Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 5. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ.


ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Воспитание, являясь важнейшей частью становления человека как личности, как носителя культуры и духовности общества, обязательно, как было указано в главе I, подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей. Он не может быть Робинзоном, живущим на необитаемом острове! Но Робинзону достаточно было знаний, чтобы «строить» свою жизнь, возразите вы. Да, человеку, если он один, достаточно знаний о законах природы. Он может ими пользоваться для благоустройства своей собственной жизни. Но человек не один, он живет в обществе других людей, он живет в коллективе, группе, семье. Именно они диктуют ему нормы и правила поведения, общения, отношений с другими людьми. Понятно, что сразу же возникает вопрос: «А где же тогда свобода личности?» Личность свободна, но это не значит, что ее поведение, ее поступки идут в противоречие с требованиями общества, коллектива, группы, семьи. Существуют веками

проверенные, выверенные нормы общения, нормы отношения людей друг к другу. Это те заповеди, которые сконцентрированы в религиях: народные заповеди-запреты, заповеди-благопожелания, заповеди-нормы поведения и взаимоотношений между людьми. И как бы мы ни говорили, что человек свободен, он не может быть вне коллектива, вне группы, вне семьи, вне общества. Он должен это осознать и только тогда он станет свободным, ибо сам может выбирать, какими способами ему творить добро, как противостоять злу, как любить ближнего своего, как уважать достойного врага и как жалеть человека, приносящего зло другим людям. Если с научными знаниями, которые человек получает в процессе обучения, он может остаться один на один, то с нормами поведения, отношений с другими людьми, правилам общения так не бывает. Это есть жизнь человека в среде других людей. Для него это нормативы поведения и деятельности. Именно этим отличаются друг от друга важнейшие категории педагогики: обучение и воспитание. Обучение может быть вне коллектива, вне группы, оно может быть индивидуальным. Воспитание же всегда предполагает жизнь человека в группе, в коллективе, во взаимодействии с другими людьми.
5. 1. Содержание воспитания
Общие цели воспитания определяют содержание и всю воспитательную деятельность семьи, детского сада, школы и всех других учебно-воспитательных социальных инсти-тутов (учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, искусства, литературы).
Основу содержания воспитания составляют следующие компоненты.
1. Совокупность простых нравственных норм и правил поведения человека, его общения с другими людьми. Это нормы и правила, исторически сложившиеся у каждого народа, нации, этноса на основе традиций, географических условий проживания, взаимодействия с соседними народами, религиозных верований. Эти нормы и правила зафиксированы в различных заповедях, поучениях, пословицах, сказках, детских песенках, в устных изречениях, передающихся от поколения к поколению. Постепенно совершенствуясь по содержанию и форме, они дошли до наших дней в виде четких, кратких и конкретных правил
90
поведения и общения. В них особенно ярко проявляются национально-региональный колорит, национально-региональная специфика, своеобразие, налагающиеся на обще-человеческие нравственные нормы.
2. Система общечеловеческих ценностей, базирующаяся на фундаментальных представлениях о добре и зле. Это прежде всего гуманизм, уважение к другим и себе, любовь в самом широком понимании этого слова, бережное отношение к природе, ко всему живому; понимание того, что самую большую ценность на земле представляет человек, его жизнь. Во все времена в качестве особой ценности провозглашалось образование как ведущий фактор духовного, культурного и социально-экономического развития общества, человека в целом.
3. Система нравственных принципов и норм, существующих в обществе и определяющих основные направления воспитания всех его членов. Такими принципами могут быть: «Человек человеку - друг, товарищ и брат» или «Человек человеку - волк». Исходя из них, выстраиваются в обществе две диаметрально противоположные системы
нравственных норм и правил.
4. Совокупность норм и правил поведения и общения в конкретных коллективах, группах, семьях и др. , т. е. в тех сообществах, где протекает жизнь ребенка. В каждом детском объединении, даже создаваемом самими детьми, обязательно есть этот свод правил, регулирующих поведение и взаимоотношения его членов. Подобные правила особенно важны для воспитания, так как они неформальны, интересны, разрабатываются самими детьми или при их активном участии, вносят игровой элемент в совместную деятельность и общение.
Нравственность человека, а отсюда и нравственность воспитания - основные условия развития личности. Именно с ознакомления с простейшими правилами поведения и общения начинается целенаправленное воспитание ребенка в семье, детском саду и начальной школе.
Параллельно с этим процессом родители, воспитатели и учителя вводят ребенка в мир знаний о природе, человеке, родном крае, малой Родине, обществе и мире в целом.
Знания, получаемые ребенком в семье и детском саду, конечно, не могут быть названы научными. Это результаты первоначального знакомства с окружающими предметами, природой, примерами поведения и общения. Они есть знания-подражания. Но уже в детском саду возможны и

более сложные знания: здесь учат детей находить простейшие связи между явлениями, слушать и рассказывать сказки, оценивать поступки их героев, наблюдать за суточными и природными изменениями в природе и др. Воспитатели же, занимаясь с детьми, всегда должны помнить, что знания и умения, которые усваиваются малышами, должны развивать и воспитывать их.
В школе же на первое место в жизни детей выходит обучение - систематическое, обязательное, требующее значительных усилий. Знания, являющиеся компонентом со-держания обучения, входят в качестве основного компонента и в содержание воспитания, и нельзя допускать ситуации, когда ученика надо переучивать. По мере его продвижения по школьным программам знания могут только расширяться, обобщаться, включаться в теоретические системы. В противном случае нарушается целостность учебно-воспитательного процесса.
Знания являются основным средством умственного развития ребенка, формирования у него творческого мышления, познавательных интересов, развития способностей.
Только через знания дети начинают понимать окружающий мир, взаимосвязи между явлениями и предметами, роль и место человека в этом мире, связи и взаимодействия людей с природой, единство мира и др. А это и есть начало формирования у них основ мировоззрения.
Через обучение дети получают начальные, но систематические знания о содержании, нравственных, эстетических, поведенческих норм; ценностей, обычаев, традиций;
основ знаний по искусству, литературе и т. д. Перечисленные знания приобщают детей к культуре, к духовным ценностям и служат фундаментом формирования всех социально значимых качеств личности.
Трудовое обучение, труд по самообслуживанию, шефская деятельность по оказанию помощи младшим, старикам и т. п. являются средством воспитания трудолюбия, инициа-тивы, творчества, ответственного отношения к делу.
Все сказанное относится ко всем учебным предметам, изучаемым в начальной школе.
Но есть в программе предметы, которые имеют очень высокий воспитательный потенциал. Это литературное чтение, внеклассное чтение, математика с акцентом на развитие познавательных способностей учащихся (параллельная программа), ознакомление с окружающим миром;
факультативные курсы: «Экология для младших школьни-

ков» и «Введение в народоведение». В них как раз и раскрывается содержание различных аспектов воспитания:
выработки системы отношений к природе, истории и культуре своего народа; умений общаться как средства жизни и труда в коллективе, развития эстетических отношений к миру, представлений о его закономерностях.
Таково содержание воспитания, позволяющее воспитателю и учителю эффективно организовывать педагогический процесс в соответствии с целями образования.
5. 2. Принципы воспитания
Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, к его содержанию, организации и методам. В них отмечается ведущее направление воспитательной деятельности, характеризуется особый стиль воспитания, помогающий творчески подойти к воспитательному процессу.
Комплексный подход к воспитанию требует целостности, согласования всех влияний на личность. Он предполагает единство цели, задач и всех направлений воспитания.
Сердцевина комплексного подхода, его существо - это единство умственного, трудового и нравственного воспитания. Лишь такое единство создает прочную основу для гражданского и нравственного становления личности.
Комплексный подход призван обеспечить целостность воспитательного процесса, направленного на всестороннее, гармоническое развитие личности. Это один из мето-дологических принципов, в котором находит выражение всеобщая связь явлений. Поэтому комплексный подход предполагает единство и взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимоподчинение основных задач и направлений воспитания. Так, в процессе умственного воспитания одновременно осуществляются многие задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания.
В ряде случаев приходится акцентировать внимание на одном из видов воспитания. Однако это не означает отрицания, недооценки других видов или направлений воспи-тательной деятельности. Все они тесно связаны и не заменяют, а дополняют и обогащают друг друга.
Связь воспитания с жизнью требует широкого ознакомления воспитанников с жизнью нашего общества и активного участия в ее преобразовании.

Пути и формы ознакомления с жизнью разнообразны. Можно знакомить школьников с общественно-политическими событиями, происходящими в нашей стране и за рубежом, приучать их регулярно читать газеты, слушать радио или смотреть телевизионные передачи о текущих событиях. Учащиеся должны быть в курсе дел страны, выходить за «рамки», за порог школьной жизни.
Местный краеведческий материал - еще одно средство ознакомления школьников с жизнью. Он помогает им лучше узнать прошлое и настоящее города или села, про-изводственные достижения родителей, близких людей. Все это облегчает включение подрастающих поколений в сферу общественных, трудовых отношений.
Осуществление принципа связи воспитания с жизнью содействует повышению действенности воспитательной работы, преодолению абстрактно-просветительского под-хода в ее организации.
Особенно велика роль труда на общую пользу. Участвуя в этом труде, школьники развиваются духовно и физически, познают самую высокую радость - радость творчества, созидания.
Новое время рождает новые формы общественно полезного труда школьников: учебно-опытные хозяйства при школах, различные трудовые объединения школьников.
В разнообразной деятельности не только формируются, но и совершенствуются, проверяются моральные убеждения школьников, развивается сознание, интенсивно накап-ливается опыт, развиваются и обогащаются нравственные чувства. Правильная организация практической, общественно полезной деятельности создает тот фундамент, на котором воспитывается ребенок. Общественно полезная деятельность - это взаимодействие личности с окружающим миром. Она не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, а включает в себя и вооружение умениями и навыками, необходимыми в труде и в общественной жизни. Эта деятельность создает реальные пути для формирования личности. Вне такой деятельности воспитание лишается материальной основы и сводится к бесплодному морализированию.
Успешному решению задач нравственного воспитания содействуют и другие виды деятельности школьников -учение, разнообразные игры, занятия физкультурой и спортом, участие в художественной самодеятельности, работа в технических, сельскохозяйственных и других кружках.

В. А. Сухомлинский большое значение придавал духовной деятельности. Он писал: «Духовная деятельность - это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглуб-ление и анализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. . . Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания»'.
Воспитание в труде, в активной деятельности базируется на идее, что труд - могучий воспитатель. Он создает материальную основу для развития задатков и способностей человека, для формирования его мировоззрения и морального облика.
Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанников был сформулирован А. С. Макаренко: «. . . Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Требовательное отношение к воспитанникам и уважение к ним - это две стороны гуманного отношения к личности. Если педагоги верят в силы и возможности воспитанников, доверяют им, ребята стараются оправдать это доверие, у них появляется чувство уверенности в своих силах.
Соблюдение принципа единства требований и уважения к личности означает, что воспитатели должны постоянно предъявлять детям посильные требования, не потакать слабостям и капризам. Вместе с тем важно проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, разумную любовь. При этом условии создается атмосфера взаимного доверия.
Систематичность, последовательность и непрерывность воспитания - один из важных принципов организации педагогического процесса в детском саду и школе. Воспитание - длительный и сложный процесс, последовательная, систематическая работа по формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения. Дети приходят в детский сад, начальную школу с определенным запасом положительных и отрицательных качеств. Положительные качества следует развивать и закреплять, а отрицательные -изживать, преодолевать.
'Сух ом л и некий В. А. О воспитании. - 2-е изд. - М. , 1975. ~С. 239. 95
Систематичность воспитания предполагает соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков. Воспитательная работа должна опираться на усвоенные знания, умения, навыки, привычки, на жизненный опыт детей. Процесс воспитания носит ступенчатый характер. Например, при организации нравст-венного воспитания на первой ступени дети усваивают простейшие нормы и правила морали; у них начинают пробуждаться нравственные чувства и вырабатываются первона-чальные навыки поведения. На второй ступени на основе простейших представлений о нормах и правилах поведения у школьников формируются этические понятия, обогащаются нравственные чувства и вырабатываются умения правильно поступать, соблюдать нравственные нормы. Третья ступень характеризуется формированием нравственных убеждений, дальнейшим развитием нравственных чувств и выработкой устойчивых привычек поведения.
Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы детей предполагает единство педагогических требований со стороны всех учителей, сочетание индивидуальной воспитательной работы с воздействием на ученический коллектив, с развитием творческой активности, инициативы и самостоятельности. Взаи-мозависимая деятельность воспитателей и детей строится на доверии и уважении друг к другу. Там, где нет доверия и уважения к воспитанникам, где нарушается педагогический такт, возникают конфликты. К сожалению, есть еще сторонники «жесткого» воспитания, применения «силовых» мер воздействия. Это несовместимо с гуманизмом, с педагогикой уважения и убеждения. Порой допускается и другая крайность - самоустранение воспитателей, педагогов от руководства деятельностью детским коллективом, не-вмешательство в его дела. Преодолению подобных недостатков содействует творческая реализация принципа сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности детей.
Заслуживает внимания и принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. По мере развития ребенка и перехода от одной возрастной ступени к другой изменяются формы, методы и средства воспитательной работы. Например, в воспитании дошкольников и младших школьников приучение занимает гораздо большее место по сравнению с убеждением, и это не случайно. Ведь малыш не всегда в состоянии осмыслить важность и необ-

ходимость соблюдения принятых в обществе норм и правил поведения. К ним его подводят постепенно в процессе систематической работы. «Чем моложе ребенок, - писал В. Г. Белинский, - тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий»'.
5. 3. Методы воспитания
В Российской педагогической энциклопедии методы воспитания определяются следующим образом: «Методы воспитания - это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий2. Другими словами, методы воспитания - это способы организации совместной деятель-ности воспитателей и воспитанников, направляемые на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки различных жизненных ситуаций, поступков и поведения других людей и своих собственных. Приемы воспитания, как и в обучении, - это отдельные действия внутри метода, зачастую более специальные, конкретные (менее общие). Например, оценка поведения ребенка в целом или отдельных его поступков - важный метод воспитания. Но для того, чтобы дать такую оценку, воспитатель использует самые различные приемы - менее общие методы в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей детей и других обстоятельств. Он может вести наблюдения за детьми, стимулировать или критиковать поведение и поступки детей, может поставить оценку или дать словесную характеристику и др.
В обыденной воспитательной деятельности воспитатель может не задумываться, каким методом он пользуется. Но оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии собственного поведения в сложных воспитательных ситуациях, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений дан-
I Белинский В Г. Избр пед. соч. -М. , 1948. -С. 220-221. 2РПЭ. -Т. 1. -С. 569.

ной воспитательной задачи. Овладение методами воспитания позволяет педагогу не только ответить на вопрос:
«Что делать каждый день?», но и определить, что нужно делать дальше.
Выбор конкретных методов воспитания зависит прежде всего от общих целей и конкретных воспитательных задач, определяющих содержание воспитания, от особенностей детского коллектива и каждого отдельного ребенка, от роли и места его в коллективе, от особенностей творческого стиля педагога, от характера его общения с детьми, различных внешних обстоятельств и т. д. Эти обстоятельства часто не позволяют педагогу точно спланировать методику воспитательной деятельности - он должен быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и соотносить свои действия с непредвиденными обстоятельствами. В этом и состоит творчество, искусство воспитателя - в умении видеть изменения в коллективе детей и быстро адекватно реагировать на них. Но независимо ни от чего главное в деятельности учителя - продуманные, сознательные выбор и применение воспитательных методов. При этом педагог, отправляясь от воспитательной цели, руководствуется принципами воспитания и учитывает соответствующие условия воспитательного воздействия. Если педагог хочет прийти к самым высоким результатам в воспитании и полностью исчерпать все воспитательные возможности, он должен постоянно искать оптимальный путь к цели. Для хорошего учителя неприемлемы шаблоны, он ищет новые решения в самых стандартных ситуациях, осваивает новые методы и приемы, с помощью которых можно добиться того, чтобы, например, его учащиеся глубже усвоили содержание нравственных норм и требований. Для педагога очень важно осваивать многообразие методов воспитания, так как лишь широкий охват воспитательных методов позволяет воспитателю выбирать и применять по возможности самые эффективные методы в конкретных условиях воспитания, упражняться в их использовании, апробировать новые методы и побуждать детские коллективы использовать эти методы более эффективно.
