Главная страница =>библиотека=>оглавление

Глава I СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ



Какую бы деятельность человека мы ни рассматривали, от самой простейшей до сложной, первое, что надо иметь в виду - это необходимость обучения ей. Простейшим дея-тельностям человек обучается на примерах, на показе ему способов, приемов осуществления отдельных операций, действий. Обучающий обычно говорит: «Делай, как я», а ребенок, взрослый повторяют, копируют, усваивают их, упражняются и тренируются в их использовании. Например, мать показывает ребенку, как держать ложку, как делать в доме уборку, как сделать грядку в саду. Взрослый человек, берущийся за незнакомое ему дело, также учится повторять и закреплять отдельные его приемы и операции до тех пор, пока не овладеет ими в совершенстве. Правда, учителем для взрослого человека может быть не только другой человек, но и письменные рекомендации и инструкции, чертежи, схемы и просто уже готовые изделия. Ребенок или обучающийся взрослый получают сумму знаний о способах деятельности. Эти знания называются обыденными, опытными.
Чем сложнее деятельность, тем больше должен знать человек. И ему уже недостаточно обыденных знаний. Тогда на помощь приходит наука: физика, химия, биология, математика, история, языкознание, медицина и др. Представьте на минутку тот багаж знаний, который должны иметь люди, чтобы создать современный космический корабль, компьютер, самолет, чтобы сделать сложнейшие операции на сердце, глазах, осуществить пересадку органов.
И вот перед нами ребенок, будущий специалист, уникальная неповторимая личность, сложнейший развивающийся организм. Как его обучать, воспитывать, формировать? Как сделать из него настоящего, нравственного,
7
знающего, духовно богатого человека, способного не просто трудиться, а быть творческой личностью, способной на большие дела и на великую любовь к людям, к природе, к миру? Здесь уже недостаточно обыденных, приобретенных опытным путем знаний. Нужна наука и исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, нужна специальная подготовка человека к учебно-воспитательной деятельности. Другими словами, необходима подготовка специалистов-педагогов, воспитателей и учителей. А для этого и требуется специальная наука - наука о воспитании и обучении детей, которая называется педагогикой.
Важность педагогики
Педагогическая наука и искусство весьма важны для человеческого рода. Сие ясно усматривается:
1) из важности их цели; 2) из опыта всех времен, сколь много добра сделано через обдуманное воспитание и какие следствия проистекали от небрежения оного. Необходимость обдуманного воспитания совершенно признана между всеми образованными народами. Педагогические правила и педагогические учреждения находятся у всех народов, достигших некоторой степени образования, ибо нельзя себе представить вообще никакого национального образования без тщательного и по плану производимого воспитания юношества. . .
А. Г. Ободовский

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление