Закономерности педагогического процесса


Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т. е. закономерные связи педагогической системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:
Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями.
Связи внутри педагогического процесса;
связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;
между процессами воспитания и самовоспитания;
процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;
между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.).
Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.
2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).
3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.
4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.
5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.
6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.
7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.
8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.
9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.
Внутренние связи процесса обучения
(...) Многочисленными педагогическими экспериментами и опытом работы учителей установлено, что все эти связи носят закономерный характер. При нарушении этих связей процесс обучения не достигает своей цели. Поэтому можно говорить о наличии закономерностей обучения внутреннего по отношению к этому процессу характера. При этом продолжим общую нумерацию закономерностей обучения:
10. В процессе обучения существует закономерная связь между преподаванием и учением.
11. Задачи преподавания и учения закономерно вытекают из общих задач обучения, которые в свою очередь обусловлены общественными потребностями и реальными учебными возможностями обучаемых.
12. Содержание обучения закономерно зависит от его задач.
13. Методы и средства обучения закономерно зависят от задач и его содержания.
14. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов.
15. Только взаимосвязь всех компонентов обучения обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.
Закономерности педагогического процесса в социалистическом обществе имеют принципиальное отличие от аналогичных закономерностей в буржуазном обществе. Это проявляется в коммунистической направленности задач и содержания воспитания, в отсутствии какой-либо дискриминации в воспитании, в диалектическом сочетании методов педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, в умелом учете возрастных (биологических) и социальных факторов при определяющей роли последних, в опоре на коллектив в воспитании, в единстве действий всех субъектов воспитания и др.
Из этих закономерностей вытекают основные принципы обучения и воспитания, которые будут охарактеризованы в соответствующих главах.

Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс

Необходимость выявления специфических особенностей процессов обучения и воспитания
Единство процессов обучения и воспитания не означает что они не имеют своих специфических особенностей. Известно, например, что А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».
Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.
Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.
Соответственно имеют свои доминирующие характеристики задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.
Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.
Говоря более обобщенно, можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения особенно непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.