Даже если определенная группа методов воспитания используется наилучшим образом, сама по себе она неэффективна. В воспитательном процессе одни методы переходят в другие, меняются и взаимопроникают. В применении одних методов четче выступает параллельное педагогическое действие, чем в иных. Именно потому, что убеж-

дения и отношения личности формируются как под воздействием слова, так и посредством практической деятельности, всякая попытка создать логически завершенную систему методов превысила бы наши возможности и оказалась бы в противоречии с живым процессом воспитания, с присущими ему особенностями, а также с требованием творческой активности педагога.
Так же, как в процессе обучения, методы воспитания предполагают совместную деятельность воспитателя и детей. Дети активны, инициативны, воспитатель же вы-ступает как организатор и руководитель их деятельности.
В то же время методы воспитания имеют свои особенности.
1. Источником воспитательных воздействий могут быть не только педагоги, родители, вообще взрослые люди, но и детские коллективы, объединения, оказывающие воздействия через разнообразные формы жизни и деятельности. Педагог целенаправленно использует воспитательные возможности коллектива. Поэтому учащиеся являются не только объектами воздействия, но и субъектами воспитательного процесса. Так же и методы воспитания в сочетании с целенаправленным педагогическим руководством становятся методами воздействия коллектива на личность.
2. Воздействия, которые приводят к изменению или развитию свойств (качеств) личности, достигают этих целей в процессе различных видов деятельности. Педагог должен организовать эту деятельность и создать условия, в которых учащиеся смогут развить в себе и испытать на практике те или иные качества, проектируемые планом и программой воспитательной работы.
3. С помощью методов воспитания развивается и стимулируется собственная активность учащихся. Методы воспитания должны быть направлены на стимулирование активности детей для достижения поставленных целей и на превращение этих целей в перспективы деятельности коллектива.
4. Направленность методов на формирование целостной личности, в силу чего методы воспитания должны использоваться лишь как целостная система. Порой методы воспитания рассматриваются изолированно друг от друга: формирование определенных качеств личности ставится в непосредственную зависимость от применения определенных методов воспитания. Например, сознание личности и ее мировоззрение формируются с помощью

метода убеждения, а поведение - с помощью метода упражнения. Конечно, в определенных ситуациях могут быть использованы те или иные методы. Однако следует обратить особое внимание на то, что, применяя любой метод, педагог должен иметь в виду его влияние на личность в целом.
Применение любого метода должно мыслиться не как изолированный акт, а обязательно в логике действия всей системы методов. Так, эффект использования поощрения или наказания зависит от того, как эти методы воспринимаются коллективом, как сочетаются с другими методами. Важно помнить и о том, что педагог всегда, даже того не сознавая, оказывает на детей воспитательное воздействие. Дети следят за его внешностью, за тем, как он говорит, как он одевается, учитывает ли он интересы детей, понимает ли проблемы детей, соответствуют ли его слова делам.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Мы предлагаем классификацию методов воспитания в зависимости от вида деятельности детей, в которой они участвуют и воспитываются.
Методы воспитания в процессе обучения детей, связанные познавательной деятельностью, результатом которой являются знания о природе, обществе, человеке, о мире в целом, о нравственных нормах и правилах поведения, знания из области искусства, литературы, представление о правилах общения людей в группе, коллективе и др. Как было указано выше, именно эти знания необходимы ребенку для анализа и оценки различных явлений и процессов, происходящих вокруг него, для формирования основ мировоззрения, выработки умений анализировать, оценивать поведение и поступки других людей, а также свои собственные, умений видеть красоту природы и гармонию мира; общаться с другими людьми - со взрослыми, сверстниками, младшими; для того чтобы ввести ребенка в мир культуры, в мир, который создан человеческими руками на протяжении многих веков.
Для воспитания в процессе обучения учитель использует практически все методы организации познавательной деятельности: рассказ, позволяющий красочно, ярко, целостно изложить изучаемый материал. Например, рассказать о таком необычном явлении, как гроза, о старинных преданиях, об Илье-пророке, едущем по небу на огненной колеснице и пускающем на Землю горящие стрелы; или расска-
100
зать интересные эпизоды из жизни писателей, художников, ученых, военных, героев. Рассказ можно сочетать с просмотром кинофильмов, картин, демонстрацией опытов и т. д.
Воспитательные возможности рассказа учителя состоят не только в том, что ребенок получает новую интересную информацию, раскрывающую новый для них мир, но и в том, что он попадает в эмоциональную атмосферу, которая создается содержанием и искусством учителя как рассказчика.
Большим воспитательным потенциалом обладает беседа, где ребенок учится высказывать свое мнение, слушать товарищей, доказывать и отстаивать правильность своего суждения. Например, возможно проведение беседы на уроках литературного чтения по содержанию прочитанного учителем или детьми произведения, по составлению характеристик героев (лиса в сказке «Колобок»), оценки их поступков. При этом дети еще и развивают свою речь, учатся правильно излагать свои мысли, что, в свою очередь, способствует развитию их мышления.
Развитию мышления и формированию элементов творческого, самостоятельного решения задач как учебных, так и тех, с которыми ребенок встречается в жизни, спо-собствует проблемное обучение. Учитель ставит перед ребенком проблему: «Можно ли сказать, не вычисляя, будет ли одинаковым значение следующих выражений: (4 + 6) + 16, (4 + 16) + 6; (6 + 16) + 4; «Как связаны между собой ромашка и солнце? Кто из вас найдет самое большое число связей?» и т. п.
Особенно важным в процессе воспитания через обучение является усвоение учащимися норм и правил поведения и общения, а также формирование умений пользоваться ими в самых различных ситуациях. Именно здесь учитель закладывает основы нравственности, умения жить в коллективе, группе. Дети учатся распознавать, что такое хорошо и что такое плохо на литературных произведениях, учебных ситуациях, через дидактические игры, через специальные инсценировки общения, споры и т. д.
Методы воспитания в коллективной практической деятельности, связанные с умениями детей и взрослых общаться в коллективной работе, с выбором и планированием деятельности, с распределением обязанностей между ее участниками.
Разнообразие коллективной практической деятельности детей (труд по самообслуживанию, содержание в чис-
101
тоте помещений, где дети отдыхают и работают, труд на пришкольном участке, уход за растениями и животными в детском саду, школе и др. ), ее ценность для всего детского коллектива, коллективные переживания делают ее притягательной для воспитанников и превращают в решающее условие развития коллектива и воспитания личности.
Успех любой деятельности зависит от того, знает ли каждый ее участник конечную цель. Поэтому первая задача педагога и состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с целями той или иной деятельности. Затем учитель и воспитатель учат детей планированию деятельности: выявлению этапов, распределению обязанностей между участниками, определению сроков выполнения, отчету по результатам.
Затем каждый ребенок, участвующий в деятельности, инструктируется. Таким образом, ребенок получает поручение и инструкцию, как его выполнить. При распределении поручений-обязанностей учителя и воспитатели должны обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их подготовки для участия в коллективной деятельности.
Большое место в процессе выполнения деятельности, особенно если она регулярная и длительная (систематическое учение, постоянные трудовые и другие поручения, спорт, личная гигиена и т. д. ), занимают упражнения, позволяющие вырабатывать привычки детей. Как нужно себя вести в школе, в классе, во дворе, как поднимать руку, как на уроке посоветоваться с товарищем, как организовать выполнение определенной деятельности и многое другое - во всем этом нужно упражнять учеников, пока они не научатся вести себя в соответствии с требованиями общества. Похвалой учитель стимулирует продвижение учащихся, порицанием указывает на недостаточность усилий, которые прилагает ученик. Посредством частого повторения определенных действий школьник приобретает умения, необходимые для самостоятельной организации деятельности. При этом учащийся, плохо выполняющий задания, должен чаще повторять соответствующие действия, пока не достигнет требуемого уровня. Кто опаздывает в школу, тот должен несколько дней подряд до начала урока отмечаться у дежурного и т. п.
Но в использовании методов наказания следует проявлять особую осмотрительность и такт. В процессе упражнения вначале нужно уделять большое внимание точности выполнения действия и лишь затем скорости выполнения.
102
Нужно хвалить детей за успешное выполнение действий, так как это говорит о том, что они преодолели трудности, причем наиболее значимые. В процессе выработки привычек, смысл которых ребенок вначале еще не понимает, нужно проследить за тем, чтобы он позднее этот смысл себе уяснил. Подобные новые знания становятся в конце концов основой формирования и закрепления убеждений.
Отчет детей о выполнении той или иной деятельности способствует закреплению достигнутых умений, знаний и
привычек.
Методы воспитания в игровой деятельности детей в основном совпадают по содержанию с методами воспитания в практической деятельности, ибо игра является одной из ее видов. Игра - это чаще всего практическая деятельность, кратковременная, несистематическая. Мир детских игр многообразен. Многие из них уходят своими корнями в далекое прошлое. Это народные игры. Некоторые из них дошли до наших времен без изменений: лапта, салки (ловишки, пятнашки), прятки, городки и др. ; некоторые изменились со временем, дав начало современным играм и забавам: волан, катание на санках, каруселях, качелях;
появилось и много современных игр, в частности компьютерных. Каждая игра имеет свои правила, усвоение которых также идет через инструктирование и тренировку. Обязательным также является подведение итогов игры. Но в играх больше, чем в других видах практической деятельности, проявляются смекалка и инициатива детей, командная поддержка и взаимопомощь. В игре учитель и воспитатель имеют большую возможность для выявления индивидуальных особенностей детей: лидерства, умений общения, чувства товарищества, сопереживания и др. В игре, как ни в каком другом виде деятельности детей, царят эмоциональный накал, оценка возможностей партнера, самооценка.
Поэтому игра детей в детском саду и начальной школе должна стать одной из ведущих воспитательных деятель-ностей.
Наряду со специфическими методами воспитания в процессе перечисленных выше основных видов деятельности дошкольников и младших школьников выделяются общие методы воспитания.
На первое место теория воспитания ставит методы педагогического стимулирования. При этом выделяются две группы стимулов: внешние и внутренние. К внешним сти-
103
мулам относятся устные поощрения воспитателя и учителя, его оценки, отношение товарищей и др. Внутренние - это те, которые обусловлены интересами, желаниями и потребностями ребенка.
В воспитании детей необходимо стремиться к единству внешних и внутренних стимулов, побуждающих учащихся к активности. Например, контроль, проявляющийся в оценке их поведения и деятельности учителем и товарищами, должен органически сочетаться с оценкой самого себя - с самооценкой. И этому надо учить детей. Пусть первоначально под руководством учителя или воспитателя ребенок попытается ответить на вопросы: «Правильно ли, хорошо ли я вел себя при уборке помещения, на работе в саду, в игре?», «Надо ли было оказать помощь Сереже, накрывая на столы в столовой при изготовлении подарков для бабушек и мам к 8 Марта?» и другие подобные вопросы. Недооценка внутренних стимулов может привести к тому, что ребенок вместо внутренней потребности к деятельности, к достижению высоких результатов будет приспосабливаться к требованиям учителя или воспитателя.
Из многообразия методов стимулирования остановимся на перспективе. Перспективы, основанные на воспитательных целях, отвечающие интересам подрастающей личности и коллектива, являются важными стимулами-побудителями. Стимулирующие перспективы воздействуют на детей лишь при условии, если они не просто выдвинуты воспитателем или учителем, а разрабатываются при активном участии воспитанников, чтобы дети считали их своими, интересными, нужными. Это те цели, которые дети выбрали сами. Например, воспитатель сообщает учащимся «новость» - в школе или детском саду будет праздник для бабушек и мам. Это дальняя перспектива. «А что мы сделаем, чтобы им было у нас интересно, чтобы они увидели все, чему мы научились, что умеем делать?» Воспитатель, таким образом, стимулирует детей на поиски, на выбор интересных дел, на желание показать «товар лицом». Дети вносят свои предложения по организации и содержанию праздника, по его подготовке. Они увидели ясную перспективу своей деятельности, она стала не только внешним, но и внутренним стимулом, а отсюда и эффективным методом воспитания.
Следующим важным методом воспитания являются педагогические требования. «Во всяком случае без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного
104
требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающихся уговариваний, тот делает ошибку» (А. С. Макаренко).
В начальный период жизни коллектива требования в основном нацелены на формирование привычек дисциплинированного и культурного поведения детей в классе во время урока, во время перемен, в столовой, на прогулке и т. д. В любой хорошо работающей школе или детском саду система основных требований регулирует ее внешний порядок, а также поведение учащихся и учителей. Требования во многом носят предваряющий характер, т. е. они отражают не только настоящее, но и будущее состояние коллектива, показывая противоречия на современном уровне его развития и вызывая активность учащихся для разрешения этих противоречий. Постепенно требования обогащаются морально-мировоззренческим содержанием;
с их помощью педагоги ставят перед детьми задачи более высокого уровня значимости, сложности. Чем старше дети, тем выше степень обобщения предъявляемых им требований. Требования способствуют становлению нравственных принципов.
Метод оценки часто выражает результат контроля за успеваемостью и поведением. С помощью метода оценки учитель помогает ученику осознать соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом, приучает детей лучше осознавать и оценивать свое поведение, свои убеждения и отношения, свои знания и умения.
Методы поощрения направлены на утверждение и закрепление положительного поведения детей. К ним можно отнести устную похвалу, положительные отметки, одоб-ряющую улыбку учителя или воспитателя, извещение о хорошем поведении ребенка родителям в письме, благодарность родителям за хорошее воспитание ребенка в семье. Подбадривание словом также способствует формированию у малыша стремления хорошо учиться и вести себя. Необходимо поощрять прежде всего трудолюбие, настойчивость в достижении положительного результата, дисциплинированность и др. Особенно важно похвалить в том случае, если у кого-либо появляются особые успехи, если у какого-либо ребенка, считающегося «трудным», намечается поворот к лучшему. Нельзя поощрять одних и тех же детей, так как в этом случае поощрения теряют свою действенную силу и способствуют разобщению детского коллектива. По мере роста своего педагогического мастерства
105
учитель начинает использовать разнообразные по своей действенности приемы поощрения, выраженные в форме словесного одобрения: «Хорошо!», «Молодец!», «Сразу видно, что постарался!», «Смотрите, вы же можете!» и т. п. Наряду с этим используется система традиционных поощрений: награждение лучших книгой, объявление благодарности, награждение цветными карандашами и т. п.
Среди методов воспитания необходимо выделить и методы наказания. Наказание должно помогать ученику осознать, что он занимается ниже своих возможностей или ведет себя неправильно, должно помогать ему исправиться. К сожалению, воспитатели и учителя начальных классов чаще ругают своих воспитанников, нежели хвалят. При правильном применении оценки и всех стимулирующих и тормозящих приемов учителю необходимо учитывать, как эти меры воспринимаются другими детьми класса, группы, завидуют ли они тем, кого поощряют, радуются ли вместе с ними. Необходимо обращать особое внимание на то, чтобы наказанный ребенок понимал справедливость наказания, ошибочность своего поведения, чтобы наказание поддерживалось детским коллективом.
Методом педагогического стимулирования является и соревнование. Оно стимулирует развитие способностей и выявление талантов каждого ребенка. Используются эти методы в различных видах деятельности. Успешность проведения соревнования во многом определяется установлением точных способов и путей, при помощи которых следует достигать запланированных результатов. Соревнование должно соответствовать интересам детей. Не следует проводить соревнования за получение высоких оценок успеваемости детей, так как оно объективно становится не столько соревнованием самих школьников, сколько соревнованием педагогов. Поэтому там, где организуется подобное соревнование, возможны случаи завышения оценок. Наиболее интересной формой соревнований по успеваемости являются различные олимпиады по отдельным предметам, а также выставки работ детей.
Как видите, методы и приемы воспитания самые различные, но их нельзя использовать механически, без должного анализа особенностей своей группы детей. Надо всегда искать ту совокупность методов, которые позволяют легче, быстрее и качественнее достигать поставленных целей. Здесь так же, как и в обучении, цель одна для всех школ, детских садов и других детских воспитательных
106
учреждений - воспитать ребенка нравственным, понимающим единство и постоянные изменения окружающего мира, понимающим свою принадлежность ко всему человечеству, к стране, где он живет, к народу, нации, которой он принадлежит и которая внесла свой вклад в развитие мировой культуры, в систему общечеловеческих ценностей, к малой Родине, называемой отчим домом. Но методы воспитания не могут быть одинаковыми. Это творчество учителей и воспитателей. И чем выше будет оно, чем разнообразнее будет совокупность методов воспитания, тем выше будут результаты воспитания детей.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление