уже новое качество знаний. А для ребенка открывается новый мир - мир объяснений: «Почему весной тает снег? Почему заяц летом серый, а зимой - белый? Почему вдруг деревья покрылись маленькими зелеными листочками? Почему светит электролампочка? Почему алюминиевую проволоку можно легко согнуть, а стальную - нет?» И много-много других «почему?» Ребенок с помощью учителей, воспитателей, родителей ищет ответы на эти и другие вопросы и постепенно у него формируют-
109
ся основы теоретического, или творческого, мышления. Он уже не отвечает на вопрос «Почему тает снег?», что пришла весна, а пытается связать это явление с теплом, даваемым солнцем.
Как видно из вышесказанного, каждый тип знаний связан с вполне определенным видом умственной деятельности: факт - с описанием, понятие - с классификацией, разделением предметов, явлений, процессов окружающего мира по группам (классам) на основе имеющихся, общих для данного класса признаков, простейшие теоретические представления - с объяснением, с установлением связей между явлениями и процессами окружающего мира: причинно-следственных, временных, пространственных. Эти связи можно выразить схематически.
Факты => описания
Понятия ==> классификация, вопрос «Что или кто это?» Теоретические обобщения => объяснение, установление связей между явлениями и процессами в мире.
Эти связи между типами знаний и видами умственной деятельности позволяют достаточно точно определить цели обучения на каждом уроке, по теме, разделу, а также методы и приемы организации учебной деятельности.
Разумеется, в детском саду и начальной школе дается много фактического материала, который ребенок должен запомнить и воспроизвести или устно, или нарисовать предмет, найти его среди других предметов.
Например, учителю надо познакомить учащихся с некоторыми деревьями, цветами, кустарниками местности, где находится школа. Он ставит цель урока: научить детей узнавать березу. Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, т. е. такой, при котором учитель объясняет, описывает предмет и иллюстрирует свой рассказ демонстрацией наглядных пособий или реальных объектов в природе. (Приемы обучения могут быть самые различные:
рассказ учителя, рассматривание картин с изображением берез, изучение березы в природе. ) Но самое главное, педагог должен помнить, что усвоение новых фактов детьми никак не связано с их предыдущим опытом. Единственный вариант использования имеющегося опыта детей - это ранее полученное знание об изучаемом предмете, явлении, процессе. Если же этих знаний у детей нет, педагог дает им их в готовом виде - описывает, показывает березу, обращает внимание на отличие ее от других деревьев. Дети

запоминают материал и при проверке его усвоения должны воспроизвести его.
Особенно широко применяется деятельность по образцу на уроках письма, при выработке привычек по использованию простых правил поведения и общения: как вести себя за столом во время еды, в транспорте, в театре; как поблагодарить товарища за оказанную услугу, как обратиться с просьбой и др. Во всех этих случаях ребенок воспроизводит то, чему его научили. Таким образом, мы имеем уже цепочку связей:
Факт => описание => объяснительно-иллюстративный метод обучения => воспроизведение знаний о факте учащимся (деятельность по образцу).
Если учитель ставит цель - сформировать у учащихся понятие, то он должен дать учащимся определение изучаемого понятия, используя большое количество конкретных фактов-примеров.
Например, цель темы: «Изучение имени существительного». Здесь уже недостаточно того, чтобы ребенок знал значение имени существительного и вопросы, на которые оно отвечает. (Определение понятия. ) Он должен уметь им пользоваться. И здесь уже возможны различные уровни усвоения, знаний понятий: 1) уровень воспроизведения понятия «имя существительное», подтвержденное примерами;
2) уровень умений действовать самостоятельно в знакомых ситуациях, таких, которые использовал ранее для обучения учитель: найти и выписать в тетрадь имена существитель-ные из списка слов; 3) уровень умений самостоятельно действовать в незнакомых ситуациях, которые не использовались ранее: выписать все существительные в тетрадь из списка слов, при этом в список можно включить не только существительные, обозначающие предмет, но и слова типа бег, еда, сон, танец, белизна, т. е. дать детям творческую работу, в которой он самостоятельно получит новые знания о существительном. Или можно предложить связный текст, в котором будут кроме существительных в именительном падеже и существительные в других падежах. Это уже проблемная ситуация для ребенка.
Названные возможные уровни усвоения понятий требуют использования различных методов обучения. Если учитель ограничивается только целью научить детей вос-производить материал, имеющийся в учебнике (рассказ об исторических событиях, определения понятий из различ-
111
ных предметов: понятия рельефа местности, геометрических фигур, грамматических понятий и др. ), то он может использовать объяснительно-иллюстративный метод. Это обязательный этап в формировании понятий: учащийся должен усвоить признаки понятия. Если этого нет, то дальнейшая работа с понятием затруднительна и понятие не может быть усвоено.
Учитель ставит следующую цель: научить детей применять понятие, сформировать умения пользоваться знаниями в различных ситуациях. Для этого он выбирает частично-поисковый метод. Как было показано на изучении имени существительного, учитель, прежде чем дать учащимся самостоятельное задание выбрать имена существительные из списка слов, предложений, учит детей тому, как это делать: найдите слова, обозначающие предмет, выпишете их, к оставшимся словах будем ставить вопросы: «кто?» или «что?». Выписываем и эти слова. И т. д.
И только третий уровень предполагает возможность организации самостоятельной работы детей при минимальной помощи учителя. Здесь учитель использует организацию поисковой деятельности детей и проблемное обучение.
Связи между целями изучения понятия, методами и способами проверки усвоения образуют отличную от фактов цепочку.
Уровни усвоения

Методы работы
Способы выявления уровня усвоения

Объяснительно-иллюстративный
Воспроизведение сущности понятия и подтверждение примерами

Частично-поисковый
Знакомые для детей ситуации

Поисковый и решение проблемных ситуаций
Незнакомые и проблемные ситуации



Аналогичный механизм связи целей, уровней усвоения знаний методов обучения и способов выявления результатов обучения, уровней усвоения действует и для умений объяснять явления и процессы в мире, устанавливать связи между ними. Те же три уровня усвоения, те же три группы методов, те же способы выявления результатов.
Учитель всегда должен помнить, что ребенку нужно не только дать знания, но и научить его, как ими пользоваться самостоятельно. И только после этого допускать его к самостоятельному поиску, к решению проблемных задач. В противном случае, столкнувшись несколько раз с непосильными для себя задачами, ребенок потеряет веру в свои силы, а потом и интерес к учению.
Учитель всегда точно должен знать, какого уровня усвоения учебного материала достигли отдельные его ученики и в соответствии с этим планировать свою деятельность.
Интересно, что по таким же ступенькам (воспроизведение, деятельность в знакомых ситуациях, самостоятельное решение проблемных ситуаций) осуществляется усвоение нравственных норм и правил, правил общения, содержания мировоззрения, общечеловеческих и национальных ценностей и других категорий воспитания. Воспитанник должен усвоить это содержание, научиться пользоваться этими нормами и правилами в самых различных ситуациях, научиться объяснять, почему надо поступать так, а не иначе. Начинается формирование его ценностного нормативного сознания. В воспитании - это первый этап, это то, что может сделать школа. А параллельно идет другой процесс - ребенок участвует в самых различных видах коллективной деятельности, специально организуемой школой, детским садом, другими учебно-воспитательными учреждениями, по месту жительства и т. д. Здесь его знания и учения проходят своеобразный экзамен: если они хорошо усвоены ребенком, он убежден в их правильности, то экзамен будет выдержан. Если знания норм, правил, ценностей формальны, то ребенок попадает в тяжелую ситуацию и в его воспитании, конечно, будут серьезные недостатки. Поэтому нельзя пренебрегать воспитанием через обучение и обучением в процессе воспитания.
Целостный учебно-воспитательный процесс как единство целей, средств и результатов обучения и воспитания и как основу планирования педагогической деятельности можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1
Взаимосвязь типов знаний, уровней возможного усвоения знаний, целей, методов и результатов
№ п/п
Тип знания
Виды деятельности, связанные с применением знания
Уровни взаимного усвоения знаний учащимися
Планируемые цели
Используемые методы и формы организации деятельности
Методы выявления результатов обучения и воспитания
При-меча-ния

1
Факт, явление
Описание
Репродуктивный, деятельность по образцу
Например, познакомить учащихся с процессом ки-пения воды
Объяснительно-иллюстратив-ный метод
Воспроизве-дение материала, деятельности этапа


2
Понятие(ответ на вопрос «Что это?»)
Классификация объектов


Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Организация поисковой деятельности учащихся и проблемное обучение
Воспроизве-дение Знакомые для детей ситуации для выработки умений Проблемные задания


3
Элементы теоретического знания (ответы на вопросы «Почему?», «В какой связи?»)
Объяснение явлений, уста-новление при-чинно-следст-венных, вре-менных и про-странственных связей
Те же три уровня усвоения, что и в п. 2
Та же структура методов
Те же методы и организационные формы
Те же методы


4
Нормы и правила поведения, деятельности и общения
Описание, объяснение, сравнение, оценки
Те же три уровня усвоения
Та же структура методов
Те же методы и организационные формы
Те же методы


5
Различные воспита-тельные деятельности: труд, учеба, игра, праздники и т. д.
Коллективная деятельность
Применение норм и правил поведения, общения и деятельности в реальных условиях
Всестороннее развитие лич-ности
Самостоятельная деятель-ность детей
Наблюдения, анкетирование, творческие работы детей, их оценки результатов деятельности



Типы знаний, связанные с ними деятельности, методы и приемы обучения помогают учителю и воспитателю планировать свою деятельность. Разумеется, формы планов могут быть самыми различными, но планирование учебно-воспитательной работы обязательно, так как планирование помогает педагогу:
- четко представить те «ступеньки» увеличивающихся знаний, умений, изменяющихся отношений ребенка к миру, к другим людям, самому себе, по которым его надо провести, чтобы сделать, создать настоящего человека, нового члена общества;
-управлять учебно-воспитательным процессом, который формирует личность ребенка, корректировать свою деятельность и деятельность детей путем совершенствования содержания, методов и форм организации обучения и воспитания, если на каком-то этапе (отдельном уроке, воспитательном мероприятии, завершении изучаемой темы, четверти, учебного года и т. д. ) не достигаются поставленные цели;
- увидеть перспективу развития педагогического процесса, усложнения знаний, умений и изменений в отношениях ребенка к миру, другим людям, к себе самому, ценностных ориентации и других качеств его личности.
В предлагаемой таблице в основу планирования положены конкретные цели обучения и воспитания (цели образования), поэтому такое планирование называется целевым.
Прежде чем начинать планировать учебно-воспитательную деятельность, надо смотреть программы по всем предметам того класса, где вы будете работать в данном учебном году, выделив в них знания и умения, которые должны быть у учащихся к концу года. Именно они определят цели обучения тому или иному предмету.
Несмотря на то что в программе определены конкретные цели обучения на каждый год, по каждому учебному предмету, планирование собственной учебно-воспитательной работы необходимо. Объясняется это следующими причинами:
-в программах дается примерное количество часов на изучение каждой темы предмета, учитель по своему усмотрению может изменять время, отводимое на тему, раздел и даже предмет, может менять порядок изучения;
- учебно-воспитательный процесс в школах, расположенных в различных регионах Российской Федерации (в городе, селе, на севере, юге), отличается содержанием местного материала, которым пользуется учитель в своей

работе, национальными и региональными особенностями данной местности и др. ;
- состав учащихся каждого класса неодинаков по уровню подготовки к усвоению программного материала, по индивидуальным интересам, склонностям, воспитанности детей.
Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду, например, должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции. Везде есть свои традиционные праздники, т. е. свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада - свои. Начиная планировать учебно-воспитательную деятельность детского сада, следует отобрать наиболее характерные для данного региона праздники, т. е. создать свой праздничный календарь. В нем должны быть выделены праздники общие для детского сада и групповые. Отобранные праздники и составят содержательную основу, т. е. базу планирования работы на идеях народной педагогики.
Формы планов могут быть различными (по дням недели, направлениям, видам деятельности и др. ), однако все они должны строиться с учетом следующих принципов:
- изучение местных условий, особенностей и воспитательных возможностей (семьи и детей, возможностей родителей по оказанию помощи детскому саду и необходимости оказания педагогической помощи родителям);
- четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период;
- отбор учебно-воспитательной деятельности из Программы в соответствии с поставленными целями и воспитательными задачами (отобранное содержание должно быть систематизировано по каждому виду деятельности и представлять перспективу развития личности ребенка данного возрастного периода на весь срок пребывания его в детском саду);
- организация совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей (не эпизодические встречи на праздниках или приеме детей, а система взаимной помощи);
- изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Определив цели и воспитательные задачи для детского сада в целом и для отдельных возрастных групп, даже для

отдельных детей, необходимо выстроить учебно-воспитательную систему на основе празднично-игровой культуры. Ибо любой праздник фактически интегрирует в своем содержании самые разные виды деятельности детей, направленные на формирование учебных знаний, нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.
Основу могут составить четыре праздника, например Встреча новичков (сентябрь). Новый год (декабрь) с колядками, Масленица (весна). Прощание с выпускниками (май).
На первый взгляд в этом перечне действительно народным праздником является только Масленица. Однако при организации любого праздника можно и нужно использовать народные традиции, характерные для соответствующего периода. Например, встречу новичков можно соотнести со Спасовками: созреванием и первым сбором плодов. В этом случае на празднике встречи новичков для малышей накрывают фруктовые столы. Дети старшей и средней групп готовят соответствующие рисунки и аппликации, малышам дарят яблоки, ставят сценки из сказок, где фигурируют эти плоды (молодильные яблоки, золотое яблочко, яблонька, защитившая девочку от погони, наливное яблочко и т. п. ).
Новый год можно связать с колядками, т. е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланием им здоровья и счастья. Дети вместе с воспитателем могут приготовить и посвятить этот праздник родителям, дедушкам и бабушкам, подготовить для них подарки, разучить колядочные прославления с благодарностью к своим родителям за любовь и ласку.
Выпускной праздник в зависимости от даты может быть приурочен к Красной горке, Вознесению или Троице. Все эти праздники связаны с цветами, обычаями встречи лета.
Дети могут быть одеты в костюмы цветов с веночками на головах. Можно разучить к этому празднику вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». По-мещение, в котором будет проходить праздник, следует убрать цветами, ветками берез, украсить рисунками на темы «Лето», «Природа», «Праздник» и т. п.
В зависимости от региональных особенностей любой праздник может быть заменен другим, специфическим для данного региона. Запланировав праздники, воспитатель

может выбрать из Программы воспитания содержание учебно-воспитательной деятельности для их подготовки.
Для примера рассмотрим один из вариантов возможного планирования учебно-воспитательной деятельности на основе празднично-игровой культуры.
I. Анализ воспитательных возможностей среды
Коллектив воспитателей выявляет наиболее распространенные народные праздники и традиции, имеющие место в регионе. Например, в районе традиционными являются Масленица, праздник Фрола и Лавра, совпадающий с началом учебного года, или такие праздники, как Троица, Спасовки, Наум-Грамотник и т. д.
Из множества праздников, характерных для данного региона, отбираются три-четыре и включаются в план.
Затем анализируется производственная сфера, в которой находится детский сад. Вполне возможно, что у трудового коллектива, являющегося попечителем детского сада, есть и свои традиционные праздники, которые могут быть вписаны в праздничный календарь детского сада (день рождения предприятия или города, праздники, посвященные их выдающимся деятелям, и т. д. ).
Изучаются семьи детей. Они классифицируются по нескольким признакам: семьи, которые нуждаются в педагогической помощи; семьи, способные поделиться воспита-тельным опытом; родители, которые могут оказать помощь детскому саду в организации различных видов деятельности (музыкальной, оформительской, творческой, трудовой и др. ).
Должны быть учтены и природные особенности окружения детского сада (наличие леса, реки, степи или тундры, заповедника и др. ) и, наконец, следует помнить о памятниках культуры и культурных учреждениях (театрах, музеях, выставках).
Так определяются пути и методы использования окружающей среды для решения учебно-воспитательных задач.
П. Цели и воспитательные задачи
Они могут быть сформулированы следующим образом:
- знание норм общения (со старшими, сверстниками, родителями и др. );
- знание норм поведения («что такое хорошо и что такое плохо»: помощь младшим и пожилым людям, родителям; правила хорошего тона - как себя вести в общественных местах, на улице, в транспорте, за столом и т. д. );

-знание нравственных норм (говорить правду, быть вежливыми и др. );
- оценочные нормы и правила, правила-запреты и др. ;
- знание народных песен, плясок, сказок, игр, пословиц И ДР. ;
- знание о профессиях, видах и средствах труда, его результатах;
- знание о народных ремеслах края и народных традициях, обрядах, о национально-региональных особенностях;
- знания, определенные учебными программами для детского сада.
В плане в качестве общих целей выделяются также различные умения:
- умение соблюдать в повседневной жизни все перечисленные выше нормы и правила общения, поведения, деятельности;
- умение применять различные виды знаний в незнакомых ситуациях;
-самостоятельно оценивать собственные поступки и дела, оценивать их и у других детей;
- проявлять уважение к людям, любить природу и животных;
-помогать слабому, заботиться о родителях и помогать им;
- уметь рассказать сказку и спеть колыбельную песню младшему, нарисовать простой рисунок, сделать игрушку;
- приносить радость другим;
- уметь приготовить подарок.
На основе сформулированных общих целей каждый педагог должен определить воспитательные задачи для своей возрастной группы. Для младших - это ознакомление с простейшими нравственными нормами в конкретных поведенческих ситуациях, на примерах из сказок, песен, стихов (говори правду, не обижай других, не капризничай, живи дружно, люби родителей, братишек и сестренок, бабушек и дедушек, будь аккуратным: не пачкай одежду^ правильно мой лицо и руки и т. п. ).
Каждый праздник должен быть расписан по содержанию и форме проведения. Необходимо по возможности подчинить этой подготовке учебные и воспитательные задачи. Тогда праздник станет своеобразным смотром достижений в труде, учебе, других видах деятельности (песенно-музыкальных, изобразительных, физкультурно-оздоровительных и др. ).

План не должен быть громоздким. Он может выглядеть примерно следующим образом.
Название праздника, краткое его описание, срок проведения
Содержание деятельности по группам
Ответ-ственный
Вы-полне-ние

1. Прием новичков (сентябрь). Краткое содержание праздника. Этапы подготовки и общие задачи на каждом из них




2. Новый год и колядки (декабрь). Расписывается содержание




3. Масленица (февраль-март). Праздник проводится на улице под русскую музыку: - встреча гостей (родителей, почетных гостей, бывших воспитанников, попечителей и др. ). Встречают гостей дети старшей группы в костюмах матушки-Зимы и ее свиты: снежинок, ветра, метели и др. - дети и гости зовут Масленицу зазывалками. Она при-езжает на санках, запряженных лошадьми; - игры на воздухе, соревнования (санки, лыжи, снежки, лепка снеговиков). Награждение победителей; - приглашение в помещение «на блины». Осмотр выставок детских рисунков, лепки и т. д. ; конкурсы песни, танца, знатоков пословиц, загадок и т. д. Награждение победителей; - обед с блинами; - сжигание Масленицы, игры на воздухе, хороводы, проводы гостей, вручение им сувениров, сделанных руками детей
Старшая группа готовит чучело Масленицы и «тройку лошадей», оформляет выставку рисунков к Масленице, отбирает сувениры для гостей, принимает участие в конкурсах, играх, соревнованиях: - дети узнают, что такое Масленица, как встречают этот праздник, разучивают песни, зазывалки и стихи о зиме, весне, рисуют и лепят снеговиков, делают аппликации чучела Масленицы; - разучивают игры и хороводы на воздухе, игры в снежки; - читают с родителями сказки, разучивают стихи, песенки, рисуют, готовят поделки




(Наиболее подробно здесь представлено планирование праздника Масленица. )

Дорогие будущие воспитатели и учителя! Не пренебрегайте планированием своей деятельности, ибо это поможет вам глубже войти в свою профессию, быстрее овладеть педагогическим мастерством.
Выводы
1. Обучение и воспитание, будучи социально обусловленными целенаправленными процессами, представляют процесс, в котором есть два активных взаимодействующих субъекта:учитель - воспитатель и ученик - воспитанник.
2. Обучение и воспитание - два взаимосвязанных процесса, которые практически невозможно разделить. Они образуют целостный учебно-воспитательный процесс, ос-новой, стержнем которого являются цели.
3. Обучение является ведущим средством воспитания, воспитание не выполняет функцию условия успешного обучения. В этом и заключена сущность воспитывающего образования.
4. Обучение и воспитание в детском саду и школе строятся на совокупности принципов - основополагающих идей, определяющих эффективное функционирование учебно-воспитательной системы.
5. Содержание обучения и воспитания, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса (средства обучения и воспитания детей) определяются целями, они должны быть адекватны целям. Только в этом случае возможны высокое качество и эффективность педагогической деятельности.
6. Имея много общего - общий механизм формирования знаний, норм и правил поведения и общения, - эти процессы имеют существенное различие: обучение может быть индивидуальным, воспитание же всегда предполагает наличие группы, коллектива, общности людей, ибо нравственные, эстетические и другие нормы, общечеловеческие и национальные ценности есть средства, выработанные различными общностями для регулирования поведения, деятельности и взаимоотношений своих членов.
7. Планирование учебно-воспитательного процесса педагогов - одно из основных условий эффективности обучения и воспитания детей.
Вопросы и задания
. Что такое процесс обучения? 2. Как вы понимаете активность ребенка в процессе обучения?

3. Объясните, как связаны между собой цели обучения, средства их достижения с результатами, успехами детей.
4. Что вы понимаете под средствами обучения?
5. Что такое воспитание?
6. Как связаны между собой обучение и воспитание?
7. Что вы вкладываете в понятие «воспитывающее образование»?
8. Что такое принципы, методы и приемы обучения и воспитания?
9. Как вы понимаете целостность учебно-воспитательного процесса?
10. Докажите необходимость планирования педагогического
процесса.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление